Региональный этап
Всероссийского дистанционного конкурса
среди педагогических работников, осуществляющих классное
руководство, на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Павловская Оксана Николаевна
советника директора школы по воспитанию
и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Муниципальное автономное нетиповое
образовательное учреждение
«Образовательный комплекс «Слобожанщина»
с. Колотиловка
2024 г.
СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРЯТИЯ:
Пояснительная записка
Тематическое направление
Актуальность воспитательного мероприятия и обос
нование ее выбора.
Целевая аудитория
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
(
связь с другими мероприятиями, преемственность)
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия
Описание проведения воспитательного мероприяти
я(
конспект мероприятия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – гражданско-патриотическое.
Тема воспитательного мероприятия «Мой родной край».
1.2. Актуальность темы
Вероятно, что ничто не может быть роднее на земле, чем место, где ты родился и вырос. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других — маленькое село, но все любят ее одинаково. Наша малая Родина – Краснояружский район с. Колотиловка – один из районнов Белгородской области. Проводя разговоры и беседы с детьми о свое малой родине, убедилась в том, что у детей поверхностные представления о селе, в котором они живут, об истории, достопримечательностях родной земли. В связи с этим была выбрана данная тема.
В современных границах район был восстановлен 22 апреля 1991 года[3] указом Президиума Верховного совета РСФСР № 1054-1. Административным центром района является посёлок городского типа Красная Яруга.
С 1 января 2006 года в соответствии с Законом Белгородской области от 20.12.2004 № 159[4] муниципальное образование «Краснояружский район» наделено статусом муниципального района. На территории района образованы 8 муниципальных образований: 1 городское и 7 сельских поселений.
Знать свое прошлое - значит уверенно стоять на земле. Воспитание патриотизма и уважения к родному краю является одной из важнейших задач современного образования. В рамках этой цели проводятся различные мероприятия, среди которых особое место занимает мероприятие под названием «Мой родной край».
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 5-7 классы учащихся МАНОУ «ОК Слобожанщина» Краснояружского района
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Мой родной край», играет огромную роль и имеет важное значение в работе классного руководителя.
При реализации данной программы используются следующие формы: классные часы, посвященные героям нашего района, беседы экскурсии по местным достопримечательностям и музеям, презентации о истории и культуре родного края. 3. Конкурсы рисунков, фотографий, литературных работ на тему «Мой родной край», экологические акции по благоустройству территории.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Целью воспитательного мероприятия «Мой родной край» является формирование у детей и подростков чувства гордости за свой родной край, уважения к его истории, культуре, природе и жителям.
Основные задачи мероприятия включают в себя: познакомить участников с историей и достопримечательностями своего родного края, привлечение внимания к культурному наследию и традициям местного населения, развитие творческих способностей через участие в конкурсах, выставках и мастер-классах, формирование уважительного отношения к окружающей природе и экологической культуры, создать условия для коллективной деятельности.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
- воспитание российско - гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- осознавать через историю своей семьи в годы Великой Отечественной войны связь с семьёй, селом, страной;
- видеть и понимать взаимосвязь поколений, прошлого и будущего, их преемственность;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование целостного мировозрения;
- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- формулировать в сотрудничестве с классным руководителем проблему и цели воспитательного мероприятия; способствовать целеполаганию, включая постановку новых целей;
- анализировать в обсуждении с классным руководителем условия и пути достижения цели;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- в диалоге с классным руководителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
Предметные результаты
Учащийся научится:
- аргументировать свою позицию;
- читать наизусть стихотворения о войне, мире, победе, Родине.
Проявляют интерес к новой информации; развивает навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия - урок презентация, беседа по вопросам, игра. Выбор обусловлен спецификой заданий и позволяет максимально полно реализовать цели, задачи воспитательного мероприятия, раскрыть потенциал детей и классного руководителя.
Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Для достижения планируемых результатов применялись технологии использования игровых методов и информационно-коммуникационная, позволяющая вовлекать в работу всех детей, а также активизировать «неактивных» учащихся.
Во время внеурочного мероприятия были использованы методы:
Методы:
- беседа;
- практический метод;
- интерактивный;
- словесный.
Приёмы:
- от неизвестного к неизвестному;
- опрос;
- выразительное чтение стихотворений;
- подготовка сообщений;
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения внеклассного мероприятия важное значение имеет предварительная работа с учениками.
К материально-техническим относится наличие интерактивной доски и заранее подготовленной презентации.
Тематически оформленная доска: запись эпиграфа (стихотворение А.С. Пушкина «Родной край! Родная сторона!,»
1.9.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Работа по данной методике учит выполнять задания в группах, формулировать ответы на вопросы, оценивать свои возможности, знания, проявлять интерес к истории своей Родины.
Основная часть
2.1. 1.
-Учитель сообщает тему учащимся заранее, чтобы ученики смоги подготовить доклад по теме.
-Учитель готовит материал для мероприятия, задания и вопросы. Распечатывает цветные фотографии достопримечательностей района и села для проведения игры. Подготовливает презентацию.
2.1.2. Ход воспитательного мероприятия
1 этап - организационный. Сообщить учащимся о предстоящем мероприятии.
2 этап - распределительный. Распределить среди учащихся стихотворения для заучивания наизусть
- Учащиеся отвечают на вопросы учителя, затем сами озвучивают тему внеклассного мероприятия. Выступают с докладами по теме.
Ход мероприятия
Учитель читает написанный на доске эпиграф к уроку - слова русского поэта, Александра Сергеевича Пушкина.
Родной край! Родная сторона!,
«Долг каждого человека – изучить
традиции своего народа, своего края
Гордится славою предков.»
1. Приветствие. Мотивационная беседа. Определение темы и цели внеклассного мероприятия
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вас ждет интересное занятие, прочитайте эпиграф к уроку и сделайте вывод, о чем этот эпиграф, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (Следуют ответы учащихся)
- А давайте вы самостоятельно сформулируете цель нашей сегодняшней встречи. (Показать значение родины в жизни каждого человека).
2. Актуализация первичных знаний.
Учитель: Родина! Какое значение для вас имеет это слово? Что такое малая родина?
Учащиеся:
Это страна, город в которой мы родились и живем, родная природа, традиции и праздники нашего народа, соседи, родная школа. Малая, потому что у каждого в огромной стране есть место, где вы родились - это может быть город, село или хутор.
Учитель:
А какие синонимы можно подобрать к слову Родина?
Учащиеся: Отечество. Отчизна.
Учитель: А где ваша малая Родина? Что интересного вы можете рассказать о ней? (Учащиеся, которые заранее подготовились к мероприятию, выступают с докладом)
Ученик 1:
Моя Родина – цветущий Белгородский край. Родина… Как часто я слышу это слово из уст окружающих. По закону общества, это то слово, которое должно заставлять трепетать сердце истинного патриота.
Это чувство воспитывается дома, прививается детям в школе, но по-настоящему всю силу магической связи между человеком и Родиной можно осознать, не смотря телевизор, не участвуя в патриотических мероприятиях, а живя в родном крае, милом городке или деревушке, где ты родился. Это дорогое сердцу место принято называть малой Родиной.
Малая Родина, что я о ней знаю? Может быть, пока не так много, из того, о чём рассказывают в краеведческих музеях, эти мои открытия ещё впереди, и мне нужно время, чтобы их совершить. Моя жизнь ещё впереди, но я уже осознаю, что никогда не предам свою малую Родину, даже если не буду здесь жить, но я буду часто приезжать, а ещё – с гордостью рассказывать своим друзьям и знакомым о самом лучшем, самом светлом и замечательном, самом дорогом месте на планете Земля!
Ученик 2:
Мой город не очень большой, но от того не менее мной любим. По населению он не большой, однако имеет гордое звание города. Он до сих пор растёт и строится. Думаю, если захотеть, то можно описать его по всей окружности всего за пару часов, даже меньше. И то, это время с учётом всех пробок, что могут возникнуть на дорогах.
А ещё мой любимый город очень зелёный. Его так и называют некоторые – Зелёный город. Это потому, что у нас куча деревьев и других растений. Жители сами высаживают и взращивают их – старожилы даже организовывают целые палисадники под окнами своих домов. Несмотря на то, что дома у нас, в большинстве своём, многоэтажные и достаточно высокие, некоторые даже стараются, покрывая их красивыми и цветущими плющами. В самый разгар цветения это невероятное зрелище. А уж сами жители как ему рады – стоит открыть окно, и ты сразу прикоснёшься к зелёным стеблям и сможешь даже понюхать чудесный и сладкий запах цветов. Наверное, это одна из самых главных причин, почему они так стараются – каждый из них любит свой город, красоту и растения.
А теперь, ребята, скажите, какие достопримечательности есть в нашем Краснояружском районе?
Ученики отвечают:
В районе — Краснояружский краеведческий музей. Дом-дача Ивана Герасимовича Харитоненко. Железнодорожный вокзал станции Свекловичная. Храм святителя Афанасия Александрийского. Храм преподобного Сергия Радонежского. Железнодорожный вокзал станции Илек-Пеньковка. Храм иконы Казанской Божьей Матери. Храм Архистратига Михаила. Музей под открытым небом «Подвиг во имя жизни». Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Храм-часовня Митрофана Воронежского.
Слайды известных мест
Учитель: В истории любого народа особая роль принадлежит передовым людям, чьим умом, деяниями он прославился. Давайте вспомним выходцев из нашего района, которые прославились на всю Россию, а некоторые даже и на весь мир. Знать своих предков, ребята, - значит, не позволить уйти им в забвение. (Подготовленные заранее ученики выступают с докладом). Демонстрация слайдов с историческими личностями.
Игра «На красивые слова скупиться нельзя»
А сейчас, ребята, давайте с вами разделимся на две команды. (Ученики делятся на две команды, учитель раздает бумаги и ручки).
Ваша задача состоит в том, чтобы в течение минуты написать как можно больше слову к Родине. Выигрывает команда, записавшая больше слов.
Учащиеся: независимая, сильная, неповторимая, незабываемая, любимая, свободная, хорошая, бескрайняя, огромная, прекрасная......
Игра «Угадай по силуэту»
Для следующей игры нужны заранее подготовленные материалы– известные достопримечательности Краснояружского района, которые показаны изображения – силуэта.
По данным силуэтам команды угадывают, что за достопримечательность изображена на карточке силуэтом.
Выигрывает команда, которая разгадает больше карточек.
5. Итог занятия. Рефлексия.
-Ребята, чему посвящено было занятие?
Учащиеся: истории нашей малой Родины. О том, какой он был и каким он становится, о выходцах с нашего района, которые прославили его.
Учитель:
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной колотиловский двор.
Воспитательное мероприятие «Мой родной край» имеет большое значение для формирования у детей и молодежи чувства принадлежности к своему родному краю. Оно способствует укреплению межпоколенческих связей, сохранению культурного наследия и развитию патриотизма. Поэтому организация и проведение подобных мероприятий должны стать обязательным элементом образовательного процесса. Ведь только уважая и любя свой родной край, мы сможем сохранить его уникальность и красоту для будущих поколений.
Краснояружский район — Википедия (wikipedia.org)