Мозжечковая стимуляция. Что это такое?

Мозжечковая стимуляция (МС) позволяет научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, значительно улучшить навыки речи, письма и чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие. Это основные цели мозжечковой стимуляции.

Дело в том, что базисом для овладения всеми видами учебной деятельности является умение ребенка контролировать положение своего тела в пространстве. Когда мы воздействуем на функцию равновесия, а так же даём статическую физическую нагрузку, укрепляется весь организм ребенка: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции. Если ребенок неуклюж, неустойчив, неусидчив, у него нарушена координация движений, он плохо усваивает материал, причина кроется в нарушении работы ствола мозга и мозжечка. В таком случае нам надо нормализовать функции мозжечка, развить межполушарные связи и увеличить пластичность мозга, нужна также нормализация психических, физических и эмоциональных функций ребенка. В этом нам как раз и помогает мозжечковая стимуляция. МС является специальной программой упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и пр.

Для занятий МС требуется различное оборудование: фитболы, балансиры и тому подобное.

Балансир - это тренажер, представляющий собой неустойчивую плоскую поверхность (как правило, на округлой основе, сделанную из дерева или пластика. На плоской поверхности часто бывает специальная разметка с указанием различных зон (см. в Интернете «Доска Бильгоу»).

Как правило, ребенок встает на балансир ногами, пытаясь удержать равновесие. С использованием балансира в игровой форме можно развивать координацию, улучшить работу мозга, совершенствовать равновесие и укреплять мышцы всего тела. Нагрузку на балансире легко регулировать, выставляя ноги ребенка в разных зонах плоской поверхности. Это очень удобно. Можно почти бесконечно повышать сложность задач на балансире, предлагая ребенку манипуляции с разными предметами стоя на поверхности.

Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Подходит для детей аутичного спектра, алаликов, для деток с ДЦП, при моторной неловкости, нарушениях внимания, гиперактивности, задержках речи, слабой обучаемости, поведенческих нарушениях…

У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.

Принципы мозжечковой стимуляции

Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.

Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!

Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.

Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.

Зачем детям мозжечковая стимуляция?

Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, плохая координация. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Программа мозжечкового стимулирования улучшает :

1. уровень концентрации внимания;

2. все виды памяти;

3. развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения (подробнее о том, как научить ребенка читать);

4. математические и логические способности;

5. анализ и синтез информации;

6. способность к планированию;

7. работу эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как в школе, так и на специальных корректирующих занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами.

Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность!

Показания для занятий

Как мы уже выяснили, мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.

Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем. Так, мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:

• ЗРР разной степени тяжести.

• Проблема дисграфии или дислексии.

• ЗПР и ЗПРР.

• Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

• Аутизм и другие состояния аутического спектра.

• Алалия.

Логоневроз (заикание).

• Отставания в развитии моторики и координации.

• Несовершенство работы вестибулярного аппарата.

• Поведенческие нарушения.

• Несобранность, повышенная отвлекаемость.

• Нарушения осанки.

• Проблемы с обучаемостью.

Результаты занятий на балансировочной доске Баламетрикс

1. улучшается моторно-зрительная координация;

2. двигательные и интеллектуальные способности ребенка

3. синхронизируются;

4. улучшается концентрация внимания;

5. развитие пространственного воображения;

6. повышение уровня интеллекта.

Занятия на балансирующей доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии.