* {font-family: XO Thames; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли- сад комбинированного типа №166

города Донецка»

Номинация «Методическая разработка (конспект прогулки для детей подготовительной группы) «На прогулку с радостью»

«Воздух в нашей жизни»

Боева Оксана Владимировна

воспитатель

Тема: Воздух в нашей жизни

Программное содержание:

Углублять представления о характерных явлениях природы, роль ветра в природе. Поддерживать стремление детей к наблюдениям за природными явлениями. Вызывать интерес к экспериментированию, учить проводить опыты с ветром, делать выводы.

Расширять познания свойств объектов неживой природы. Учить определять силу ветра с помощью различных приспособлений. Отгадывать загадки.

Воспитывать осознанное, бережное и заботливое отношение к природе. Помогать взрослым в труде, воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование: Коробка, палка-весы с двумя шарами, трубочки для коктейля, 0,5л. пластиковые бутылочки с водой, вертушки, веера, 2шт.коробки для игры, карточки с изображением предметов.

Ход прогулки:

Воспитатель с детьми находится на ковре спиной к окну. В это время помощник воспитателя выходит на улицу и подносит к окну гелиевый шарик, который «заглядывает» в группу. Дети обращают внимание воспитателя на шарик. Педагог впускает его в группу.

Воспитатель: Ой, ребята! Шарик! Откуда он взялся? А на нем еще и письмо. На конверте написан номер и название нашей группы. Значит письмо предназначено нам, и мы можем его открыть.

Читаем письмо: «Добрый день, ребята! Меня зовут Воздушарик. Я живу в прекрасной стране-Воздух. Я так люблю свою страну, что решил и вас с ней познакомить. Скорее одевайтесь, я жду вас на улице.»

Воспитатель: Ребята, давайте же не будем заставлять ждать нашего гостя и начнем собираться на прогулку. Но вначале необходимо повторить правила поведения во время прогулки.

На прогулку можно выходить только с воспитателем;

Нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты, коробки, игрушки;

Играть нужно только в пределах участка;

Если увидели стекло, грибы, шприцы, лекарства, незнакомые предметы, нужно позвать воспитателя и не брать руками;

Кататься на горках и качелях нужно сидя, держась двумя руками; не подходить к качелям, если на них кто-то уже катается;

Нельзя выходить за территорию детского сада;

Нельзя лазать на заборы, деревья, спрыгивать с них;

Нужно остерегаться животных: кошек, собак, нельзя их трогать дразнить, они могут быть больными.

Выходим в раздевалку. Дети самостоятельно одеваются. Все вместе выходим на крыльцо сада. Там нас встречает Воздушарик (переодетый сотрудник).

Воздушарик: Добрый день, ребята! Я вас очень ждал. Я рад вас видеть. Давайте же скорее начнем наше знакомство с моей любимой страной. Но вначале скажите мне, как вы думаете, почему у меня такое необычное имя Воздушарик?

Дети: Потому что ты наполнен воздухом, летаешь в воздухе.

Воздушарик: Все верно! Мне просто необходим воздух! А нужен ли воздух человеку? Объясните зачем?

Дети: Конечно нужен. Мы им дышим, свежий воздух поддерживает здоровье, наполняет нас энергией.

Воздушарик: Ребята, а вы любите загадки?

Дети: Конечно!

Воздушарик: Тогда предлагаю вам их послушать и отгадать.

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой. (воздух)

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Он ведь нам необходим… (воздух)

Ни

веса,

ни цвета у него нету

!

(воздух)

Воздушарик: Ой, какие вы молодцы! А теперь давайте пройдем в мою лабораторию. Сегодня мы с вами будем исследователями.

Проходим в павильон. Там стоит стол, на нем яркая коробка. Воздушарик пытается открыть ее, она не открывается.

Воспитатель: У тебя не получается открыть коробку, а мы с ребятами можем тебе помочь?

Воздушарик: Я вспомнил! Чтобы открыть эту загадочную коробку, нам с вами необходимо провести волшебный ритуал: громко похлопать (хлопают), тихо потопать(топают), попрыгать (прыгают). Давайте -ка еще раз попробуем открыть (коробка открывается).

Дети подходят к столу, рассматривают содержимое коробки (в ней оборудование для экспериментов).

Воздушарик: Ребята, а вы знаете, что ветер – это быстрый поток воздуха, который движется около земной поверхности.

- Скажите мне, можно ли потрогать воздух? Не знаете? Давайте тогда проведем первый эксперимент в нашей лаборатории и выясним это.

- Быстро-быстро помашем руками. Чувствуете? Да, мы сейчас ощутили воздух, потрогали его.

- А теперь возьмите по вееру из нашей коробки и помашите им перед своим лицом. Почувствовали ветер? (Да). А вы увидели его? (Нет). Значит, можно сделать вывод, что воздух невидим, не имеет цвета.

Воздушарик: Предлагаю продолжить работу в нашей лаборатории. Сейчас мы с вами узнаем, есть ли воздух внутри вас. Для этого эксперимента нам понадобятся бутылочки с водой и трубочки. Возьмите их, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята напоминаю вам, что трубочку нужно брать только губами, аккуратно, не пролить воду на себя.

Воздушарик: Предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем просит опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри, куда они исчезли?

Вывод: внутри нас есть воздух.

Воздушарик: А знаете ли вы, что воздух имеет вес? Давайте это проверим в нашей лаборатории с помощью следующего опыта.

На середине палки, длиной около 60см.закрепим веревочку. На концах палки закреплены два одинаковых шарика. Палку подвешиваем за веревку. Она весит в горизонтальном положении. Предлагаем детям подумать, что произойдет, если вы проткнете один из шаров острым предметом. (Ответы детей).

Воспитатель: Протыкает один из шаров невидимкой. Из шара выходит воздух и конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. А что же произойдет, если мы проткнем и второй шарик? (Ответы детей). Давайте это узнаем? (Протыкаем второй шар).

Равновесие восстанавливается. Шарики без воздуха весят одинаково.

Воздушарик: А в каких предметах еще есть воздух?

(в мячах, в кеглях, в пище, в пористом шоколаде, в надувных игрушках)

Воспитатель: Ребята, сейчас я хочу прочесть вам стихотворение о ветре.

Мальчик Ветру говорил:

-У тебя так много сил,

Ты стремительный, могучий,

Ты и вихрь, и ураган,

Буря, вьюга и буран.

Но тебя не понарошку

Я смогу зажать в ладошку!

Рассмеялся только Ветер:

- Самый сильный я на свете,

И могу тебя, шутя,

В небо выбросить, дитя!

Дунул в кулачок свой крошка

И сильнее сжал ладошку:

- Вот, пожалуйста, смотри,

В кулачке ты, здесь, внутри!

Ветер, вдруг, от слов таких

В удивлении притих,

Прошептал:

- Служить готов

Повелителю ветров.

Надежда Шемякина

Воспитатель: О каких ветрах, говорится в этом стихотворении? (Тихий, сильный, могучий…)

- А кто же победил ветер?

- А скажите, пожалуйста, как узнать есть ли ветер? Как вы узнали? С помощью чего еще можно узнать есть ли ветер? Какой силы сегодня ветер?

(Наблюдение за ветками деревьев, с помощью вертушки, лент)

Воспитатель:А хотели бы вы услышать ветер? (Да). Я приготовила для вас запись звука ветра разной силы. (Дети слушают запись)

Воспитатель: Ребята, а не пора ли нам размяться? Воздушарик присоединяйся к нам.

Физкультминутка:

-Ветер дует нам в лицо (машут ладошками себе на лицо)

-Закачалось деревцо. (руки вверх, качают руками влево-вправо)
-Ветер тише-тише-тише, (медленно приседают)

-Деревцо все выше-выше. (тянутся руками к небу)

Воздухошарик: А как вы считаете, ветер это хорошо или плохо? Давайте это выясним с помощью карточек.

Дети по очереди подходят к столу, берут карточки с изображением предметов (корабль, воздушный шар, дерево, рукавицы, воздушный змей, растения, семена, мельница…) и объясняют почему и в каких случаях ветер приносит пользу, а в каких несет вред.

Воздухошарик: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Северный ветер». Какой характер у северного ветра? Правильно, он сердитый, холодный, ледяной. Как еще можно назвать такой ветер? (Буря, ураган, шторм).

С помощью считалочки выбираем водящего.

Считалочка:

-Ветер за море летал,

Ветер певчих птиц считал.

Посчитал всех до одной!

А потом взял выходной.

Наша очередь считать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Водящий стоит в условленном месте. Игроки свободно перемещаются по заранее оговоренной территории. По команде водящего «Ветер», на площадку выбегает северный ветер и старается «заморозить» как можно больше игроков. Побеждает тот, кого не «заморозил» северный ветер.

Трудовая деятельность:

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, поиграли пора и потрудиться. Но делать это мы тоже будем играя. Я предлагаю провести уборку нашего участка. Давайте разделимся на команду мальчиков и команду девочек и посоревноваться, кто больше соберет веточек, упавших с дерева после сильного ветра.

(Дети делятся на команды. Воспитатель выставляет два ящика для сбора веточек, дает команду к началу соревнования.)

Воздушарик: Какие вы молодцы, ребята! Вы внимательные, активные, бодрые, веселые! Вам понравилась наша прогулка? Что нового вы узнали? А что бы вы хотели рассказать о ветре своим родителям? Обязательно расскажите им то, что вы узнали сегодня. И проведите с ними опыты дома.

Наша встреча подошла к концу, мне пора возвращаться. На память о себе я хочу сделать вам подарок и оставить коробку из нашей импровизированной лаборатории, чтобы вы продолжали познавать свойства окружающего вас мира. Спасибо вам за встречу! До свидания. (Воздухошарик уходит).

Индивидуальная работа:

- повторение и закрепление стихотворений о весне;

- закрепление упражнений на равновесие, метание мяча.

Самостоятельная деятельность: рисование мелом на асфальте, подвижные игры по желанию детей.

Вывод: результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что цель прогулки достигнута.

Литература:

Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет » Книга для воспитателей. ООО «ТЦ Сфера».2011:

Горькова Л.Г., А.В.Кочергина, Л.АОбухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Книга для воспитателей М.,2007;

Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок». Пособие для педагогов и родителей. Ярославль,2007;

Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду». Методическое пособие для воспитателей. М.,2008;

Плешаков А.А. «Зеленая тропинка». Учебное пособие. М., Просвещение.,2023;

Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду». Книга для педагогов. М., 2017;

Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир». Альбом наблюдений. М. Просвещение, 2023.