Модели уроков русского языка

 Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы  в средней школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки?

         Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Модернизация  школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя, повышение уровня самообразования, его интереса  к современным технологиям, осознание им основных критериев современного урока.

  В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта  школа должна сформировать систему универсальных способов деятельности учащихся, определяющих современное качество образования.

    В основе моей методической темы лежат требования к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования. Это осуществляется через урок.

       «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,  показатель его кругозора, эрудиции», - писал В.А. Сухомлинский.

Урок как организационная форма – постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса.  Учителю-практику необходимо найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.

Каким же должен быть современный урок? Сегодня  его рассматривают  не только как деятельность учителя (форму  обучения), но в большей степени как деятельность ученика (форму учения).

        Особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее ФГОС)  является их деятельностный характер,  ставящий главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; ФГОС требуют реальных видов деятельности, требуют перехода к системно-деятельностной образовательной системе, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

      Требования времени заставляют учителя применять личностно-ориентированные технологии. Их использование  зависит от того, насколько хорошо учитель знает своих учеников, их потенциал.  Такие уроки  предполагают быстрое включение школьников в учебную деятельность, поэтому особое внимание надо обращать  на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания рабочей настроенности.  Решению этой задачи способствуют активные методы и приёмы, к которым можно отнести анонс, эффект неожиданности, парадоксальности, использование эстетических средств воздействия.

         Исходя из новых требований определены основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока:

учет возрастных индивидуально-психологических особенностей учащихся;

признание ученика субъектом образовательного процесса, способным на саморазвитие;

включение учащихся в совместное творчество, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного процесса;

опора на взаимное уважение, доверие и партнерство.

Продумывая методическую тему,  в первую очередь учитывать именно те возможности, которые лежат в основе современных образовательных технологий: наряду с традиционными педагогическими понятиями формы, средства и методы обучения, в последнее время  широко употребляется термин новые педагогические инновационные учебные технологии.

 Учитель-информатор должен уступить место учителю-организатору активной творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения урока.

Кабинет русского языка и литературы должен быть обогащён таблицами, схемами, алгоритмами, разноуровневым дидактическим материалом, наглядным материалом, мультимедийными программами, видео - аудио, DVD- материалами. Проводить уроки надо с применением компьютера и интерактивной доски.

В «Концепции развития образования» указано, что учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Таким образом, задача учителя - организовать так свою работу с учащимися, чтобы они могли реализовать и развить свои способности как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Большое внимание уделять  вопросу организации урочной среды как среды развития личности. Научно-теоретические семинары, круглые столы, уроки-лекции, уроки-защиты своих научных работ – все это позволяет разнообразить работу и вызвать интерес к предмету.

Система занятий должна быть построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.

       Методика интегрированных уроков помогает дать  определенную сумму знаний в его углубленной форме, исключить перегрузку школьников при развитии творческой активности и познавательного интереса к гуманитарным наукам.

        Практика подобных уроков (например, совместно с учителем истории при изучении творчества А.С.Пушкина или с учителем ИЗО при изучении народных сказок) доказала необходимость интегрирования литературы с этими предметами.

        Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы и которыми мы, может быть, не слишком часто пользуемся.

Информационные технологии

 (как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами.

 

 

Проектная и исследовательская деятельность

 

как средство всестороннего развития ребенка.

Нестандартные

, в том числе 

интегрированные уроки

 как средство развития творчества,  креативности мышления личности обучающегося.  

Технологии модульного обучения по системе профессора А.Третьякова. 

Особый вид модульного обучения – подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований.

Технология разноуровневого обучения (

зависит от

 

времени, необходимом ученику для усвоения учебного материала).

Индивидуальные образовательные технологии

 

а) создание ситуации успеха для каждого ученика,

 

б) индивидуальная работа с одаренными детьми.

Работая над формированием языковой компетентности учащихся, считаю, что учителям русского языка и литературы необходимо опираться как на традиционные методы и приёмы, так и новые технологии обучения. Остановлюсь на наиболее значимых, на мой взгляд, технологиях обучения, помогающих мне формировать и совершенствовать языковую компетентность учащихся.

 Авторская технология обучения русскому языку Ю.А. Поташкинойдоцента ВГПУ. Основной целью автора концепции является интеллектуальное и речевое развитие учащихся средствами русского языка как учебного предмета. Её отличительными особенностями являются:

1) признание приоритетной задачей учебного предмета «русский язык» формирование словесно-логического мышления учащихся, опирающегося на осознание форм и структур родного языка;

2) целостное представление всей системы родного языка в основных её чертах учащимся до 10-11 лет, то есть в возрасте, когда закладываются базовые возможности главнейших психических функций;

3) смысловой подход к фактам языка (метод «активной грамматики»), способный обеспечить учащихся сущностными знаниями о языке, а с ними понимание изучаемого материала:

4) в теоретической части: использование оригинальных логико-структурных схем, что обеспечивает развитие логических и речевых способностей учащихся;

5) в практической части: работа с алгоритмами и алгоритмизированными таблицами;

6) по правописанию: решение орфографических или пунктуационных задач, являющихся тренажерами для выработки навыков правописания;

7) по грамматике: поиск дифференциальных признаков грамматических явлений, помогающих формированию навыков владения лингвистическими разборами;

8) система непрерывного правописного тренинга;

9) письмо со «следами размышлений»  в работах любого типа развивает орфографическую зоркость, не позволяет упускать из внимания аспект правописания при письме;

10)система обязательного речевого тренинга, способствующая формированию устной монологической речи учащихся.

Для формирования языковой компетентности учащихся можно использовать следующие технологические приёмы, разработанные Ю.А. Поташкиной:

в теме «Орфография»:

•  «запрет  на  бездумное  письмо»  –  осмысленная  правописная деятельность с «графической защитой»,

• «свёртка», алгоритмизация правил русской орфографии, их блочная подача,

•  решение орфографических задач как составляющая часть урока любого типа: включение в разминку урока от 7 до 10 орфограмм;

2) в теме «Пунктуация»:

•  синтаксический разбор с расстановкой знаков препинания (в домашнем задании и на уроках – составляющая часть разминки, объяснение постановки пунктуационного знака);

3) в теме «Культура речи»:

•         скандирование («пропевание») лексического минимума с обязательным «проговариванием» орфоэпической нормы, толкованием значения слова.

В  начале каждого урока проводить «разминку», которая включает работу по повторению всех разделов языка; алгоритмизацию правил русской орфографии, их блочную подачу; синтаксический разбор с расстановкой знаков препинания и объяснением правил пунктуации.

             Таким образом, перед учителем русского языка и литературы стоят следующие задачи:

     1. Использование на уроках  инновационных  технологий - обязанность

          любого современного учителя.

2. Формирование языковой и коммуникативной компетенции школьников, культуры устной и письменной речи.

3. Развитие способности речевого самосовершенствования учащихся.

4. Приобщение их к искусству слова, формирование художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, нравственно-эстетических ориентаций, творческих способностей.

Средства реализации инновационных педагогических технологий:

продуктивная деятельность учащихся;

педагогика сотрудничества;

самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся

;

интеграция учебных предметов

;

Внедрение инновационных педагогических технологий повысит квалификационный  уровень  учителя, заставит его  уйти  от стереотипов в преподавании предметов.

Положительные тенденции, наметившиеся в преподавании предметов:

разработка  методических тем по моделированию системы повышения качества обученности;

участие в проведении экспериментов и научных исследований;

разработка учебных программ и курсов;

формирование регулярно обновляемого учебного материала по проблемам преподавания русского языка и литературы в современной школе;

подготовка и проведение олимпиад, конкурсов;

введение активных методов преподавания элективных курсов, дополнительных предметов.

Методические рекомендации учителям русского языка и литературы:

осуществлять преподавание гуманитарных дисциплин через языковое погружение и внедрение современных методик обучения;

развивать профессиональную компетентность через научно-методическую деятельность;

усилить

диагностико

-аналитическую деятельность через презентацию педагогического опыта,  семинары;

усилить работу с одаренными детьми через работу творческих групп и семинаров;

усилить технологизацию предметов через внедрение инновационных технологий.