Карнавал животных
Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
- воспитывать интерес к произведениям классической музыки, желание их слушать.
Задачи:
Закреплять представление о том, что музыка может пере
давать образы животных, птиц, рыб, их повадки;
Продолжать учить слышать характер музыки, ее изобрази
тельные и выразительные средства;
Углублять знания о языке музыки, средствах музыкальной выразительности: регистре, динамике, темпе;
Развивать навыки выразительного движения, импровиза
ции;
Способствовать развитию образной речи, активизировать словарный запас детей.
Оборудование и материалы:
Аудиозапись пьес из цикла «Карнавал животных» К. Сен- Санса: «Королевский марш льва», «Слоны», «Аквариум», «Лебедь»;
Портрет композитора;
Картинки с изображением льва, слона, рыбок, лебедя;
Наборы цветных карточек для дидактической игры «Какого цвета эта музыка?»;
Аудиозапись песни «Я на солнышке лежу» В. Шаинского.
Ход занятия.
Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Игровое фонопедическое упражнение «Здравствуйте!».
- Здравствуйте, лошадки! Глиссандо с верхнего регистра вниз. - И-го-го!
- Здравствуйте, козлятки! Глиссандо с грудного регистра вверх.- М-ме-ме!
- Здравствуйте, гусята! Голосовые точки в верхнем регистре. - Га-га-га!
- Здравствуйте, утята! Произносят с понижением регистра. -Кря-кря-кря!
-Здравствуйте, лягушки! Рисуют» голосом.- Ква-а-а!
- Здравствуйте, котята! Глиссандо вверх, потом вниз. -Мяу! Мяу!
- Ребята, как вы думаете почему мы так с вами поздоровались? сегодня мы с вами побываем на карнавале. Вы знаете, что это такое? (дети отвечают) Это такой веселый праздник, бал, на который собирается много гостей. Героями нашего карнавала будут животные, птицы и даже рыбы. А отправит нас туда музыка Камиля Сен-Санса (показываю портрет). А кто он такой? Да, это композитор. А из какой он страны, помните? Он жил во Франции и писал красивую музыку.
Наш карнавал начинается вступлением. Звучат фанфары, они созывают гостей (звучит вступление). Впереди шагает... а кто - нам подскажет музыка (звучит «Королевский марш льва»). Узнали кто это? Конечно же лев - царь зверей. Какой характер этой пьесы (дети отвечают?) Как она называется? А помогли композитору изобразить такого грозного и величественного персонажа разные музыкальные инструменты: фортепиано, виолончель и контрабас. А что слышно у фортепиано (рычание)? Сейчас вы послушаете музыку еще раз и подумаете какого она цвета? (раздаю наборы карточек каждому ребенку) После прослушивания вы поднимите подходящую карточку.
Мы охотимся на льва,
Мы охотимся на льва,
Мы охотимся на льва,
У него точно огненный шар голова,
У него огромная пасть и клыки.
Не вздумай играть с ним вперегонки!
Он рычит точно гром во время дождя,
Ни копья не боится, ни стрел, ни ружья - да!
Если б вы знали, если б вы знали,
Как он прекрасен.
Но если он голоден, он кошмарен,
Точнее кошмарно ужасен!
(звучит музыка, дети поднимают карточки и объясняют, почему они выбрали такой цвет)
-А вы хотите превратиться в львят? Тогда мальчики превращаются в львят. Выходите и усаживайтесь на ковер. А девочки будут черепахами. Черепахи будут лежать на песочке и загорать, и все будут петь веселую песенку. (3вучит фонограмма песни «Я на солнышке лежу», дети исполняют танец-импровизацию)
-Давайте послушаем, кто же следующий пришел на карнавал (Звучит пьеса «Слоны», дети узнают музыку). Какая это музыка? (дети определяют характер). Да, это большой, добрый слон. А что же он делает - стоит, шагает или... Совершенно верно - слон танцует. А какой танец? Конечно, это вальс. Но вальс здесь необычный, его мелодию ведет очень большой инструмент с низким голосом - контрабас. Он показывает неповоротливость слона. Давайте покажем много слонов:
Динь-дон, динь-дон,
В переулке ходит слон.
Старый, серый, добрый слон.
Динь-дон, динь-дон.
-А сейчас мы послушаем еще одну пьесу. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос: кого изображает эта музыка? А здесь вы найдете подсказку (показываю на картинки, изображающие различных животных. Звучит пьеса «Аквариум»). Так кто же это? Вам понравилась музыка? А почему? Какая она (легкая, светлая, изящная, музыка искрится и переливается как чешуя). А какого цвета эта музыка? Выберите нужную карточку.
-И снова мы слышим приближение нового гостя. Кто он, вам придется угадать (Звучит пьеса «Лебедь», дети отвечают). А какая музыка в этой пьесе? Лебедь очень красивая птица и музыка такая же. Какой цвет вы возьмете для нее? (дети показывают карточку и обосновывают свой ответ).
-Давайте и мы изобразим лебедей: движения должны быть плавные, грациозные, руки превратятся в крылья, взмахи широкие, а ножки будут двигаться как у балерин - на носочках, маленькими шажочками (дети исполняют танцевальную импровизацию).
-Ну вот и подошло к концу наше путешествие в мир прекрасной музыки Камиля Сен-Санса. Давайте вспомним какие пьесы мы услышали сегодня? А какая музыка вам понравилась больше всего? А сейчас я предлагаю пройти по залу под «Королевский марш льва». До свидания! (Дети обходят зал и уходят в группу).