Может ли искусственный интеллект заменить учителей?
В современном мире технологии достигли невероятного уровня развития. Ещё недавно мы не могли даже представить, что сможем общаться с людьми по телефону из любой точки мира и видеть их лица через экран. Однако эти идеи уже были в воздухе, и многие верили, что роботы смогут заменить людей во многих сферах жизни. И действительно, во многих профессиях уже произошли замены. Роботы выполняют сложные вычислительные задачи, анализируют большие объёмы данных, а беспилотные автомобили и грузовики освобождают водителей от необходимости постоянно находиться за рулём. Сложно не согласиться с тем, что машины значительно упрощают жизнь людей. Но тогда возникает вопрос: если роботы так уникальны, почему они до сих пор не заменили учителей?
Многие считают, что так было бы лучше, но действительно ли это так? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём небольшое исследование. Роботы действительно уникальны, но они не могут заменить всё. Например, искусственному интеллекту не свойственен навык критического мышления. Критическое мышление — это процесс анализа и оценки событий и явлений, который позволяет делать обоснованные выводы. Оно помогает давать верные оценки, интерпретировать информацию, отличать правду от лжи, даже если она скрыта, а также применять полученные знания в различных ситуациях и проблемах. Кроме того, машины не могут творить и чувствовать, поэтому заменить те сферы жизни человека, где есть хотя бы немного творчества, они просто не способны. В подтверждение этого можно сказать, что многие специалисты в области будущего убеждены: креативность нельзя запрограммировать. Ведь такие качества, как: уважение, сострадание, сочувствие, артистизм, любознательность и воображение, присущи только человеку и являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Но самое главное — каждый учитель — это своего рода психолог, который ищет подход к каждому ученику, поддерживает его, находит с ним контакт и помогает лучше себя чувствовать в социуме. А разве искусственный интеллект может так?
Конечно нет, ведь машины не имеют никаких чувств, а значит, и найти общий язык с каждым учеником они не смогут. Поэтому совместное творчество учителя и ученика остаётся процессом взаимодействия людей, а не людей и машин. Всё, что связано с личностью, мотивацией, творчеством и критическим мышлением, не может быть полностью заменено машинами. Если мы хотим жить среди людей, мы должны помнить, что человек может быть образован только человеком.
Да, со временем меняются роли и характер взаимодействия «учитель — ученик», и такие изменения будут продолжаться. Будут изменяться школы, появляться новые образовательные организации. Но даже в них образовательный процесс будет оставаться сотворчеством людей, площадкой общения и взаимодействия, диалога и развития.
Таким образом, хотя технологии и играют важную роль в образовании, полная замена учителей роботами не является оптимальным решением. Вместо этого стоит сосредоточиться на использовании технологий для усиления и расширения возможностей учителей.