* {font-family: Times New Roman; font-size: 10pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {text-align: left; margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt;} .Hyperlink {text-decoration: underline ;} .Колонтитулы {font-family: 'Helvetica Neue'; font-size: 12pt; color: #000000;} .Основной текст с отступом {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; color: #000000;} .Hyperlink.0 {font-family: 'Times New Roman'; color: #0000ff; font-style: italic; text-decoration: underline ;} .Обычный {font-family: 'Calibri'; font-size: 11pt; color: #000000;} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;}

Направление конференции: Детско-юношеский спорт как основа спортивного резерва

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В КОМПЛЕКСНЫХ ДЕТСКИХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ ИГР «ДЕТИ АЗИИ»

МБУДО «ДЮСШ№6 «Стерх» ГО «город Якутск»,

Российская Федерация, РС(Я), г. Якутск.

Maksimova V.,

MEI «Ch&YSS 6 «Sterkh», Yakutsk, Russia

Аннотация: Рассмотрена история и опыт проведения мероприятия, степень влияния подготовки к ним как начальный этап на пути к Олимпийским играм. Определена актуальность участия спортсменов на ранней стадии своего становления в крупных мультиспортивных соревнованиях, в целях поэтапной подготовки спортсмена к Олимпийским играм. Отмечена необходимость проведения подобных мероприятий для подрастающего поколения, в целях всестороннего развития и воспитания.

Ключевые слова: детско-юношеский спорт, спортивный резерв, начальная подготовка, мультиспортивное мероприятие, начальный этап Олимпийской подготовки.

Annotation: The history and practice of the event has been considered, as well as the extent of influence of preparing to it as an initial stage on the road to the Olympic Games. It also determines the relevance of athletesparticipation, at an early stage of the careers, in large multisports competitions with the aim of training of the athletes for the Olympic Games. It defines the necessity of conducting such events for the growing generation with the aim of the all-round development and upbringing.

Key words: children and youth sports, sports reserve, initial training, multisports events, initial stage of Olympic training.

Введение Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта – это создание условий для ориентирования граждан на здоровый образ жизни и их вовлечения в занятия физической культурой и спортом, развитие инфраструктуры и повышение конкурентоспособности национального спорта. Безусловно, всем этому предшествует развитие детско-юношеского спорта и система подготовки спортивного резерва.

Решению всех этих задач отвечает проведение Международных спортивных игр «Дети Азии». Именно поэтому Игры «Дети Азии» пользуются патронатом Международного Олимпийского комитета, ЮНЕСКО, постоянной всемерной поддержкой Правительства Российской Федерации, Олимпийского совета Азии и Олимпийского комитета России.

В контексте данной работы хочется отметить несколько аспектов Международных спортивных игр «Дети Азии», которые влияют на развитие подрастающего поколения и подготовку спортивного резерва.

За более чем 25-летнюю историю проведения Игр накопилась достаточная информация для полноценного анализа влияния Игр на развитие системы подготовки спортивного резерва, становление юных спортсменов в один ряд с величайшими представителями своего вида спорта.

Игры изначально задумывались как международное спортивное соревнование между юными спортсменами азиатского континента, направленное на получение соревновательного опыта в большей части у спортсменов из Республики Саха (Якутия), ввиду отдаленности региона и сложной транспортной логистики для их участия в международных соревнованиях. Как правило, на начальной стадии их развития у Игр не было четко выраженной идеи, стратегии и своей особенности.

Постепенно Игры стали обрастать своим нынешним форматом, принципами проведения. По многим видам спорта было мало, а порой, и совсем не проводились международные соревнования, в том числе и континентальные для спортсменов юношеского возраста. С момента учреждения и проведения юношеских Олимпийских игр, которые впервые состоялись в 2010 году в Сингапуре, у игр появилась своя концепция проведения. Так, Игры проводятся за два года до Юношеских Олимпийских игр, в Играх принимают участие спортсмены в возрасте не старше 16 лет, в каждом виде спорта возраст определяется в соответствии с правилами соревнований по виду спорта, но при этом организаторы стараются сделать так, чтоб спортсмен мог через два года принять участие в юношеской Олимпиаде.

Сегодня для азиатского континента выстроена четкая система подготовки спортсменов к Олимпийским играм. Участник Игр «Дети Азии» на следующий год принимает участие в юношеских Азиатских играх, еще через год в юношеских играх Олимпиады, а уже через два года в Олимпийских играх.

Таким образом, Игры «Дети Азии» становятся стартовой площадкой для подготовки спортсменов к будущим большим стартам и ,получая неоценимый опыт, соревнуясь со своими сверстниками уже в юношеском возрасте, что влияет, в том числе, и на морально-психологическое становление спортсмена.

В свою очередь, у тренерского коллектива страны есть возможность просмотреть спортивный резерв, оценить готовность спортсмена конкурировать с соперниками из других стран.

Это объясняет возрастающую их популярность и востребованность среди стран. За всю историю проведения Игр анализы сравнения по всем показателям дают положительную динамику.

За свою историю в Играх приняло участие свыше 15000 спортсменов из 40 стран, среди них есть не мало примеров успешной спортивной карьеры.

Так, участниками Игр в различные годы были первый в истории Монголии Олимпийский чемпион Тувшинбаяр Найдан, первый в новейшей истории российского дзюдо Олимпийский чемпион Арсен Галстян, первый якутский олимпийский призер по боксу Георгий Балакшин, двукратный чемпион мира по вольной борьбе Виктор Лебедев, Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Вера Бирюкова, рекордсмен мира по плаванию Антон Чупков. В 2018 году более 30 участников Игр «Дети Азии» завоевали медали III Юношеских Олимпийских игр в Буэнос-Айресе. И таких достижений и примеров очень много. Имена этих спортсменов подтверждают девиз Игр: «Дети Азии – начало побед».

Одной из идей Игр также является и гуманитарная направленность разностороннего развития спортсменов. Все те, кто в детстве принимал участие в соревнованиях, получают самые яркие впечатления, которые заряжают их на всю жизнь. Участвуя в спортивной жизни человек получает навыки ведения здорового образа жизни, правил честной игры и учится строить дружеские отношения, несмотря на соперничество в спорте. Участники Игр развивают чувство толерантности и расширяют свой кругозор за счет общения со сверстниками из разных стран.

В Олимпийской хартии сказано, что «Олимпийские игры были возрождены не для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере…, а для того, чтобы демонстрировать честное спортивное поведение, стимулировать интерес к искусствам, способствовать развитию любительского спорта, укреплять мир между народами и добрую волю».

Занятия спортом в юности развивают ум, в зрелом возрасте помогают обрести ясность мыслей, способствуют психологическому здоровью, помогают человеку успешно справляться со многими трудностями и приносят ему радость ощущения жизни. Но человек не будет заниматься спортом, если у него нет внутренней привычки, внутренней потребности вести активный здоровый образ жизни. Именно в детский и юношеский возраст наиболее благоприятный для закладывания и выработки здорового образа жизни.

Таким образом Игры несут разносторонний посыл на становление спортсмена, в том числе и укрепление его в морально-психологическом плане. В спорте бытует выражение: «Олимпийская судьба», что означает не каждому спортсмену высочайшего уровня суждено подняться на высшую ступень пьедестала почёта Олимпиады. Как отмечают многие олимпионики, на Играх Олимпиады витает совершенно особая атмосфера, давит груз ответственности. В такие моменты немаловажную роль играет психологическая готовность спортсмена. Игры дают спортсменам уже в юном возрасте окунуться в атмосферу маленькой Олимпиады, зарядиться их атмосферой, справиться со своим внутренним волнением, поверить в себя. Многим ребятам Игры «Дети Азии» дарят Олимпийскую мечту, стремление к ещё большему упорству в тренировках, для того, чтобы принять участие в подобных спортивных мероприятиях.

Литература:

Олимпийская Хартия

Сайт Международного комитета Игр «Дети Азии»

cagic.org