Модель реализации индивидуальной образовательной траектории среднего профессионального образования

«Вся жизнь человека — это поход за профессиональным мастерством» – такими  словами академик В. П. Беспалько великолепно высказывается о пути становления человека в профессиональной сфере.  

Для того, чтобы стать профессионалом своего дела необходима большая часть жизни, постоянное движение и стремление к мастерству. На формирование профессиональных  и личностных качеств молодежи должен быть направлен специально организованный образовательный процесс, где на первый план выдвигается ориентация на индивидуализацию процесса обучения.

Цель индивидуализации состоит в содействии максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности обучающегося. Помогать ему будут в процессе образовательного процесса тьюторы, руководители образовательных программ, преподаватели, работодатели (рис. 1.)

Задачи индивидуализации:

Индивидуализация,

цифровизация

,

прагматизация

образования

Переход от подготовки учителя-предметника к подготовке

учителя-метапредметника

 

Рис.1. Участники образовательного процесса

Модель индивидуальной образовательной траектории можно представить на педагогических специальностях. Студенты поступают на три специальности 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 49.02.01 Физическая культура, дисциплины учебного плана 1 курса у них полностью совпадают. Мы предлагаем выбор студенту уже с первых дней обучения по всем дисциплинам: это выбор преподавателя, уровня, содержания, например, по учебной дисциплине «Иностранный язык» группы формируются исходя из уровня знаний по предмету после школы и от изучаемого языка; «Математика» выбор преподавателя; «Физическая культура» – выбор содержания. Т.е. можно отказаться от формальных академических групп, на каждой дисциплине у нас может быть разный состав обучающихся.

Во 2 семестре обучающиеся посетят курс «Введение в профессию», в котором будет отражена специфика всех трех специальностей, причем курс будут вести три разных работодателя, с обязательным посещением профильной организации. Т.е. уже к концу первого курса студент будет понимать свою траекторию и делать осознанный выбор по специальности.

На втором и третьем курсах начинается профессиональная подготовка, которая также будет предполагать выбор преподавателя и формата реализации дисциплины. Обязательным элементом являются элективные курсы.

На выпускном курсе предлагается получение дополнительной компетенции по выбору: логопед, инструктор по фитнесу, вожатый. Набор дополнительных компетенций может быть расширен в зависимости от запроса студента или работодателя.

В системе СПО принято опираться на ясную и емкую формулировку этого явления, которую дал А.В. Хуторской: «Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании».

Постепенное внедрение маршрутной системы позволит создать такие психолого-педагогические условия, в которых у студентов с различными способностями и возможностями к обучению появится стимул к обретению своей будущей профессии, стремление к постоянному саморазвитию и самообразованию. Такая модель должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса СПО.