Статья по теме: «Моделирование, наблюдения и дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 г. Томска, воспитатель Невзорова Татьяна Теодоровна, первая квалификационная категория.

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать.

Где как не в экологии можно широко и эффективно использовать метод моделирования. Большой выбор моделей, сферы моделирования (животные, растения, люди) позволяют ребенку увлечься работой незаметно для него при ознакомлении с объектами живой и неживой природы. Это метод предполагает многократное повторение одного и то же действия.

Именно благодаря этому методу дошкольники могут отмечать состояния погоды в разное время года, заносить свои наблюдения в календарь наблюдений, или наблюдать за появлением птиц, их разнообразием, ростом и развитием растений. По итогам наблюдений с использованием моделей вспомнить, что происходило, как развивались события, самостоятельно делать выводы по итогам своих наблюдений.

1. Развитие памяти.

2. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.

З. Развитие логики.

4. Развитие образного мышления.

5. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

6. Решение дидактических общеобразовательных задач.

7. Содержание информации по всем направлениям учебной программы.

8. Развитие смекалки.

9. Тренировка внимания.

10. Навык правильно воспроизвести графически.

Дидактическая игра – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (Сухомлинский В.А.)

Как известно, самая лучшая форма, в которой дети усваивают любую информацию – игровая.  Как и любые другие игры, дидактические игры по экологии выполняют определенную функцию. Именно благодаря им, появляется возможность формирования экологических знаний у детей, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание, активность в решении некоторых экологических проблем.

Дидактическая игра как средство ознакомления и уточнения знаний о природной среде, как средство ознакомления детей с социальным миром.

дидактические игры:

- «Найди дерево по описанию»;

- «Узнай и назови»;

- «Фрукты и овощи»;

- «Определи на вкус»;

- «Съедобное – не съедобное»;

- «Вершки - корешки»;

- «Когда это бывает»;

- «Кто больше назовет»;

- «Кто наблюдательный»;

- «Перелетные – зимующие»

- «Я загадаю, а вы отгадайте».

В воспитании детей дошкольного возраста именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем природном мире.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают понять, что и как нужно делать; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, что и почему нельзя делать.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.

принципы в дидактической игре:

 1) опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

 2) следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;

 3) поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;      

 4) постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

 5) конкретно и четко объяснять правила.

В результате использования дидактических игр, дети эмоционально реагируют при встрече с прекрасным, проявлять интерес к объектам природы, стараются соблюдать правила поведения в природе, проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней.

В заключении хотелось бы сказать, что использование дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников, позволяет максимально реализовать поставленные задачи данного направления. А также, дидактическая игра выступает как эффективное средство формирования экологической культуры.

Литература:

1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005

2. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Воспитание, образование и

развитие детей 3-4 лет в детском саду.  – М.: Просвещение, 2005.

3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981

4. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М. :Просвещение, 2010