Статья по теме:
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ЛОГОПЕДИЯ - ДВЕ ГРАНИ ОДНОГО ЦЕЛОГО. ИЗ ОПЫТА СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА «ЗОДИАК-МЕДИА»
автор: Горина Светлана Александровна, педагог дополнительного образования, руководитель студии эстрадного вокала «Зодиак-медиа» МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
Безусловно, каждый родитель хочет сделать своего ребенка счастливой и гармонично развитой личностью. В этом ему на помощь приходит дополнительное образование. Значительную роль в музыкальном развитии такой личности - творчески активной, социально адаптированной, культурной и эстетически развитой, профессионально ориентированной, несомненно, играет образовательная среда в области искусства.
Любая вокальная студия является неотъемлемой частью творческого развития личности. Но с каждым годом все больше и больше ребят приходят заниматься вокалом, имея проблемы с речью и произношением некоторых звуков. И наша студия эстрадного вокала «Зодиак-медиа», не исключение.
Для того, чтобы начать систематическую работу над речью обучающихся важно привести пример проблематичной задачи. Например, если певец во время исполнения вокального произведения не будет четко произносить слова песни, то слушатель может получить искаженную картину, а то и вовсе, не понять смысла песни. Далее, в комичной форме мы показываем данную ситуацию и обсуждаем ее. Именно с этого момента дети начинают осознавать насколько важно для вокалиста правильное звукопроизношение.
Для решения озвученной проблемы в работу на каждом занятии включаются упражнения и тренинги, которые дети терпеливо и нацелено выполняют. Также включается система самооценки и взаимооценки на занятиях, которые также помогают результативно работать над проблемным звукопроизношением детей. Таким образом, к концу обучения, которое составляет пять лет, многие воспитанники забывают о том, что когда то с трудом произносили шипящие или свистящие звуки.
В своей статье я хочу поделиться с начинающими педагогами дополнительного образования, занимающимися с детьми вокалом основными подходами в решении проблемной речи детей.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков во время исполнения вокальных произведений играет четкая, точная, координированная работа малого певческого и артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, перед непосредственным занятием вокалом, полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны детям, доступны, желательно заниматься хотя бы первые два занятия с зеркалом. Это и более интересно и более эффективно. Разминка проводится по несколько минут, в положениях «сидя» и «стоя». Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Положительного эффекта артикуляционной гимнастике так же добавит выполнение ее под счет, с хлопками, под музыку (некоторые скороговорки очень хорошо ложатся на несложный мотив их трех нот: «Сон-сон, персон. Сели в лодку пять персон. Сом, севрюга, три селедки. Вылезайте все из лодки» и др.).
Данный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, показал на практике высокую результативность:
«Морковка» - язык вытягивать вперед и немного покусывать его зубами, имитируя резание ножа, затем убрать язык внутрь рта.
Повторять
3-4 раза
.
«Болтушка» - движения языком вперед и назад.
Повторять
3-4 раза
.
«Лошадки» - щелканье языком тихо и громко, разво
дя губы в стороны и собирая губы
в трубочку.
«Зубная щетка» - чистим
сначала
верхние зубы, потом нижние, потом круговыми движениями
языком
чистим все зубы
по кругу
.
«Иголочка» - острым, жестким языком «прокалываем» щеки
.Повторять 5-6 раз.
Чередование
губами
«Улыбки» и «Трубочки».
Надуть две щеки и втянуть.
Повторять 3-4 раза.
Перегонять воздух из одной щеки в другую.
Повторять 3-4 раза.
Дыхательно-голосовые упражнения. Каждое упражнение выполняется по 4-6 раз:
«Погреем и заморозим ладошку» - чередование холодного и теплого воздуха со звуком и без звука.
Глубокий вдох через нос и продолжительный равномерный выдох
через рот на букву
– «
А
»
,
-
«
О
»
, -
«
И
»
, -
«
Э
»
.
Произнесени
е на оном звуке
и движение по звукам
сочетаний из трех букв:
«
АИУ
»
,
«
УИА
»
,
«
АОИ
»
,
«
ИОА
»
.
Произнесение на одн
ом звуке
и движение по звукам
одинаковых слогов:
«
Ма-ма
»
,
«
Да-да
»
,
«
Фа-фа
»
,
«
Па-па
»
и т.д.
Последовательность произнесения может меняться. В течениенескольких занятий звуки пропеваются вместе с педагогом, но обязателен контроль положения артикуляционной позы в зеркале.
Известно, что дети развиваются в движении. Для достижения большего эффекта я использую подвижные музыкальные игры. Также очень интересен детямнестандартный подход в вокальном обучении – «создание авторского клипа», «мини-спектакля». Во время разучивания сюжетной песни,применяя данный подход, дети не только совершают музыкально-ритмические движения, но и легче понимают ее эмоционально-смысловую нагрузку, входят в образ, а также работают над собственным звукопроизношением. Очень важно, что именно в процессе применения данного подхода у детей легче происходит знакомство со специальными музыкальными терминами: «куплет», «припев», «легато», «стаккато», «форте», «пиано», «дирижер», «оркестр» и др.
Не стоит педагогам, работающим с младшим школьным возрастом забывать о пользе музыкальных пальчиковых игр. Достаточно вспомнить знакомую с детства всем взрослым людям «Сорока - ворона», «Ладушки», «Совушки-соловушки», как на лице сразу появляется улыбка и глаза зажигаются сказочным светом игры. Певческие музыкальные пальчиковые игры радуют ребенка, формируют готовность сотрудничать с педагогом, закрепляют представления о музыкальном занятии, формируют правильное звукопроизношение, развивают музыкальную память, чувство ритма.
Также хочется отметить, что упражнения на развитие голосовых возможностей и правильного звукопроизношения можно и нужно проводить в форме игры. Например: показать голосом под соответствующее музыкальное сопровождение звуки разных животных, показать их характерные признаки, изобразить природные явления: гром, буря, дождь, ветер и т.д.
Таким образом, вышеописанные приемы, специально подобранные музыкальные игры, задания и упражнения создают максимально благоприятные условия для развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста и позволяют решать педагогические задачи, такие как формирование правильного звукопроизношения, звукоизвлечения.