В современном отечественном и зарубежном музыкознании творческое наследие Г.Ф. Генделя является одной из наиболее обширно разработанных областей, привлекающих внимание многих исследователей. Интерес к творчеству композитора обусловлен не только значимостью и проблемностью собственно наследия Генделя, но также общими проблемами искусства эпох Барокко, которая стала привлекать пристальное внимание исполнителей и исследователей, начиная с первой половины ХХ века. «Открытие» музыки этого периода повлекло за собой небывалый ранее всплеск исполнительского интереса. Значительно возросло количество исполнителей, которые специализируются на интерпретации сочинений композиторов XVII-XVIII в., в том числе — Г.Ф. Генделя.
Одним из наиболее востребованных и активно развивающихся жанров Барокко стала опера. Именно в этот период жанр переживает несколько этапов развития: становление в творчестве композиторов флорентиской камераты, развитие, формирование основных жанровых разновидностей, сюжетных, сценических, музыкальных и исполнительских традиций, и, в конце XVIII в. – кризис, который привел к формированию новых музыкально-эститеческих установок. В барочных образцах оперного жанра, пожалуй, в наибольшей степени отразились все характерные черты, музыкальные и эстетические противоречия эпохи, в первую очередь – сосуществование традиций и неудержимого обновления, поиски нового музыкального языка и формирование его стабильных норм, духовные поиски и использование ярких концертных звуковых эффектов и т. д., определенные новым мировоззрением и формированием новой картины мира.
Оперное наследие Генделя велико по объему. Данный жанр является одним из ведущих в творчестве композитора: им написано около 40 произведений, некоторые существуют в нескольких авторских редакциях, сделанных для различных театров, а также ряд опер написан в соавторстве с другими композиторами (поэтому точное число их колеблется от 41 до 47 в различных исследованиях). Кроме того, ряд опер написан на стыке различных жанров (например, серенада «Ацис, Галатея и Полифем»), а ряд драматических ораторий, которые обозначены автором как английские оперы в настоящее время также ставятся на оперной сцене.
Наследие Генделя отличается яркостью музыкального языка, неординарностью и смелостью драматургических решений, но в то же время, Гендель остается в рамках сложившихся традиций оперы-seria и в стилистике барокко. Несмотря на то, что Гендель не стал новатором и реформатором жанра, подобно К. Глюку, В. Моцарту или Дж. Верди (находки которых Гендель во многом предвосхитил), его оперы стали существенной частью мирового оперного репертуара, наряду с аналогичными произведениями Н. Поропоры, А. Скарлатти, А. Вивальди, Р. Кайзера и занимают важное место в репертуарах мировых театров. Большую роль в этом играет тот факт, что музыкальный театр композитора, с одной стороны, отражает эстетику эпохи, а с другой — органично сочетаает самые различные музыкально-театральные тенденции эпохи, что отвечает духу и сущности самого дарования композитора, универсальность и широту кругозора, богатый жизненный опыт.
Первая глава посвящена рассмотрению оперного наследия Г. Генделя в контексте развития оперного жанра в период барокко. Рассмотрены основные жанровые особенности итальянской, немецкой, французской и английской оперных театров на данном этапе развития. Сделан акцент на том, что барочная опера явление сложное, неоднозначное, в обладающее различными национальными особенностями. «Нереалистическая, зачастую совершенно чуждая психологизму, событийно медлительная, но притом сюжетно запутанная, полная визуальных эффектов и отнюдь не лежащих на поверхности символических идей барочная опера властно требует присутствия в личности ее постановщика свойств волшебника или демиурга» - так характеризует основные свойства барочной оперы Л. Кириллина. На основе исследовательской литературы выделены несколько периодов: 1703-1706 гамбургский период, («Альмира», «Нерон», «Флориндо», «Дафна»); 1706-1710 итальянский период, профессиональное совершенствование («Родриго», «Агриппина», серенада «Ацис, Галатея и Полифем»); 1710-1720 лондонско-ганноверский период («Ринальдо», «Верный пастух», «Тезей», «Сулла», «Амадис Гальский», пастораль «Ацис и Галатея», драматическая оратория «Эсфирь»); 1720-1728 деятельность Королевской академии музыки, первого английского оперного театра (13 опер, в числе которых «Юлий Цезарь в Египте», «Тамерлан», «Роделинда», «Александр» и др.).
1705-1711 гг «Превратности царской судьбы или Альмира, королева Кастильская» - первая опера Г. Ф. Генделя, написанная им для Гамбургского оперного театра в 1704 г. и одна из ранних опер, партитура которой сохранилась полностью. Этот первый опыт молодого композитора, написанный под сильным влиянием Кайзера, был необычайно успешным: постановка выдержала 20 представлений. В музыкальной ткани интересно сочетание стилистики немецкой народной песни и итальянского bel canto, что создает дополнительные выразительные эффекты в музыкальной трактовке персонажей. Опера «Альмира стала блестящим отражением тенденций немецкой оперы, а также ярким дебютом молодого композитора, чей талант проявился в должной мере в индивидуализации многих моментов музыкально-композиционного решения оперы.
Вторая опера итальянского периода, «Агриппина», была создана в течении трех недель в Венеции в ноябре 1709 г. и была поставлена в качестве первого спектакля карнавального сезона в театре San Giovanni Grisostomo, современный Malibran. Эта опера завершает итальянский период жизни и творчества Генделя. Он заканчивается взлетом карьеры, яркой постановкой оперы, в которой проявляются новаторские тенденции оперного творчества композитора.
Опера «Ринальдо» после достаточно продолжительного перерыва открывает новый, английский этап творчества Генделя. Несмотря на то, что она фактически написана уже в Англии, ее принципы, с одной стороны, базируются композиторских достижениях предыдущего этапа деятельности и в то же время знаменует появление нового направления. Это первая опера Генделя на сказочный сюжет, в соответствии с которым композитор выстраивает особенности музыкальной драматургии.
Музыкальный материал «Ринальдо» обладал особыми качествами, которые впоследствие будут свойственны зрелому стилю Генделя — сценичностью, драматизмом и зрелищностью, что было подчеркнуто постановочными средствами, использованием сложной машинерии и спецэффектов. «Ринальдо» отчасти завершает период становления Генделя как оперного композитора и открывает новую страницу в его жизни и творчестве.
На основании сделанного анализа в заключении были сделаны следующие выводы.
Оперная традиция эпохи Барокко представляет собой пеструю и разноплановую картину, прежде всего, оттого, что указанный период охватывает достаточно протяженный отрезок времени, а путь, которым шла оперы в разных странах достаточно сильно отличается. Несомненно, доминирующее значение в этом развитии занимает Италия как родоначальница оперного жанра, в которой сложились его основные каноны. Тем не менее, предпосылки в виде национальных тенденций развития народного театра и использования музыки в драматических спектаклях также послужили основой для формирования различных особенностей оперного спектакля как музыкального произведения и как сложно устроенного синтетического вида искусства.
Уже на этапе начального формирования образуются два основных вида оперы — seria и buffa, которые в значительной мере формируют два различных типа музыкально-сценической драматургии, а также основные оперные формы: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хоровая сцена. Благодаря интенсивному развитию музыкально-теоретической мысли и формированию системы музыкально-риторических фигур формируются основные типы оперных арий, кристаллизуется а затем становится формульным музыкальный язык.
Постановки барочных опер изначально впитали в себя традиции торжественных праздничных мероприятий, отличавшихся пышностью, сложностью, многосоставностью. Отвлеченность от повседневности отличала как сюжеты, так и музыкальный язык и постановочныю часть оперных спектаклей, что стало отражением эстетических положений эпохи.
Оперное наследие Г.Ф, Генделя нельзя назвать крейне реформаторским (в сравнении, к примеру, с новаторством Моневерди, Глюка, Моцарта), однако, впитав с молодом возрасте специфику музыкального театра, Гендель стал одним из наиболее ярких творцов барочной оперы. Этот жанр отвечал как харакетру самого композитора, так и особенностям его композиторского дарования, склонности к пышности, торжественности, звукоизобразительности.
Ранний период оперного творчества Генделя показывает, насколько всеобъемлющим характером отличалось его оперное наследие, впитавшее традиции европейских оперных театров — итальянского, французского, немецкого и сумевшего поднять на должный уровень английскую оперу. Три оперы («Альмира», «Агриппина», «Ринальдо») отражают основные тенденции развития барочного оперного спектакля и направление, в котором происходило формирование собственного композиторского стиля Г.Ф. Генделя.