Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 «Теремок» Альметьевского муниципального района, гльметьевск Республики Татарстан

Выступление из опыта работы:

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, как способ сохранения здоровье сберегающих технологий через творческое мышление и воображение у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

I квалификационной категории

Аксёнова Лариса Юрьевна

Альметьевск, 2024г.

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность.

Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и вы заметите, как ребенок преобразится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции. Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Танец как один из видов развлечения способствует эмоциональной разрядке, преодолению негативных эмоций, снятию напряжения. Как известно, в человеке генетически заложена потребность в психической и физическом равновесии, поэтому нам нравится танцевать, особенно детям, которые таким образом могут также выразить себя и удовлетворить потребность в движении.

Именно с помощью соответствующих движений, поз, мимики, жестов под музыку ребенок может передать свое настроение, чувства, переживания, точно раскрыть целостный музыкально-двигательный образ. Все это помогает развивать танцевальное творчество, которое следует понимать как способность ребенка создавать новые движения, варианты комбинирования и усложнения уже известных элементов; а также это умение самостоятельно импровизировать в процессе музыкально-двигательной деятельности в соответствии с особенностями музыкального произведения на основе изученных танцевальных и образных движений.

Танцевальная деятельность также способствует расширению кругозора, активизации познавательных процессов, развитию произвольного внимания, памяти (зрительной, слуховой, двигательной), творческого воображения.

Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Ведущая педагогическая задача - активизировать на занятиях творческие проявления воспитанников, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцораТворческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.

Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

Новизна педагогического опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами танцевального искусства, а также в разработке форм и методов работы с детьми, как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий - кружковая работа.

Танцевальный кружок в детском саду – это одно из самых любимых занятий у детей. Малыши очень подвижны, они не могут долго сидеть на одном месте, поэтому они с удовольствием занимаются танцами.

На занятиях танцевального кружка дети учатся базовым движениям, развивают пластику, координацию, ритмичность, музыкальный слух, актерское мастерство.

Конечно, кружок танцев в детском саду не ставит целью сделать из детей профессиональных танцоров – программа кружка дает первичные представления о танцах, базовых движениях, азы хореографии, и если у ребенка есть способность к изучению танцев – то это видно сразу. Занятия в танцевальном кружке ни к чему не обязывают и не являются обязательными.

Учитывая основные закономерности психического, физического, личностного и музыкально-двигательного развития детей 5-6 лет, мы определили цель и задачи хореографической работы с детьми этого возраста.

Цель: привлечение детей к красоте хореографического искусства; воспитание интереса и любви к танцевальной деятельности; формирование начальных хореографических умений и навыков, усвоение несложных танцевальных движений и этюдов; раскрытие и развитие творческого потенциала, выявление и создание условий для развития одаренных детей, поведения и культуры одежды, воспитывать морально-волевые качества.

Задачи:

познакомить детей с разными видами танцевального искусства (народным, историко-бытовым, бальным, классическим, современным) и доступной терминологией соответствующего хореографического направления;

формировать навыки выполнения хореографических движений, которые соответствуют возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей, способствовать развитию умения свободно владеть своим телом и пользоваться необходимыми средствами двигательной выразительности (подбирать к движениям соответствующие позы, жесты, мимику)

учить соотносить движения с характером музыки, развивать чувство ритма (отображение в движении ритмического рисунка мелодии с помощью хлопков или топанья)

развивать силу и эластичность различных групп мышц, осуществлять профилактику и коррекцию отдельных анатомо-физиологических отклонений;

развивать умение ориентироваться в пространстве при выполнении различных видов музыкально-

ритмических движений

, самостоятельно перестраиваться и выполнять композиционные рисунки ("волны", "завиток", "большие и маленькие звездочки", "концентрические круги" и т.д.);

развивать умение эмоционально переживать игровую ситуацию в танце, находить индивидуальную пластику для раскрытия музыкально-двигательного образа, поощрять к свободной импровизации при составлении собственных танцевальных форм, обращать внимание детей на красоту собственных движений;

воспитывать интерес к танцевальной деятельности, развивать эстетические чувства и художественный вкус, формировать навыки культуры поведения и культуры одежды, воспитывать морально-волевые качества.

Занятия хореографией в детском саду соответствуют требованиям ФГОС ДО и отражают сразу несколько образовательных областей.

Занятия кружка направлены на развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, решая задачи социально-коммуникативного развития.

Задачи познавательного развития решаются в процессе знакомства с культурой народов, у детей развивается познавательный интерес, воображение и творческая активность.

Формируются элементарные представления о видах искусства, восприятие музыки, самостоятельность в творческой деятельности детей как реализация задач художественно-эстетического развития.

В ходе занятий в танцевальном кружке дети знакомятся с названиями движений, элементов костюмов, названиями реквизита для танца, стилей и направлений характера музыки, названиями танцев, что способствует речевому развитию дошкольников.

И, конечно физическое развитие, так как занятия танцами несут в себе двигательную активность, развитие координации и гибкости, способствуют правильному формированию опорно-двигательного аппарата, развитию равновесия, координации движений.

Из собственных наблюдений в работе с детьми я отметила, что занятия хореографией:

развивают художественный вкус;

развивают чувство ритма и темпа;

появляется ловкость и грация в движениях;

развивается актерское мастерство;

формируют умение работать на результат;

дети становятся физически сильнее и выносливее;

укрепляется опорно-двигательный аппарат и мускулатура, улучшается осанка;

двигательная активность укрепляет иммунитет, дети меньше болеют;

развивают волевые качества личности ребенка, дети учатся преодолевать трудности;

улучшаются память, воображение, мышление;

скованные, стеснительные дети обретают уверенность;

формируется умение детей работать слаженно в группе сверстников.

Хореография – искусство любимое детьми. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.

Для укрепления здоровья детей и развития хореографических данных каждого ребенка, в своей практике мною применяются следующие здоровьесберегающие технологии:

- Подвижные музыкальные игры мощный лечебный фактор. Благодаря музыкально-подвижным играм ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения.

Например:  «Музыкальные змейки»

Задачи: 

-учить действовать сообща;

-развивать память и внимание;

-учить отличать разные жанры музыки, характер музыки.

Ход игры: Все играющие делятся на  три группы, построенные в колонны в определенном месте зала. Каждая группа детей выбирает себе определенную мелодию. Например, первая группа выбирает вальс, вторая группа – польку, третья группа – марш. Также выбрать можно и три разные детские песни, или песни из сказок и мультфильмов.

Как только зазвучала одна из мелодий, колонна, выбравшая ее, должна двигаться по залу в любом направлении за впередистоящим. Но вдруг зазвучала другая мелодия, так же действует следующая колонна, а первая останавливается в основной стойке или принимает упор присев. При звучании третий мелодии действия команд  происходят аналогично. Музыка может звучать  в любом порядке. Вот звучит другая музыка,  не выбранная командами, или сигнал педагога «На свои места», тогда все бегут и строятся в колонны на свое  первоначальное место. Какая колонна построится раньше и не ошибется при узнавании своей мелодии, та и выиграет.

- Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку.

Например: Упражнения: «Самолетик», «Лягушка», «Корзиночка»

- Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки.

Например:  Упражнение «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встать прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторить шесть-восемь раз.

Упражнение «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох)

Качели вниз (выдох)

Крепче ты, дружок, держись.

- Пальчиковая гимнастика являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Например:

«Перчатки и мышата»

Шустрая мышка

Перчатку нашла.

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала,

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила всех

И отправила спать.

 

Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Сложить ладони «ковшиком».

Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.

 

Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев.

Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному.

Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку.

- Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.

Например: «Пальма»

Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры: «Выросла пальма большая-пребольшая» -  правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

«Завяли листочки» - уронить кисть.

«Ветви» - уронить руку от локтя.

«И вся пальма» - уронить руку вниз.

Упражнение повторить левой рукой.

«Мокрые котята»

Цель:  Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Ход игры: Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы.  По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

- Улыбкотерапия новая технология, с помощью которой, как считают медики, здоровье детей станет крепче от улыбок педагога. Улыбка это внешний показатель нашего внутреннего состояния. Улыбаясь приходят в тонус все внутренние железы, вырабатываются гормоны, которые активизируют тело, придают быстроту уму и легкость решениям.

НапримерИгра «В этом зале все друзья»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Коммуникативный танец – это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, включающих элементы невербального общения и импровизации, вызывает у детей массу положительных эмоций, что, способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков. Особенностью коммуникативных танцев-игр является то, что они не требуют специальной хореографической подготовки и, в основном, построены на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу.

Например: танец-игра «Сориться не смей», «Бим-бам-бом», «Завертелся кружок»

Используемые мною выше рассмотренные здоровьесберегающие технологии позволяют мне не только укреплять здоровье детей, но и раскрывать в них хореографические способности.

В своей работе особое внимание уделяю музыкально-ритмическому воспитанию детей. Для этого необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, хороводные, парные и сюжетные танцы.

Помимо музыкального слуха и ритма я работаю над выразительностью движений. Для этого беру мини этюды, фрагменты музыкальных сказок, «Теремок»«Кошкин дом» «Муха цокотуха» и т. д

Как я подбираю танцевальный репертуар для детей в том числе и конкурсный? Он должен быть: ярким сюжетным, доступным по возрасту, красочным, с интересно подобранными сценическими костюмами, музыкальным материалом. Очень интересными получаются танцевальные движения с предметами: шарами, крыльями бабочек, цветами и т. д.

Таким образом, среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия в танцевальном кружке является одним из лучших методов организации двигательной активности дошкольников, отвечая требованиям ФГОС ДО. Можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

Литература.

1. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2005.

2. Зарецкая Н.В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ. Айрис-Пресс, 2010.

3. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические задания и этюды на музыку Г.Свиридова. Владос: Москва, 2003.

4. http://www.horeografiya.com