Моделирование социально-коммуникативного развития слабослышащего ребенка на логопедических занятиях в условиях общеобразовательной школы.

Автор: Мунтян Елена Михайловна, учитель-логопед,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59 имени Г.М.Мыльникова», город Курск.

Социально-коммуникативное развитие ребенка с ОВЗ во взаимодействии с окружающим его миром необходимо рассматривать как общение. Общение – одна из самых важных и необходимых человеческих потребностей, основной способ жизни и развития человека. Общаясь с другими людьми, человек познает самого себя, окружающий его мир, социализируется, становится развитой личностью. А ребенок с ОВЗ особенно нуждается в общении.

В нашей школе в рамках инклюзивного образования учится слабослышащий ребенок с кохлеарным имплантом, которому необходимо развитие навыков социального взаимодействия.

Вхождение ребенка с ОВЗ в социальную жизнь осуществляется через подражание, т. е. через моделирование ситуации и поведения.

Метод наглядного моделирования позволяет обогащать словарный запас, способствует закреплению навыков словообразования и словоизменения, совершенствует умения использовать в речи различные синтаксические конструкции, развивает речеслуховую и зрительную память, развивает связную речь, логичность изъяснения, а также развивает творческое воображение за счет постановки ребенка в ситуацию поиска решения логических и практических задач.

Метод моделирования предполагает использование в коррекционно-развивающей работе символов, схем, таблиц, моделей, ребусов, изографов, пиктограмм, что облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

Основные приемы, которыми я пользуюсь в работе со слабослышащим ребенком это:

- мнемотаблицы - эффективно используются при заучивании стихов; пересказе текста. С помощью условных значков кодируется содержание текста. Ребенок декодируя информацию по мнемотаблице, вспоминает и рассказывает содержание стихотворения, текста.

- мнемозагадки - помогают запомнить скороговорки, пословицы, поговорки и понять их смысл.

- мнемотехника – используется при составлении рассказа – описания, пересказе текста, составлении рассказа по картине и серии сюжетных картин. Способствует за счет обобщения материала систематизировать ученику свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Так как основная задача сопровождения слабослышащего ребенка - интеграция его в современное общество, развитие навыка социального общения, то я на занятиях моделирую жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок и, тем самым, способствую развитию социально-коммуникативных навыков.

Обыгрывая различные реальные ситуации ребенок с ОВЗ расширяет свой социальный опыт, приобретает определённые навыки и умения. Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания ребенка о различных сферах жизни и быта людей (правила покупки товаров в различных магазинах, пользование городским и междугородным транспортом, отправление писем, посылок, общение по телефону и т. д.)

При использовании разыгрывания ситуаций, слабослышащий ребенок нарабатывают опыт обращения к людям в различных моделях общения.

Метод моделирования ситуации дает слабослышащему ребенку практические умения применить полученные знания на практике, развивает мышление, воображение, речь и готовит ребенка к умению выйти из сложных ситуаций в жизни. При моделировании той или иной жизненной ситуации у ребенка снимается психологический зажим и страх коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Обыгрывание различных ситуаций способствуют развитию у слабослышащего ребенка самостоятельности, отзывчивости, саморегуляции собственных действий и принятых решений. Слабослышащий ребенок учится сотрудничать, общаться, задавать вопросы и отвечать на них, учится рассказывать, описывать ситуацию, тренирует воображение, усваивает принятые в обществе нормы поведения и культуру общения.

Основные темы, используемые для моделирования жизненных ситуаций связаны с безопасностью и бытовыми трудностями: Семья», «Культура поведения», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Пешеход на улице», «Безопасная дорога», «Пожарная безопасность», «Я - экскурсовод», «Службы спасения», «Правила поведения в природе», «Я приглашу на праздник вас», «Безопасная квартира», «Давайте познакомимся», «Поездка в гости» и т.д.

Смоделированные ситуации провожу в виде игр, игровых тренингов, на которых ребенок приспосабливается к будущей жизни, накапливает коммуникативный опыт, обогащает словарный запас, развивает интеллектуальные способности и навыки взаимодействия.

Сюжетно-ролевые игры, моделирующие жизненную ситуацию, являются хорошим средством для закрепления знаний и умений, развития социально-коммуникативных навыков.

На занятиях отрабатываются правила поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту, в магазине, в общественных местах, при контакте с незнакомыми людьми. Ребенок учится ориентироваться в незнакомых или опасных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к собственной безопасности и безопасности окружающих его людей.

Приведу пример моделирования жизненной ситуации по лексической теме «Транспорт». Провожу беседу по изучаемому материалу, активизирую знания ребенка по данной теме, выясняю виды транспорта, их предназначение, сходства и различия, особенности. Уточняю правила поведения на дороге, переход дороги в определённом месте, выход из транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая) и переход дороги. Моделирую ситуацию «Поездка в гости», когда ребенку необходимо совершить поездку на том или ином транспорте в другой город. Использую при этом прием мнемотехники.

Ситуация 1. «Тебе надо вызвать такси. Что ты будешь говорить диспетчеру?» Инсценирую беседу по телефону. (Выставляется схема такси).

Ситуация 2. «Ты приехал на вокзал. Тебе надо купить билет. Как ты это будешь делать? Что ты будешь спрашивать у кассира?» Я играю роль кассира, а ребенок – пассажира. Работа строится в виде диалога. (Выставляется изображение вокзала, кассира).

Ситуация 3. «На каком автобусе ты хотел бы поехать?» Прошу описать автобус (или другой транспорт), каким он его видит. Назвать правила поведения в автобусе. (Выставляется два разных автобуса. Схематическое изображение правил поведения).

Ситуация 4. «Ты приехал в другой город. Что ты будешь делать? Что ты спросишь у прохожего?». (Выставляется схематическое изображение города)

Ситуация 5. Составляет рассказ о поездке в гости. пора на схемы).

Аналогичная работа проводится и по остальным темам.

На возникающие недочёты и ошибки я указываю мягко и тактично, стараюсь подбодрить, хвалить за умение справляться с заданиями. Каждый успех и новое достижение стараюсь замечать и обязательно говорить ребенку об этом, поощрять его, формируя тем самым веру в успех и собственные возможности.

Используя в работе моделирование жизненных ситуаций, я учу слабослышащего ребенка добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания, формулировать суждения, делать умозаключения, развивать мыслительные процессы.

Таким образом, можно сказать, что моделирование ситуаций, приближённых к реальности, представляют собой один из наиболее действенных и эффективных методов, которые следует использовать при работе с ребенком с ОВЗ.