Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 ?Школа №12? имени Героя Советского Союза Ф.М.Сафонова?
Российская Федерация, 443041, г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А городского округа Самара

Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru



Труд. (технология)-профессионально, интересно, креативно.


?Компьютерная графика? Черчение.                                                                           ?Методические материалы: сценарий урока или внеурочное занятие, технологическая карта                                                                       ?Нанесение размеров на чертежах предмета?
Класс                                                                      








                                                             Усейнова Елена Игоревна  


Учитель изобразительного искусства и черчения.
2025 г. 

Предмет:?Черчение
Тема урока:?Нанесение размеров на чертежах предмета.
Тип урока: Открытие нового знания(ОНЗ), продолжительность 40 минут Учебник: Черчение: учебник для общеобразовательных. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский /. – 4-е изд., дораб. – М.: АСТ: Астрель, 2022 – 221 с: ил.) 
Прогнозируемые результаты   освоения учебного предмета ?Черчение? В условиях работы по новым образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования уделяем больше внимания на формы и планируемые результаты учебной деятельности обучающихся. Главный акцент осуществляется на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты?изучения черчения подразумевают:
- ?формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах технического творчества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности   и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 
  Метапредметные результаты: 
- формировать навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
- уметь адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи
- самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства;
- самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Предметные результаты:
- приемы работы с чертежными инструментами
- правила выполнения чертежей;
- принципы построения наглядных изображений;
- анализировать графический состав изображений;
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
?- пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;
-выражать средствами графики идеи, намерения, про
- формирование представлений о мире профессий;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта.
   Дидактические средства:?учебник по черчению. памятки, карточки с заданиями для групповой работы.                                                                                                       Оборудование: Формат А 4, готовальня, карандаши разной мягкости, ластик, линейка.
Этап урока
Виды работы, формы, методы, приемы
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Планируемые результаты



Деятельность учителя
Деятельность обучающихся



Мотивация к учебной деятельности
Словест
ное приветст вие.
?
?
?
?
Приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Прозвенел звонок, Приветствие ребята вы готовы к нашему уроку?
?

Организовывают рабочее место.
Здороваются с учителем.
?
?
?
?
?
?
?
?
Личностные: - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Метапредметные:
Организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.
Организовать детей.
Проверить готовность к уроку.
?
?
?
?
?
?


Практическая работа? Нанесение размеров на чертежах предмета?
.
Ребята, сегодня мы научимся правильно наносить размеры на чертежах предмета. Как вы думаете в современном мире где могут пригодится нам эти знания и как можно их применить .
Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.
?

Создать позитивное настроение.

Актуализация знаний
Правила выполнения нанесения размеров(эскиз чертежа)
Демонстрация образца чертежей ,комментирование  правила построения графического чертежа детали предмета.
Самостоятельно выполняют чертёж по образцу
Личностные:
проявлять старательность.
Метапредметные:
правильно располагать виды на чертеже, нанесение размеров с учётом формы предмета.
Предметные:
- принципы построения наглядных изображений;
- анализировать графический состав изображений;

принципы построения наглядных изображений;
- анализировать графический состав изображений;


Постановка учебной задачи
?Правила выполнения нанесения размеров (эскиз чертежа)
?
?
?
?
?
?
?
Организовывает проведение графического исследования.
 (Учитель показывает на доске приемы основных построений и нанесений размеров с применением
основных правил выполнения и обозначения на чертеже.
Смотрят на доску, анализируют свой чертёж сверяя с образцом на доске.
?
Личностные:
проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.
Метапредметные:
учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.
Предметные:
Повторяют понятия виды чертежа вспоминают правило нанесения размеров
Формировать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.


Формулирование темы и целей урока (нанесение размеров на эскизе )
Проводит сравнение, обобщение, параллель с ранее изученным.
Организует работу над ошибками, проводит анализ затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока
Ребята какой вариант правильного нанесения размеров на чертеже?
- Значит мы не научились ещё анализировать сложные детали
- Правило нанесение размера с учётом формы предмета?
- Как правильно наносить размеры? Какие размеры бывают на чертеже и как правильно указать размеры на чертеже

Размышляют.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему и образовательные цели урока.




Сценарий занятия по Черчению ?Нанесение размеров на чертежах предмета?
Орг. момент – 5 минут
Новый материал – 10 минут.
Закрепление – 20 минут
Заключительная часть – 5 минут.

Учитель:?Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас!?Посмотрите, всё ли готово для проведения нашего занятия??Ребята, сегодня мы будем выполнять практическое задание нанесение размеров на чертежах предмета, для начала отгадайте загадку:                                                                                                                                               Мой циркач, циркач лихой                                                                                                       Чертит круг одной ногой,                                                                                                                   А другой проткнул бумагу ,                                                                                                            Уцепился и не шагу
Ученики: Циркуль
Учитель:?Молодцы! Давайте поближе познакомимся с циркулем и применением его в работе над чертежом. Внимание на экран (демонстрация видеоролика или презентация)
?
Учитель:?Ребята, я вам раздаю карточки с заданием, тут мы с вами видим требование к заданию. Построить виды чертежа, нанести размеры с учётом формы предмета с применением циркуля.
Учитель:?Работать с линейкой и циркулем мы умеем. Давайте выполнять задание, но прежде чем начать чертить, вспомним правила выполнения чертежа, основные термины и понятия.
(Ученики называют правила выполнения чертежа)
Учитель: Прекрасно! А теперь давайте рассмотрим чертеж и   приступим к выполнению задания.
Ученики: Мы начинаем выполнить практическую работу с применением циркуля, наносим размеры с учётом формы предмета. Учитель: Все правильно, даю вам время на самостоятельную работу
Самостоятельное применение нового знания. 
(Дети самостоятельно выполняют чертёж. Педагог оказывает необходимую помощь.)
Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю презентовать вам свои работы.
(Проходит коллективная оценка работы по вопросам: есть ли ошибки в чертежах, Дети сравнивают свою графическую работу   с образцом на доске, находят самостоятельно ошибки.
Учитель: Ребята, скажите, что мы делали, о чем говорили?
(Ребята отвечают на поставленные вопросы)
Учитель: Ребята, прежде чем расстаться, я предлагаю еще раз посмотреть на доску, выбрать карточку, которую было легко выполнить и выбрать задание в котором были сложности.
Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. До встречи!