НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сагиева Ражида Абдисалимовна

На современном этапе гражданское воспитание младших школьников является одной из важнейших задач школы. Такая позиция логична, поскольку роль гражданской власти в жизни современного общества возрастает.

Сегодня становится очевидным, что именно гражданское воспитание личности ребенка в первую очередь формирует гражданские качества, необходимые в современном обществе.

Гражданские качества – это качества личности, характеризующие их способность активно проявлять гражданский статус посредством общественно значимой и практикоориентированной деятельности. Основными особенностями гражданских качеств являются социализация личности ребенка в обществе, в то же время его участие в решении вопросов, связанных с окружающей средой и самоуправлением школы.

Воспитание гражданских качеств младших школьников – это процесс многогранный, включающий комплекс следующих задач: воспитать у младших школьников чувство гордости за свою Родину; воспитание любви и уважения к людям, защитникам Отечества; формирование интереса детей к явлениям общественной жизни, обычаям, традициям.

В исследовании "Organization of educational environment of a child as a means of preventing school disadaptation" Ф.А. Саглам, А.И. Скоробогатова, Н.В. Ванюхина (2015) обсуждают организацию образовательной среды ребенка как средство предотвращения школьной дезадаптации. Авторы подчеркивают, что создание благоприятной образовательной среды, включая интеграцию национальных традиций и праздников, может способствовать развитию гражданской идентичности учащихся [1].

В статье "Рабочая программа по истории как ориентир в основных видах учебной деятельности" Ф.А. Саглам, А.Р. Файзуллина (2014) представляют рабочую программу по истории в качестве ориентира для основных видов учебной деятельности. Авторы анализируют, как включение в программу материалов о национальных праздниках может способствовать формированию гражданской идентичности младших школьников [2].

В работе "Интерактивные методы обучения в формировании универсальных учебных действий младших школьников в инклюзивном образовании" Ф.А. Саглам, Р.Р. Ханмурзина, Х.Х. Саглам (2023) исследуют использование интерактивных методов обучения в инклюзивном образовании. Авторы поднимают вопрос о том, как включение элементов национальных праздников в обучение может способствовать формированию универсальных учебных действий у младших школьников и развитию их гражданской идентичности [3].

"Методы и формы организации учебной деятельности на уроках истории" рассматриваются в работе А.Р. Файзуллиной и Ф.А. Саглам (2014). Авторы обсуждают, как использование исторических материалов, связанных с национальными праздниками, может стимулировать интерес учащихся к учебному процессу и укреплять их гражданскую идентичность [4].

В статье "Substantive, methodological and organizational discourse in oriental history learning at school and university" G.F. Mrathuzina, A.R. Fayzullina, F.A. Saglam (2015) анализируют дискурсивные аспекты обучения восточной истории в школе и университете. Исследователи обращают внимание на роль восточных национальных праздников в формировании гражданской идентичности учащихся [5].

Исследование "Quality control optimization of university students training" E.Y. Levina, F.A. Saglam, A.I. Skorobogatova и др. (2015) посвящено оптимизации контроля качества обучения студентов в университете. Авторы обсуждают, как включение в образовательный процесс элементов, связанных с национальными праздниками, может улучшить эффективность обучения и способствовать развитию гражданской идентичности будущих специалистов [6].Чтобы воспитывать гражданские чувства у учащихся младших классов, необходимо использовать формы нестандартных занятий. Для эффективного воспитания у детей гражданственности большое значение имеет внеклассная работа, в ходе которой возможно воплощение различных форм воспитания гражданина. Разнообразие форм и методов проведения подобной работы, а также ее неформальный характер, вызывают особый интерес у детей, мотивируя их к обучению и приобретению практических навыков, необходимых полноценному члену общества и гражданину.

Наиболее распространенной и продуктивной формой коллективной воспитательной работы школы является классный час. Он основан на методе беседы, в котором педагог по намеченной проблеме в соответствии с заранее намеченным планом, формирует основы гражданской идентичности у младших школьников, где с детьми успешно реализуется такая модель воспитания, как общественная творческая деятельность.

К общественным формам формирования гражданской идентичности младших школьников относятся конкурсы, спектакли, праздники и т.д. При использовании социальных форм обучения учителю отводятся различные роли, например, ведущего, участника, организатора, консультанта. Здесь имеется в виду то, что совместная творческая деятельность способствует формированию у ребенка гражданского отношения к окружающему миру, самому себе, стремлению к познанию нового, самообразованию, творческим способностям, дружеской помощи, духовной щедрости.

Исходя из этого, конкурсы, ролевые и деловые игры играют важную роль в гражданском воспитании школьников, способствуя формированию эмоциональной атмосферы обучения, повышению познавательной активности ребенка, раскрытие их творческих способностей.

Национальные праздники - это отличный способ познакомить детей с культурой и историей своего народа, или народа другой национальности. Эти мероприятия могут включать в себя различные игры, танцы, песни, стихи и многое-многое другое. Также можно использовать рассказы о народных героях, которые помогали людям в трудные времена.

Праздничные традиции часто проистекают из совместного опыта, такого как празднование в нашей многонациональной стране Рождества или Пасхи у православных христиан, или празднование Курбан-Байрам, Рамадан, Ураза-байрам – у мусульман. Все они отличаются своими традициями и обычаями.

Совместное празднование способствует повышению осведомленности о культуре, формированию гражданской идентичности младших школьников.

Существуют постоянные подходы к соблюдению различных праздничных традиций в классе, а также бесконечные положительные результаты. Если в процессе планирования занятия будет проведено много исследований и учащиеся смогут делиться своими традициями в комфортной, непредвзятой обстановке, то эти празднования могут расширить кругозор ребенка, поднять культурную осведомленность на новые высоты, а также способствуют формированию гражданской идентичности младших школьников. Ведь в итоге, праздничные традиции существуют для того, чтобы ими наслаждались, о них рассказывали и, самое главное, чтобы ими делились, радовались, восхищались и гордились.

Список литературы

1. Саглам, Ф. А. Organization of educational environment of a child as a means of preventing school disadaptation / Ф. А. Саглам, А. И. Скоробогатова, Н. В. Ванюхина // Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования : Материалы Третьей международной научно-практической конференции, Казань, 26–27 марта 2015 года. – Казань: Издательство "Познание", 2015. – P. 100-103.

2. Саглам, Ф. А. Рабочая программа по истории как ориентир в основных видах учебной деятельности / Ф. А. Саглам, А. Р. Файзуллина // . – 2014. – № 12-3. – С. 981-985.

3. Саглам, Ф. А. Интерактивные методы обучения в формировании универсальных учебных действий младших школьников в инклюзивном образовании / Ф. А. Саглам, Р. Р. Ханмурзина, Х. Х. Саглам // Преемственная система инклюзивного образования: современные вызовы : Материалы XII Международной научно-практической конференции, Казань, 15–17 марта 2023 года. – Казань: Издательство "Познание", 2023. – С. 170-173.

4. Файзуллина, А. Р. Методы и формы организации учебной деятельности на уроках истории / А. Р. Файзуллина, Ф. А. Саглам // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 9. – С. 45-50.

5. Mrathuzina, G. F. Substantive, methodological and organizational discourse in oriental history learning at school and university / G. F. Mrathuzina, A. R. Fayzullina, F. A. Saglam // . – 2015. – Vol. 7, No. 1. – P. 57-62. – DOI 10.5539/res.v7n1p57.

6. Quality control optimization of university students training / E. Y. Levina, F. A. Saglam, A. I. Skorobogatova [et al.] // . – 2015. – Vol. 11, No. 2. – P. 296-300. – DOI 10.5539/ass.v11n2p296.