Мозжечковая стимуляция. Что это такое?
Мозжечковая стимуляция (МС) позволяет научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, значительно улучшить навыки речи, письма и чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие. Это основные цели мозжечковой стимуляции.
Дело в том, что базисом для овладения всеми видами учебной деятельности является умение ребенка контролировать положение своего тела в пространстве. Когда мы воздействуем на функцию равновесия, а так же даём статическую физическую нагрузку, укрепляется весь организм ребенка: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции. Если ребенок неуклюж, неустойчив, неусидчив, у него нарушена координация движений, он плохо усваивает материал, причина кроется в нарушении работы ствола мозга и мозжечка. В таком случае нам надо нормализовать функции мозжечка, развить межполушарные связи и увеличить пластичность мозга, нужна также нормализация психических, физических и эмоциональных функций ребенка. В этом нам как раз и помогает мозжечковая стимуляция. МС является специальной программой упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и пр.
Для занятий МС требуется различное оборудование: фитболы, балансиры и тому подобное.
Балансир - это тренажер, представляющий собой неустойчивую плоскую поверхность (как правило, на округлой основе, сделанную из дерева или пластика. На плоской поверхности часто бывает специальная разметка с указанием различных зон (см. в Интернете «Доска Бильгоу»).
Как правило, ребенок встает на балансир ногами, пытаясь удержать равновесие. С использованием балансира в игровой форме можно развивать координацию, улучшить работу мозга, совершенствовать равновесие и укреплять мышцы всего тела. Нагрузку на балансире легко регулировать, выставляя ноги ребенка в разных зонах плоской поверхности. Это очень удобно. Можно почти бесконечно повышать сложность задач на балансире, предлагая ребенку манипуляции с разными предметами стоя на поверхности.
Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Подходит для детей аутичного спектра, алаликов, для деток с ДЦП, при моторной неловкости, нарушениях внимания, гиперактивности, задержках речи, слабой обучаемости, поведенческих нарушениях…
У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.
Принципы мозжечковой стимуляции
Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.
Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!
Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.
Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Зачем детям мозжечковая стимуляция?
Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, плохая координация. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.
Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Программа мозжечкового стимулирования улучшает :
1. уровень концентрации внимания;
2. все виды памяти;
3. развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения (подробнее о том, как научить ребенка читать);
4. математические и логические способности;
5. анализ и синтез информации;
6. способность к планированию;
7. работу эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как в школе, так и на специальных корректирующих занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами.
Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность!
Показания для занятий
Как мы уже выяснили, мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.
Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем. Так, мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:
• ЗРР разной степени тяжести.
• Проблема дисграфии или дислексии.
• ЗПР и ЗПРР.
• Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
• Аутизм и другие состояния аутического спектра.
• Алалия.
• Логоневроз (заикание).
• Отставания в развитии моторики и координации.
• Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
• Поведенческие нарушения.
• Несобранность, повышенная отвлекаемость.
• Нарушения осанки.
• Проблемы с обучаемостью.
Результаты занятий на балансировочной доске Баламетрикс
1. улучшается моторно-зрительная координация;
2. двигательные и интеллектуальные способности ребенка
3. синхронизируются;
4. улучшается концентрация внимания;
5. развитие пространственного воображения;
6. повышение уровня интеллекта.
Занятия на балансирующей доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии.