Ростовщикова Лариса Леонидовна,

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида №10» гобольска

Музыкальность и структура музыкальных способностей детей

дошкольного возраста

Музыкальное искусство является одним из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключается в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, силы звучания, ладогармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ воспринимается и трактуется каждым слушателем индивидуально, по-своему.

Воспитательные возможности музыкального искусства неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается только в случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности детей.

Дошкольное детство является таким периодом, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта.

Академик Б. Асафьев, обобщая свои наблюдения за детьми, отмечал неравномерность их развития: у одних хорошую память, а у других - отзывчивость на музыку; наличие абсолютного слуха, сопровождающееся «туповатостью» восприятия более сложных художественных образов, и, наоборот неразвитый слух, порой сочетающийся с глубоким и серьезным интересом к музыке.

Б.М. Теплов выделяет три основных музыкальных способности:

Первая - ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций. Вторая - произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического. Третьей способностью является ритмическое чувство.

Существует абсолютный, а также относительный слух, который имеет особое значение и поддается развитию почти безгранично. В состав музыкальности входит и внутренний слух. Если в узком смысле слова он понимается, как способность представить себе ритмическую или мелодическую сторону произведения, то в широком смысле — это способность внутренне слышать все произведения. Главный признак музыкальности - способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать. Центральное место по праву занимает музыкальный слух, являющийся, по образному определению Б.В. Асафьева «мерой вещей» в музыке. Музыкальный слух - одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей, недостаточная развитость которой делает невозможными занятия музыкальной деятельностью как таковой. Музыкальный слух, в той или иной степени, существует у каждого человека, и кто его активно развивает, тот и становится музыкантом, композитором и певцом.

Музыкальное развитие в дошкольном возрасте подразумевает формирование музыкального слуха, благодаря которому возникает умение на интуитивном уровне различать высоту звука, его тембр, темп, динамику голоса или инструмента.

Музыка, несомненно, оказывает влияние на поведение и поступки людей, так как обладает мощной притягательной и побудительной силой (В. Н. Мясищев).