Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области

«Ростовский колледж культуры»

Харченко И.В.

«На безымянной высоте» и другие песни о Великой Отечественной войне: история их создания.

Методическая разработка

Ростов-на-Дону

2024 г.

«На безымянной высоте» и другие песни о Великой Отечественной войне: история их создания.

«Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте -
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.»

Песня «На безымянной высоте» была написана в 60-е годы XX века поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином  Баснером к художественному фильму «Тишина», повествующему об отваге и дружбе на фронте. Но находились люди, которые утверждали, что слышали песню ещё на войне. И это не случайно. Поэт Михаил Матусовский в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом, много беседовал с солдатами и офицерами. Он сумел достоверно передать простыми, незамысловатыми словами, боевую обстановку и переживания людей, которым постоянно приходилось рисковать своей жизнью. Он рассказывал эпизод, который мог бы случиться где угодно. Мало ли было на пути от Бреста до Волги и от Волги до Эльбы безымянных высот, тяжелых сражений и потерь.

В основу песни «На безымянной высоте» положена реальная история. Речь идет о высоте 224,1, которая находится у поселка Рубежанка, Куйбышевского района, Калужской области, которая находилась в полосе наступления 139-ой стрелковой дивизии в сентябре 1943 года. Боевая группа, состоящая из сибиряков, под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина должна была произвести смелую операцию - пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную. Радиопозывным этой группы было слово «Луна». «Луна» сообщила командованию, что высота занята. Дальше события разворачивались трагически. Обнаруженные врагом сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника. Восемнадцать приняли бой против двухсот.

В песне поется: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят». Лишь в этой цифре поэт не был предельно точен. Увы, только двое остались в живых - сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись. Михаил Матусовский находился на том участке фронта, где совершили свой подвиг восемнадцать сибиряков. Тогда же он написал поэму «Безымянная высота». Но поэма оказалась лишь записью, наброском песни, родившийся через двадцать лет.

Эту песню исполняли многие: песню исполняли: Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Марк Бернес, Эдуард Хиль, Юрий Богатиков, Ренат Ибрагимов, Дмитрий Хворостовский, Виктор Рыбин, Сергей Мазаев, Николай Фоменко, Иосиф Кобзон и другие.

«Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай»: когда на самом деле появился победный «Майский вальс»?

Самый известный в нашей стране майский, венский, но прежде всего русский вальс написан… Нет, не в Вене, освобожденной в апреле 1945 года. А где же? Написал эту песню, без которой не обходится ни один День Победы, композитор Игорь Лученок и поэт Михаил Ясень. Но стала она поистине народной. Сам Лученок вспоминал, как однажды на Полесье пожилой человек, ветеран войны, сыграл ему на аккордеоне “Майский вальс” и рассказал, что эту песню он услышал в 45-м в Праге”. Композитор пытался сказать, что он написал песню, и только в 1985-м, но он стал настаивать – песня народная! «Это для меня стало наивысшей похвалой, – говорил Игорь Лученок, – я не стал спорить».

Впервые песня «Майский вальс» прозвучала на фестивале «Песня года — 85». Когда война закончилась, поэту Михаилу Ясеню исполнился 21 год, а композитору – всего 7. «Я видел войну и смерть не раз, смотрел в глаза убитых врагов и видел мёртвых наших бойцов… Вот почему родились мои песни о войне и Победе», – говорил поэт Михаил Ясень.

Стихи о Вене очень понравились Игорю Лученку, и через несколько дней он написал музыку. И «Майский вальс» – песня о том, как «вальс русский на площади Вены свободной солдат на гармони играл», загремел по стране и всей Европе.

«Если б не было войны»

  В конце 70-х и начале 80-х страну охватил бум создания фильмов об Отечественной войне. Фильмы пеклись как пирожки, но много не означает хорошо. Режиссёры Юрий Иванчук и Валерий Исаков начали снимать фильм "Приказ огонь не открывать" о противостоянии на Дальнем Востоке. Фильмов без музыки не бывает и они обратились к известному композитору Марку Минкову написать марш и лирическую песню, но по глупости или перестраховки не сказали ему в каких эпизодах будет эта музыка звучать.
  Марш получился сразу, но песни не было. В ушах композитора только звучала фраза, которую постоянно повторяла его бабушка " Если б не было войны". Для написания текста он обратился к поэту, прошедшему фронт, Игорю Шаферану. Ему мелодия понравилась и стихотворение было готово быстро. Песня появилась. Нужен был исполнитель. Режиссёры торопили и песня была предложена Жанне Рождественской. Тем более режиссёры сказали, что песня будет звучать за кадром. Но в дело вмешался счастливый случай. Одновременно с записью песни Рождественской свою новую песню записывал Кобзон. Он прослушал и сказал: «И фильм и песня однодневки, но текст прекрасный» и посоветовал обратиться к "палочке-выручалочке" Валентине Толкуновой, которая спасла не одну песню, сделав из неё шедевр, как например "Серебряные свадьбы". Толкунова песню взяла. Всё что задумывалось, все получилось. Получился крик из глубины души сотен тысяч женщин не обретших семью, не ощутивших радость Любви и материнства. Так песня звучит до сих пор.

«Жди меня»

В 1941 году Константин Симонов пишет стихотворение «Жди меня», которое постепенно день за днем занимает все больше сердец солдат, полковников, офицеров, медсестер и вообще всех, кто жил в войну — и тыловых, и фронтовых участников. Изначально текст существовал только как стихотворные строки — читали «Жди меня» и по радио, и с эстрады, и просто для себя — кто вслух, а кто просто шепотом. Оно буквально передавалось из уст в уста, и всего за полгода покорила сердца всех солдат советской армии. Симонов и во время войны, и долгое время после получал много благодарственных писем за этот текст, который сам то считал очень личным и не достаточно гражданским, чтобы стать таким популярным.

С возрастающей известностью появилась и необходимость положить стихи на музыку. Самым известным вариантом стала музыка Матвея Блантера, написанная в 1943 году. Но еще раньше появились варианты музыки от Николая Крюкова и Н. Горбенко. С музыкой первого стихотворение прозвучало как песня в фильме «Парень из нашего города» (1942 года), а второго — «Жди меня» (1943 года).

А в 1973году появилась и опера композитора Молчанова «А зори здесь тихие» по мотивам повести Бориса Васильева, основанная на сюжете одноименного фильма, которая была поставлена в Большом театре. Либретто Кирилл Владимирович написал сам, в качестве основы для некоторых арий он использовал классические стихи. Очень известный поэтический первоисточник автор вложил в уста Женьки Комельковой. Стихотворение Константина Симонова «Жди меня» было написано в первые месяцы войны, в июле 1941 года, когда поэт находился на даче у писателя Льва Кассиля. Произведение имеет конкретного адресата – оно посвящено супруге автора, актрисе Валентине Серовой. Эти очень мужские стихи, у Молчанова, ввиду особенностей сюжета, звучат как обращение от женщины к мужчине. Песня Жени Комельковой, по признанию зрителей и специалистов, стала, пожалуй, самым ярким фрагментом молчановской оперы, и нередко исполняется вне контекста спектакля как самостоятельный номер.