Карнавал животных

Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

- воспитывать интерес к произведениям классической музыки, желание их слушать.

Задачи:

Закреплять представление о том, что музыка может пере

давать образы животных, птиц, рыб, их повадки;

Продолжать учить слышать характер музыки, ее изобрази

тельные и выразительные средства;

Углублять знания о языке музыки, средствах музыкальной выразительности: регистре, динамике, темпе;

Развивать навыки выразительного движения, импровиза

ции;

Способствовать развитию образной речи, активизировать словарный запас детей.

Оборудование и материалы:

Аудиозапись пьес из цикла «Карнавал животных» К. Сен- Санса: «Королевский марш льва», «Слоны», «Аквариум», «Лебедь»;

Портрет композитора;

Картинки с изображением льва, слона, рыбок, лебедя;

Наборы цветных карточек для дидактической игры «Какого цвета эта музыка?»;

Аудиозапись песни «Я на солнышке лежу» В. Шаинского.

Ход занятия.

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Игровое  фонопедическое  упражнение «Здравствуйте!».
 - Здравствуйте, лошадки!      Глиссандо с верхнего регистра вниз. - И-го-го!
- Здравствуйте, козлятки!      Глиссандо с грудного регистра вверх.- М-ме-ме!
- Здравствуйте, гусята!          Голосовые точки в верхнем регистре.   - Га-га-га!
- Здравствуйте, утята!            Произносят с понижением регистра. -Кря-кря-кря!
 -Здравствуйте, лягушки!       Рисуют» голосом.- Ква-а-а!
 - Здравствуйте, котята!           Глиссандо вверх, потом вниз. -Мяу! Мяу!

- Ребята, как вы думаете почему мы так с вами поздоровались? сегодня мы с вами побываем на карнавале. Вы знаете, что это такое? (дети отвечают) Это такой веселый праздник, бал, на который собирается много гостей. Героями нашего карнавала будут животные, птицы и даже рыбы. А отправит нас туда музыка Камиля Сен-Санса (показываю портрет). А кто он такой? Да, это композитор. А из какой он страны, помните? Он жил во Франции и писал красивую музыку.

Наш карнавал начинается вступлением. Звучат фанфары, они созывают гостей (звучит вступление). Впереди шагает... а кто - нам подскажет музыка (звучит «Королевский марш льва»). Узнали кто это? Конечно же лев - царь зверей. Какой характер этой пьесы (дети отвечают?) Как она называется? А помогли композитору изобразить такого грозного и величественного персонажа разные музыкальные инструменты: фортепиано, виолончель и контрабас. А что слышно у фортепиано (рычание)? Сейчас вы послушаете музыку еще раз и подумаете какого она цвета? (раздаю наборы карточек каждому ребенку) После прослушивания вы поднимите подходящую карточку.

Мы охотимся на льва,

Мы охотимся на льва,

Мы охотимся на льва,

У него точно огненный шар голова,

У него огромная пасть и клыки.

Не вздумай играть с ним вперегонки!

Он рычит точно гром во время дождя,

Ни копья не боится, ни стрел, ни ружья - да!

Если б вы знали, если б вы знали,

Как он прекрасен.

Но если он голоден, он кошмарен,

Точнее кошмарно ужасен!

(звучит музыка, дети поднимают карточки и объясняют, почему они выбрали такой цвет)

-А вы хотите превратиться в львят? Тогда мальчики превращаются в львят. Выходите и усаживайтесь на ковер. А девочки будут черепахами. Черепахи будут лежать на песочке и загорать, и все будут петь веселую песенку. (3вучит фонограмма песни «Я на солнышке лежу», дети исполняют танец-импровизацию)

-Давайте послушаем, кто же следующий пришел на карнавал (Звучит пьеса «Слоны», дети узнают музыку). Какая это музыка? (дети определяют характер). Да, это большой, добрый слон. А что же он делает - стоит, шагает или... Совершенно верно - слон танцует. А какой танец? Конечно, это вальс. Но вальс здесь необычный, его мелодию ведет очень большой инструмент с низким голосом - контрабас. Он показывает неповоротливость слона. Давайте покажем много слонов:

Динь-дон, динь-дон,

В переулке ходит слон.

Старый, серый, добрый слон.

Динь-дон, динь-дон.

-А сейчас мы послушаем еще одну пьесу. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос: кого изображает эта музыка? А здесь вы найдете подсказку (показываю на картинки, изображающие различных животных. Звучит пьеса «Аквариум»). Так кто же это? Вам понравилась музыка? А почему? Какая она (легкая, светлая, изящная, музыка искрится и переливается как чешуя). А какого цвета эта музыка? Выберите нужную карточку.

-И снова мы слышим приближение нового гостя. Кто он, вам придется угадать (Звучит пьеса «Лебедь», дети отвечают). А какая музыка в этой пьесе? Лебедь очень красивая птица и музыка такая же. Какой цвет вы возьмете для нее? (дети показывают карточку и обосновывают свой ответ).

-Давайте и мы изобразим лебедей: движения должны быть плавные, грациозные, руки превратятся в крылья, взмахи широкие, а ножки будут двигаться как у балерин - на носочках, маленькими шажочками (дети исполняют танцевальную импровизацию).

-Ну вот и подошло к концу наше путешествие в мир прекрасной музыки Камиля Сен-Санса. Давайте вспомним какие пьесы мы услышали сегодня? А какая музыка вам понравилась больше всего? А сейчас я предлагаю пройти по залу под «Королевский марш льва». До свидания! (Дети обходят зал и уходят в группу).