МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Гранковская Надежда Игоревна

учитель музыки

МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

г. Орск Оренбургская область

MUSIC EDUCATION AS A FACTOR IN THE VERSATILE DEVELOPMENT

OF THE PERSONALITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Grankovskaya Nadezhda Igorevna

music teacher

Secondary school 11

Orsk, Orenburg region

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы музыкального образования как фактора разностороннего развития личности учащихся старших классов.

Ключевые слова: личность, развитие, школа, обучающиеся, музыкальное образование.

Abstract. The article examines the theoretical aspects of the problem of music education as a factor in the versatile development of the personality of high school students.

Keywords: personality, development, school, students, musical education.

Музыкальное образование выступает неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие личности ребенка. Установлено, что школьники, занимающиеся музыкой, весьма успешно учатся и по общеобразовательным предметам. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодиться не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности.

В современных условиях одна из задач общеобразовательной школы – это широкое распространение музыкальной культуры среди обучающихся. Учителю необходимо сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех учеников. Д.Б. Кабалевский, создатель программы по музыке для общеобразовательной школы справедливо отмечал, что «главной задачей массового музыкального воспитания является не сколько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» [3, с. 7].

Музыка является абстрактно-чувственным искусством и служит для выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей, в связи с чем содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека и через них происходит отражение образов окружающей действительности.

Согласно точке зрения И.Ю. Дьяченко, «воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению, при помощи своего эмоционального языка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Своими особыми, присущими только ей средствами музыка воспитывает понимание прекрасного, развивает эстетическое отношение как к искусству, так и к окружающей жизни. И чем раньше человек встретится с ней, тем скорее он сможет овладеть всей духовной культурой, стать всесторонне и гармонично развитой личностью» [2, с. 6].

Идея воспитания личности ребенка средствами музыки занимала умы классиков педагогики: П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, В.П. Острогорского, И. Песталоцци, В.Я. Стоюнина, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Среди разнообразных предметов первоначального музыкального образования указанные педагоги выделяли обучение детей пению, работу с музыкальными упражнениями. По их мнению, музыкальные занятия, познания музыкального мира, языка чувств благотворно влияют на становление и развитие духовной сферы личности ребенка.

Музыкальное обучение подразумевает освоение учащимися музыкальных знаний, умений, навыков, а также опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и их музыкально-творческой деятельности.

Музыкальное развитие следует рассматривать как развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей учащихся, развитие всех сторон музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, воображения, а также развитие музыкально-творческих способностей, исполнительских, слушательских и композиторских умений и навыков.

В современной музыкальной педагогике одним из основных понятий является термин «музыкальное образование», который включает в себя музыкальное воспитание, музыкальное обучение и музыкальное развитие. В этой связи, как указывает Н.Г. Тагильцева, музыкальное образование можно рассматривать как определенную организационную систему, ступень, результат или процесс образования школьников, а именно:

систем

у

государственного, частного, духовного, светского

об

разования;

ступень образования

(

дошкольное; школьное

начальное

,

общее, основное общее; специальное; высшее

)

;

систем

у

, включающ

ую

общее и дополнительное образование;

процесс обучения, воспитания, развития учащихся;

результат, включающий личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

[

7

]

.

Обратимся к сущности термина «общее музыкальное образование». Во-первых, музыкальное образование включено в систему общего образования как его неотъемлемая составная часть. Это подразумевает, что абсолютно каждый ребенок, получающий общее образование в школе, не должен миновать его музыкально-культурной составляющей, что способствует его полному и гармоничному развитию. В этом случае музыкальная культура есть часть всей духовной культуры личности. Во-вторых, нужно четко различать общее музыкальное образование и специальное (техническое) музыкальное образование, которое формирует музыкантов-практиков, композиторов, исполнителей и т.д. Главной задачей общего музыкального образования является развитие, поэтому, говоря о музыкальной стороне образования, прежде всего, нужно принимать во внимание близость к самому искусству, умение воспринимать его полно и осознавать значительное место искусства в духовном опыте и жизни человека. Духовный опыт человечества, запечатленный в музыке, должен стать достоянием школьников.

Разрабатывая содержательный аспект уроков музыки, учитель должен учитывать, что основой теории музыкального воспитания учащихся старших классов являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Старшеклассники очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематически организованной музыкальной работы ученики старших классов приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; проникаются содержанием, красотой ее формы и образов.

Музыкальная культура школьника включает эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству, восприятие и интерес к музыке, сформированные знания, умения и навыки осуществления музыкально-творческой деятельности. На уроках музыки необходимо подготовить ученика к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивать у него адекватное музыкальное восприятие, содействовать накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности.

Процесс музыкального воспитания старшеклассников является комплексным и предполагает решение следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:

увлечь музыкой, вызвать интерес и любовь к музыке, способность видеть и ценить ее красоту, развить чувство сопереживания музыкальным образам, т.е. развить эмоциональную отзывчивость на музыку;

развить музыкально-образное мышление, творческое воображение, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами;

развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания, сочинения и импровизации; организации музыкального движения;

развивать музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкой;

формировать опыт применения музыки в быту, досуговой деятельности.

В примерных программах по музыке, разработанных в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, указывается на реализацию цели музыкального образования через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития школьников.

Личностное развитие школьников предполагает освоение мира в различных видах музыкально-творческой деятельности, воспитание самосознания и ценностных ориентаций, формирование эмпатии и эстетической восприимчивости.

Задачи познавательного характера включают развитие художественного мышления, умения наблюдать, размышлять, анализировать свои действия и явления жизни, искусства, музыкальные картины мира.

Задачи коммуникативного характера ориентированы на формирование у учащихся умений коллективного творческого сотрудничества, умений «слышать другого», умений поиска нетрадиционных решений творческих задач.

К задачам социального характера относят освоение культурных и музыкальных традиций Отечества, малой родины, семьи, приобщение к художественным ценностям разных народов мира, зарубежному опыту.

Таким образом, каждая выше названная задача урока музыки состоит в создании организационно-педагогических условий для разностороннего развития качеств личности учащихся старших классов, имеющих приоритетное значение в музыкальном воспитании.

Список литературы

1. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.

2. Дьяченко И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 92 с.

3. Кабалевский Д.Б. Дело всей жизни: Статьи. Беседы. Стенограммы уроков музыки. М.: Журн. «Искусство в шк.», 1995. 256 с.

4. Осеннева М.С. Теория музыкального воспитания: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.

5. Павлова Е.В. Музыкальное образование как необходимый аспект развития личности ребенка // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 135-139.

6. Нурдинов К.П. Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка / К.П. Нурдинов, Д.Г. Умнов // Вестник науки и образования. – 2019. - 22(76). Часть 2. – С. 50-53.

7. Тагильцева Н.Г. Искусство в развитии самосознания детей: теоретические подходы и диагностика: монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. 158 с.

© Гранковская Н.И., 2024