Интегрированный музейный урок (история, литература) по теме:

«Итоги, уроки и значение Великой Отечественной войны»

Володарская О.А., учитель истории и

обществознания

 

Цель: воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к своему родному краю, героическому прошлому своего народа.

Задачи:

Развивающая: развивать познавательную активность, умение самостоятельного поиска и анализа информации; формировать способности обучающихся к новому способу действия;

образовательная: развивать основные компетенции; обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных событиях Великой Отечественной войны; вспомнить художественные произведения, в которых изображена война; продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей обучающихся;

воспитательная: создать объективную основу для воспитания патриотизма, уважения и преклонение перед подвигом советского народа в Великой Отечественной войне; формировать понимание исторической связи поколений, сопричастности к человеческим судьбам через историю своей «малой» Родины.

Общедидактические цели: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные - способствовать формированию у учащихся понимания важности Победы, узнать череду военных событий;

Регулятивные - содействовать развитию у учащихся умения анализировать и делать выводы, активизировать словарный запас школьников;

Коммуникативные и воспитательные задачи:

создать условия для формирования патриотизма у школьников, гордости за Победу, эмпатии к участникам военных событий, слушать и понимать других.

Личностные действия: использовать полученную информацию для личностного роста.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентации Microsoft Power Point учащихся, слайдовая презентация репродукций на военную тему, карточки с вопросами и заданиями, аудиозаписи песен военных лет, фото-, аудио-, видеоматериалы, ноутбук, звукозаписи, экспонаты школьного музея.

Вид урока: интегрированный музейный урок.

Рекомендуемый возраст для музейного урока: учащиеся основной школы

Технологии обучения: при проведении урока и подготовке к нему используется системно-деятельностный подход, проблемная, исследовательская, информационная технологии, технология работы в группе, применение которой способствует развитию коммуникативных навыков, умению общаться в коллективе.

Предполагаемое время урока 45 минут.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Прогнозируемый результат

В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть нравственными ценностями, необходимыми для жизни в современном обществе.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель проверяет готовность класса к уроку. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

-Уважаемые гости, ребята! Позвольте поприветствовать вас в нашем школьном музее.

- Здравствуйте, мы рады вас видеть в стенах нашей школы, а главное в её сердце, школьном музее, где и пройдет наш урок.

Учитель:

Наш музей – это целая в жизни эпоха,

Это множество памятных, значимых встреч,

Экспонаты свои собирал ты по крохам,

И на долгие годы сумел их сберечь.

…………………………………………………………………………………………..

Учитель:

Хорошо, что в школах есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Прикоснись к чужой судьбе и жизни,

Подвигам отцов ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

II. Мотивация к совершению учебной деятельности.

1.Поэтический пролог.

(На экране – заключительные кадры х/ф “Офицеры”, на фоне которых звучит песня “От героев былых времен…”)

Затем на сцену выходит юноша с гитарой, он перебирает струны гитары и читает стихи А. Макаревича.

Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

Гитара замолкает.

Я иногда думаю о том, что вот каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам, то светлой, то мрачной.

Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто боролся за жизнь и смог выжить.

2.Помните!(Глава из поэмы Роберта Рождественского «Реквием»).

Помните! Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти , павших, будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, — заклинаю, — помните!

3.Определение темы урока. Целеполагание.

Учитель истории:

Да, ребята, хочу вам напомнить, что в нашей республики, как и в Российской Федерации Министерство образования объявило 2020 г. в учебных учреждениях годом Памяти и Славы. Этот год знаменателен для всех граждан, проживающих на территории ЛНР – в этом году мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока, скажите, о каком событии мы с вами будем сегодня говорить и о каком нельзя забыть?

- Используя опорные слова, постарайтесь сами определить цель нашего мероприятия:

Узнать ………

Познакомиться …….

Научиться ……..

Поразмышлять…….

Вспомнить……

4.Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Учитель литературы:

- Ребята, а сейчас давайте поработаем в группах.

- Вы помните правила работы в группе?

Работа в группах (проблемные вопросы для обсуждения).

Учащиеся называют правила работы в группах.

1 группа: ребята, в нашем языке существует выражение «Времен связующая нить…». Что для вас обозначает эта фраза?

2 группаак вы думаете, что может служить этой «связующей нитью»? Разделитесь на 2 группы и обсудите.

Учащиеся после обсуждения дают свои ответы. Возможные варианты: слово, произведения искусства (музыка, живопись, книги, памятники, юбилейные монеты, медали, кинофильмы и т.д.), память.

Учитель:

-Действительно, историческая память связывает «времена». Посмотрите, пожалуйста, на тему сегодняшнего занятия.

Учащиеся читают тему на слайде.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Ученик: подходит к патефону (фонограмма «Священная война»)

Учитель истории:

Гордость нашего музея – экспозиция, посвященная ВОВ. Здесь, как нигде, люди ощущают непрерывную связь времен (чтение со слайда). Тот самый длинный день в году, с его безоблачной погодой, нам выдал общую беду на всех, на все четыре года.

Великая Отечественная война – трагическая страница нашей истории. Сколько горя и слез она принесла! Много лет прошло с тех пор. Мало осталось свидетелей и участников тех страшных событий, поэтому сейчас особенно важно встречаться с людьми, пережившими войну, чтобы учиться у них главному – любви к Родине.

Для нас война – это память. О ней мы вспоминаем, когда прикасаемся к прошлому – услышав песню военных лет, взглянув на старую фронтовую фотографию, посмотрев военный фильм, вспомнив легендарный танк Т-34, родную «Катюшу», яростно громившего врага.

Учитель литературы:

1. Ребята, назовите произведения и автора, которые рассказывают о событиях ВОВ.

2. Продекламируйте подготовленные вами стихотворения о войне (опережающее д/з).

Учитель истории:

- Итак, ребята, давайте снова поработаем в группах и выполним задание «Информационный дайджест».

Работа в группах

«Информационный дайджест»

-В более широком значении дайджест — это подборка выдержек из различных источников на определённую тематику.

-Что же может помочь нам сохранить «связующую нить» с тем страшным временем? Вам дан ряд разных информационных источников, ваша задача расположить их на ступеньках лестницы в порядке возрастания для получения достоверной информации об исторических событиях, от истоков к знаниям, которые мы получаем сегодня. Выберите из предложенных вариантов наиболее, удачные, на ваш взгляд. Обсудите в группах. Во время обсуждения звучит песня «Десятый наш десантный батальон».

Варианты ответов даются на слайде (книги, исторические источники, фильмы, картины, фотографии, памятники, учебники). Расположить в порядке значимости для получения исторической информации ( на ступеньках лестницы ).

Учащиеся обсуждают и дают ответы, поясняя свой выбор.

Учитель: Подводит детей к проблемному вопросу.

- Ребята, вы, конечно же знаете, что любая книга, картина, фильм- это субъективный взгляд автора на то или иное событие, а изучение истории по учебнику многим кажется скучным.

Как же сделать так, чтобы события военных лет стали ближе и понятнее нам и будущим поколениям? ( читать больше дополнительной информации, вести поисковую деятельность, расспрашивать очевидцев или их родственников и т.д.)

Учащиеся высказывают свои предположения.

IV. Основной этап деятельности учащихся.Обобщающее повторение и систематизация материала.

1.Учитель литературы.

Для того, чтобы приблизиться к ответу на поставленный вопрос, я передаю слово вам, ребята.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.

Учитель истории:

К нашему счастью, у нас есть возможность общаться с непосредственными участниками ВОВ. Только они могут рассказать всю правду о тех временах. Простые солдаты и офицеры, санитарки и подростки, рабочие и колхозники своими воспоминаниями создают для нас «живую историю». А нам эту историю предстоит передать своим детям. Сегодня мы предлагаем вам проследить за жизнью нескольких солдат этой войны.

Учащимися 11 класса была проведена исследовательская деятельность по трем направлениям.

2.Проектная деятельность учащихся по темам:

«Живая история моей семьи», «Герои Молодой Гвардии», «Ветераны моего города».

Проект «Живая история моей семьи»

Рассказ Романенко Ивана о ветеране в его семье. Действительно, перед нами живая история.

Перед вами выступит ваша одноклассница Браженко Алена. Она проделала объёмную исследовательскую работу, выясняя обстоятельства и подробности жизни своего дедушки.

Проект «Подпольная молодежная организация «Ёлочка»

Выступление Морозовой Екатерины.

Проект «Ветераны моего города»

Выступление Терешкевича Артема и Коренькова Владислава

3.Учитель истории.

Ребята, материалы ваших одноклассников о своих дедушках и бабушках составят основу проекта нашего музея «История Великой Отечественной войны в судьбах наших ветеранов» и новой экспозиции музея. Я предлагаю вам принять участие в нашем проекте. Узнайте больше о военных судьбах ваших родных, ведь нет практически ни одной семьи, которую не коснулась бы война.

Учитель:

Ребята, все, что вы узнаете, вы сможете рассказать своим детям и внукам, и нить, связывающая времена не прервется.

Участников той страшной войны становится, к сожалению, с каждым годом все меньше. Возможно, ваших бабушек и дедушек уже нет в живых. Но с нами рядом, в нашем районе живут ветераны, которые помнят военные годы. Очень важно успеть расспросить их обо всем, встречаться с ними как можно чаще. Наш школьный музей ведет в этом направлении активную работу.

4.Учитель литературы.

На войну отправляли совсем еще молодых ребят. На фронте музыкальных инструментов, кроме гармошки, почти не было. На ней часто играли на привалах, тут же организовывались танцы, пляски, пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов.

Учащийся:

Да, прошагала гармонь вместе с нашим солдатом по всем дорогам войны. «Кто сказал, что нет места песням на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» -помните эти знаменитые строки из фильма «В бой идут одни старики»?

Стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь» было написано в 1941 году военным корреспондентом Алексеем Сурковым и адресовано супруге Софиин даже представить не мог, что его домашнее стихотворение станет известной песней и будет положено на музыку Константина Листова (исполняют уч-ся 11 класса).

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармошка, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

Учитель истории.

Еще впереди 1418 дней, еще каждый полон веры и надежды на скорое приближение победы, еще улыбка и глаза любимых близки и тихая мелодия гармошки навевает воспоминания сидящим в землянке бойцам.

5.Работа в группах. Фронтовые письма

Учитель литературы: выполните следующие задания.

Задание для 1 группы. Напишите письмо ветерану. Сложите листок так, как это делали во время войны, когда отправляли письма с фронта. Эти письма станут также экспонатами нашего музея.

Задание для 2 группы.

Составьте 10 вопросов ветеранам. Мы зададим их при наших следующих встречах с ветеранами ВОВ нашего района.

Во время выполнения заданий звучит песня

6. Учитель истории:

Сохранить память о войне, о погибших – долг перед теми, кто подарил нам мирную жизнь.

Выстояли деды в лихие грозовые годы судьбы. И сегодня мы, молодые, дело предков продолжить должны.

Многие люди после войны вернулись к мирной жизни. Но мы никогда не должны забывать о тех, кто отдал свои жизни за наше счастье.

(Звучит песня «Журавли»)

Ученица:

Помните земляков, погибших в сражениях под Москвой.

Помните земляков, погибших в сражениях за Сталинград.

Помните земляков, погибших в сражениях за город Ленинград.

Помните земляков, погибших в сражениях за Новороссийск.

Помните земляков, погибших в сражениях за Киев.

Помните земляков, погибших в сражениях на Орловско-Курской дуге.

Помните земляков, погибших в сражениях на Украинском и Белорусском фронтах.

Помните земляков, погибших в боях за город Берлин.

- Ребята, Катя перечислила сражения ВОВ, как вы думаете почему именно о них мы говорим? давайте вспомним о них более подробнее. (ученики называют сражения, а на слайде оно загорается.

- Но не стоит забывать нам и о событиях на нашей территории.

22 июля 1942 года в результате немецкого наступления Ворошиловградская область была полностью захвачена врагом, Свердловский район оккупирован.

16 февраля 1943 года воины 610-го полка 203-ей стрелковой дивизии 5-ой танковой армии Южного фронта освободили г. Свердловск.

7.Минута молчания.

Почтим минутой молчания всех тех, кто ушел в бессмертие (объявление Левитана об окончании войны)

8.Учитель истории.

Говорят: «Без памяти о прошлом, нет будущего у народа. А память – это сохранившиеся воспоминания, хранящие следы былых событий, предметы, фотографии фронтовиков, литературные произведения. «И пробуждается поэзия во мне…». Стихотворение собственного сочинения читает учитель-филолог Смирнова О.Ю.

День Победы, 9 Мая,

Слезы, радость, ликует земля,

Та, которую Вы защищали, Этот день  позабыть нам нельзя!   

Мы не смеем забыть ветеранов, Подвиг их мы не сможем забыть.  Ведь они победили фашистских тиранов,                                   

Чтобы мир долгожданный всем нам подарить. 

Будем помнить Сталинград, Севастополь и Керчь,   

До последнего вздоха сражались солдаты,                               

Пронеслась там война, как невиданный смерч,                         

И давно уж в земле спят спокойно ребята. 

                                                                                                     

Уже 75 лет прошло с той поры,

Но слезы не сдержать ветерану-солдату,

Потому что он помнит все лихо войны:                                      

Помнит смерть, помнит кровь и родного комбата. 

                                                                                                   

Мы не забудем Вас, герои!

Победу помнить будем мы всегда.     Кто хоть однажды видел это,                                                       

Тот не забудет никогда!

9.Учитель истории.

«Бессмертный полк» - международное общественное движение по сохранению личной памяти ВОВ. Участники движения ежегодно в День Победы проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих родственников – ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов Сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей. Блокадников, детей войны, а также записывают семейные истории о них в Народную летопись на сайте движения «Бессмертный полк» (демонстрация подготовленного м-ла). Дата основания2011 г., Томск, Россия

Задолго до объявления акции «Бессмертный полк», мы провели поиск материалов в Книгу Памяти ВОВ. В ней представлены фотографии фронтовиков: наших прадедов и прабабушек, учителей-фронтовиков (обратить внимание на стенд «День Победы»). ( показать на папки с материалами).

V.Рефлексия.

Цель этапа: подведение итогов занятия

Работа в группах

Задание: запишите пословицы и поговорки о войне, соберите из слов, наклейте на лист бумаги и объясните смысл, посвящённый теме нашего урока

Учитель раздаёт слова, учащиеся собирают их по смыслу.

Пословицы о войне:

Война народная имеет цели благородные.

Война трудна, да победа красна.

Дружно за мир стоять — войне не бывать.

Бой — святое дело, иди на врага смело.

С помощью незаконченных предложений учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности итоги своей работы на уроке:

-Я узнал(а)…

-Я научился(ась)…

-Мне понравилось…

-Этот урок дал мне для жизни…

-Больше всего мне понравились задания…

-Было затруднительным…

Учитель истории:

Большое спасибо, ребята за вашу работу на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что все, о чем вы слышали на уроке, нашло отклик в вашей душе, заинтересовало вас и теперь ответ на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы события военных лет стали ближе и понятнее нам и будущим поколениям, будет более объективным.

Пройдёт много лет, сменятся поколения, но если есть в нашей жизни что-то настоящее, так это то, что мы победили в самой жестокой из войн, во Второй Мировой войне. Победили ради всего мира, как часть великой коалиции. Победили, отомстив за погибших в окружении под Киевом и Вязьмой, за угасших от голода в Ленинграде, за сброшенных в Бабий Яр, за сожжённых в Хатыни, за выбитых напрочь войной призывников 20-х годов рождения.

Учитель литературы:

И пока мы помним себя, мы просто не имеем права забывать тех, кто дал нам свободу жить, творить. Мы должны помнить, что на наших полях и кровью наших воинов была остановлена неудержимая прежде машина вермахта. Мы должны помнить о тех, кто выстоял и победил. Иначе в нашей жизни нет смысла. Память наша должна быть действенной: это не только открытки ветеранам ко дню Победы, это не только забота о воинских захоронениях, это не только поисковая работа. А это и отпор новоявленным нацистам всех мастей.

Звучит песня “День Победы” Д. Тухманова на стихи Владимира Харитонова.

Учащиеся вручают гостям поздравительные открытки к 75-летию Великой Победы.

VI. Оценивание.

VIІ. Домашнее задание.

По истории: подготовить проект презентацию по воспоминаниям родственников, помнящих войну.

По литературе: Написать сочинение “Мое впечатление от урока “

Большое спасибо нашим гостям за внимание. Предлагаем поближе рассмотреть экспонаты нашего музея, а так же оставить свои отзывы в книге посетителей музейной комнаты.

Надеемся, что этот урок нашел отклик в вашей душе и ждём всегда непременно к нам в гости.