Сейчас у нас больше информации, чем мы можем использовать, и меньше знаний и понимания, чем нам нужно. В самом деле, кажется, что мы собираем информацию, потому что у нас есть возможность это делать, но мы так заняты ее сбором, что не придумали способов ее использования. Истинная мера любого общества — это не то, что оно знает, а то, что оно делает с тем, что знает.

Уоррен Г. Беннис

Информационный поток захватывает и взрослого, и маленького человека, но так трудно превратить информацию в действие. Решить эту задачу в соответствии с требованиями обновленных ФГОС поможет функциональная грамотность. Считаю своей педагогической находкой – развитие функциональной грамотности на уроках математики.

Как инструмент формирования функциональной математической грамотности я использую технологию проектов:

Темы проектов, по которым мы с моими учениками работали: «Арабские цифры. Теории происхождения». Учащимся пришлось углубиться в теорию и применить свои знания на практике.

«Время. Измерение времени. Часы». Удивительно, но современные школьники с трудом определяют время по обычным часам, поэтому проект помогает решить эту проблему.

«Задача одна – решений много». Учащиеся предлагали свои варианты на одну проблему и поняли, что у ситуации есть несколько выходов ее решения.

«Математика в жизни человека». В этом проекте было предложено множество вариантов применения математических навыков, так как математика присутствует в нашей жизни каждый день, хотя и не всегда мы это замечаем.

А еще учащимся очень нравится работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами, что так же актуально.

Игровые технологии (ребусы, кроссворды, математические игры) .Также я использую такие приемы формирования функциональной математической грамотности, как: задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.

Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуациях. (Рассчитай стоимость экскурсионной поездки, если известно, что в поездку отправилось 25 учащихся, а цена одного билета 100 рублей.)

Задачи на формирование математической грамотности младших школьников я применяю на этапах – изучения нового материала, закрепление полученных знаний. Подбирая задания, отталкиваюсь от раздела и темы урока. Например, изучая раздел «Умножение и деление», больше опираюсь на 1-й компонент математической грамотности – понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, и т.д., оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.