Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ?Новомайнская детская школа искусств? "Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игры на аккордеоне, баяне и гитаре" В процессе занятий необходимо ставить ученика в такие условия обучения, при которых игровые движения и наработанные навыки звукоизвлечения прочно связываются со слуховыми представлениями. Гитара - темперированный инструмент и, на первый взгляд, исполнение на ней не создаёт необходимых предпосылок для формирования звуковысотного слуха. Это впечатление ошибочно. Могу с уверенностью сказать, ссылаясь на собственный опыт многолетней педагогической практики, что дети, имеющие недостаточное звуковысотное ориентирование (интонирование), при системной и регулярной работе могут развить свой слух, почти до достижения абсолютного. Как часто бывает в практике – не строит инструмент. Но только игра на чисто настроенном инструменте, постоянная и целенаправленная работа приведут к формированию музыкального слуха. Конечно же, на развитие музыкального слуха влияет и качество инструмента, и качество струн. Так или иначе, но проблемы струн и инструмента надо решать. Часто педагоги жалуются, что начинающие гитаристы, баянисты как правило, слабо слышат, плохо интонируют. Если поставить конкретную цель, то постепенно, из урока в урок, можно развить у ученика звуковысотный слух и чистое интонирование. В активизации музыкального слуха большое значение имеет пение отдельных голосов нотного текста. Грамотный баянист, гитарист видит текст и воспроизводит его звучание внутренним слухом, начиная интонировать его ещё до исполнения. Обычно опытный в чтении нот ученик при разборе нотного текста не смотрит на гриф и только слухом контролирует точность воспроизведения нотного текста. Это само по себе является хорошей тренировкой слуха. В результате налаживается связь моторики со слухом, то есть левая рука (при определенном навыке) сама находит нужный лад и нужную струну, опираясь исключительно на слух. Такую руку со временем мы сможем назвать ?слышащей?. На начальном этапе обучения эти упражнения могут быть предложены в виде игры: 1.Ноты открытых струн записать на нотном стане вразброс. 2.Задание для правой руки – найти определённую струну и сыграть. Ученик видит ноту и поёт ее, не глядя на струны и руку. Затем извлекает звук, сверяя свой голос со звучанием струны. И так до появления уверенного исполнения. 3.Для левой руки в правой позиции – найти струну, лад, не глядя, на гриф. 4.Совместная игра – найти струну, лад и сыграть. Эти упражнения помогут укрепить уверенность ученика при нахождении без помощи зрения на инструменте записанных на нотном стане звуков. Кроме того, именно слухом ученик должен определять и контролировать необходимые движения, отрабатывая связь слуха с двигательной моторикой. С самого начала обучения для ученика желательно ввести в практику и такую игру: ? Показ рукой высоких и низких звуков ?. Первые упражнения должны быть с широкими интервалами, постепенно сужать их до самых узких – терций, секунд. Так можно научить ребенка слышать и отличать не только широкие, но и узкие интервалы. Это слышание должно корректироваться движением руки – ?рука – дирижер?, слухом – определять расстояние от звука до звука. На начальном этапе важно обращение к такому виду деятельности, как произношение коротких стихов и поговорок, к выразительному, художественному их чтению. Постоянное обращение к этому виду учебной деятельности на музыкальном материале по – прежнему необходимо: как со словами, так и без слов, с называнием (это уже сольфеджио) и без названия нот, с правильным интонированием каждого звука. А дело в том, что быстро угасающий гитарный звук требует особого вслушивания и воображения. В разных пьесах одни и те же интервалы звучат по – разному – сила звука, характер, темп, штрихи, тембр. И прежде чем попросить ученика сыграть песенку на инструменте, обязательно нужно предложить спеть ее выразительно, осмысленно, правильно определив темп и нюансы. После такой предварительной работы ему гораздо проще сыграть мелодию на инструменте – это важнейший этап в становлении музыканта – гитариста. Музыкальный ритм и его воспитание Ритм является важнейшим элементом музыки. Ритм определяет организацию и последовательность звуков во времени. Воспитание чувства ритма – одна из наиболее сложных задач воспитание музыканта. В чем сложность музыкально-ритмического воспитания? Длительность звуков в слуховом восприятии – элемент более слабый в сравнении с высотой, элементом более ярко выраженным. Высота звуков четко определяется как в нотной записи, так и в расположении их на грифе. Длительность же звуков во времени определяется более или менее относительно. Но мы знаем, что в природе все поддается развитию. Если педагогом выбрано, правильное направление и использовано оптимальная методика, то чувства ритма можно развить у ученика, причем достаточно эффективно. Определим несколько узловых моментов в обучении метроритмов. Функции музыкального ритма не исчерпываются измерением и организацией длительности во времени, они гораздо более существенны. Чувства, темперамент, проявление наших эмоций – все это теснейшим образом связано с ритмами. Ритм - эмоциональное и художественное выражение содержания музыки. Наконец чувства ритма имеет ещё и двигательно-моторную природу. Из всего сказанного следует, что для быстрого развития музыкального ритмического чувства важны две стороны: двигательно – моторное и эмоциональное. С первых уроков при освоении коротких поговорок, чтение стихов использовались хлопки, движение под музыку, подсчитывание слух. Только в работе с учеником преподаватель получает возможность осуществить всестороннюю шлифовку ритмической основой его восприятия. Приведем несколько примеров для освоения и приобретения навыков освоение ритмических структур. На отдельных карточках запишите ритмические схемы – от самых простых. Карточку на несколько секунд покажите ученику. Ученик запоминает и прохлопывает ритмическую схему по памяти. Не исключайте из педагогической практики дирижирование на уроке. Учите ученика играть по вашей руке. Как правило, ученик живо и эмоционально реагирует на движения руки педагога. Присчитывание вслух ритмических долей при исполнении иногда приносит положительный результат в освоении ритмической графики. Особое значение следует придавать игре ансамбле. Работая над созвучиями в произведениях, нужно следить не только за характером исполнения и подготовкой пальцев обеих рук, плавностью мелодической линии, динамически оттенками, темпом, соблюдением аппликатуры, внимательным вслушиванием в звучании второго голоса – баса, но и в обязательном порядке контролировать точность, ясность движении мелодии во времени – ритм. Как правило, начинающий ученик при игре подсознательно ослабляет внимание движению ритма и делает замедление, тем самым разрушая форму произведения. Нужно пояснить ученику, что diminuendo не всегда связанно с замедлением, как и crescendo с ускорением. Музыкальная память В продолжение темы ?развития слуха и чувства ритма? - развития памяти на начальном этапе обучения. По существу, развития памяти не является отдельной темой, а объединяет, дополняет развития слуха и ритма и чувства формы, являясь неотъемлемой частью музыкального воспитания вообще. Нет смысла расшифровывать понятия ?музыкальная память? во всех подробностях. Она имеет различные аспекты: слуха – моторные, зрительные, эмоциональные. Не один из видов памяти при исполнении музыкального произведения не проявляется в чистом виде и потому развития памяти происходит так же в комплексе. Чтобы запоминание не превратилось в механическую зубрежку, педагогу нужно ясно представлять степень готовности произведения, прежде всего чистое, верное и грамотное исполнения текста, соблюдение динамики, штрихов и аппликатуры, понимание художественного смыла и содержания произведения, его интерпретации. И только после этого – учить на память. Это относится ко всему изучаемому материалу. Нотный материал может быть разнообразным – от упражнений и гамм до пьес. Последовательные воспитание памяти и её развитии в конечном итоге принесут хорошие результаты и разрешат многие проблемы при исполнении крупной формы – от сонат и вариаций до концертов с оркестров. Подбор по слуху. Для дальнейшей активизации слуха, развития памяти, чувства ритма в педагогическую практику вводится подбор по слуху. Вначале подбор простых песенок делается на открытых струнах, затем на закрытых, из одного – двух звуков на одной струне, постепенно расширяя диапазон и вводя другие струны. Лучше ориентироваться на хорошо знакомые мелодии, песенки. Затем нужно предложить ученику песенки на закрытых струнах. Вводить постепенно, по одному звуку, но играть на различных ладах и струнах. Когда ученик приобретет уверенность подборе простейших мелодий, состоящих из одной-двух нот, можно усложнить задание, увеличить объём и протяженность мелодий до трёх-четырёх звуков на одной струне, а потом на разных струнах. Главное – чтобы ребёнок не потерял интерес к работе. Это значит – постепенно вводите новые примеры. Кроме того, у ученика при подборе и транспонировании, при переходах со струны на струну вырабатывается интервальная память. И последнее. Чтобы учить ученика, нужно постоянно учиться и педагогу, находить новые приемы и методы, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. От педагога требуются определенные качества: профессионализм в работе, требовательность к себе и чувство ответственности, выдержка и сила воли, большая любовь к детям и к инструменту, умение работать, понимать, верно оценивать и увлекать детей, отсутствие равнодушия. Учителю необходимо, по мере освоения учебного материала учеником, умение перегруппировать задания, изменять последовательность и по своему усмотрению ставить перед учеником те задачи, с которым тот может справиться. 05.01.2024 Подготовлено преподавателем высшей квалификационной категории Матвеевой Анжелы Евгеньевны. HYPER13PAGE HYPER15 3
"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игры на аккордеоне, баяне и гитаре"