Спасем
Белозерский
лиман
1.2. Ученица 10 класса ГБОУ " Каменско-Днепровская общеобразовательная санаторная школа-интернат»
1.3. Озеро Белозерский лиман расположено в пределах Каменско-Дниповского района Запорожской области. Лиман лежит в снижении надзаплавной террасы Днепра. Берега озера низкие, пологие, кое-где заболоченные. Водный режим регулируется Каховским водохранилищем, от которого лиман отделен плотиной. В лиман впадает р. Белозерка. Длина лимана 6,2 км, ширина до 3,2 км, площадь 15,6 км.кв., глубина 3 м. донные отложения представлены черным илом с примесями детрита. У берегов растет камыш, куга, элодея канадская, в озере распространены сине-зеленые водоросли. Распространены лещ, карп, судак и др.
А как же мы относимся к уникальному уголку нашего города – озеру Белозерского лимана? Из слов пожилых людей в 1950-х-60-х годах прошлого века живописные берега были излюбленным местом отдыха не только местных жителей, но и жителей других республик. Со всей страны на оздоровительный отдых приезжали дети в пионерский лагерь "Чайка". В 1955 году была введена в эксплуатацию Каменская оросительная система с забором воды из Белозерского лимана – это была первая такая система в Украине с длиной каналов 1700 км. Озеро было настолько популярным среди каменцев, что даже сочинена песня .
А что же происходит с лиманом в настоящее время? Берега озера засорены бытовым мусором, вырубка деревьев и выжигание кустов привели к абразии берегов, которая унесла уже десятки метров, в воде распространены сине-зеленые водоросли, дно заиливается, погибают ранее распространенные виды рыб.
1.4. расчищен участок берега от бытового мусора, высажены молодые деревья и кусты, расчищен источник, питающий озеро.
1.5. цель:
1. формировать экологическую культуру населения, развивать сознательное отношение к окружающей среде;
2. Продолжение исследовательской и просветительской работы;
3. развивать творческие способности, воспитывать бережное отношение к природе родного края;
4. улучшить экологическое состояние Белозерского лимана.
Задача:
1. провести анкетирование « что я знаю о Белозерском лимане? «
жителей прилегающих к озеру улиц;
2. провести просветительскую работу среди учеников школы и местных жителей:
- распространение буклетов, открыток;
- создание и просмотр видеоролика " Спасем Белозерский лиман»;
- демонстрация на уроках биологии, географии, экологии родного края собственноручно созданных презентаций;
- освещение проблемы на сайте школы.
3. объединить усилия учащихся, органов местного самоуправления, общественных организаций для проведения практической природоохранной деятельности;
4. организовать и провести трудовой десант "Чистые берега-чистая вода" по расчистке участка берега от бытового мусора;
5. в рамках акции «Спасем Белозерский лиман» остановить абразию берегов, насадить деревья и кусты;
6.на уроках экологии родного края провести тематические уроки.
Полученный результат:
Во время мониторинга Белозерского лимана были установлены следующие проблемы:
1. засоренность берегов бытовым мусором;
2. береговая абразия;
3. заболачивание берегов;
4. уменьшение видового состава флоры и фауны;
5. заиливание дна;
6. увеличение периода "цветения" воды.
КАМЕНКА– ДНЕПРОВСКАЯ - МОЙ РОДНОЙ ГОРОД
Есть на широком берегу Днепра,
На первый взгляд ничем не броская,
Богатая и щедрая земля:
Мой город, Каменка-Днепровская.
Храни тебя Господь, храни
Под небесами звездными.
Я признаюсь тебе в любви,
Мой город, Каменка-Днепровская. (Белогуров Сергей)
Для сохранения окружающей среды, нашего с вами общего дома требуется уважительное отношение и гражданское сознание всех жителей. Безусловно, рыбаки не будут замусоривать лиман, а вот отдыхающие – обязательно оставят после себя горы мусора. Бывали случаи, когда люди, зачищая огороды, ботву сбрасывали в лиман. В таких ситуациях мы сообщаем в рыбинспекцию и в полицию.
Поэтому мы, ученики школы ставили перед собой задачи и получили определенные результаты.
Во-первых, провели анкетирование жителей прилегающих к Белозерскому лиману улиц и обнаружили, что не все знают историю возникновения озера, представителей флоры и фауны и причины разрушения берегов. После обработки анкет решили осветить малоизвестную информацию в местных группах. С целью привлечь внимание к проблемам озера была опубликована статья-обращение –« Не быть равнодушным к водоемам нашего района», собственноручно изготовили буклеты и агитационные листовки с призывом спасти лиман, которые раздавали на улицах города. Творческая группа 10 класса сняли видеофильм и создали презентации для использования на уроках экологии родного края. Своими силами организовали и провели расчистку участка берега Белозерского лимана от бытового мусора и расчистили источник, питающий озеро. С целью закрепления берегов высадили саженцы деревьев и кустов. Но самостоятельно решить экологические проблемы озера невозможно. Поэтому мы обратились с предложениями к городскому голове ------------ и нашли поддержку. Вместе с представителями органов местного самоуправления мы разработали программу неотложных мероприятий по возрождению Белозерского лимана:
- ликвидация несанкционированных свалок;
- расчистка водоема от камыша и высохших деревьев;
- укрепление берегов;
- создание зон отдыха;
- продолжение просветительской работы;
- создание экологических тропинок.
Ко Всемирному дню воды были проведены тематические уроки и воспитательные мероприятия: в 1 – 4 классах «Вода в природе», в 5 – 7 классах «С капельки начинается жизнь», в 8 – 9 классах «Водоемы своей местности», в 10 – 11 классах «Экологические проблемы человечества».
1.7. Проведенная работа дала положительные результаты, но останавливаться на этом не следует и продолжать выполнять задачи по выполнению программы неотложных мероприятий по возрождению Белозерского лимана. Формировать экологическую культуру населения, на своем примере, показывать необходимость бережного отношения к природе родного края. Продолжить проводить просветительскую работу среди учащихся и населения, сотрудничать с органами местного самоуправления. Кроме просветительской деятельности необходимы практические действия по улучшению экологического состояния Белозерского лимана: поддержание чистоты берегов, насаждения деревьев и кустов для остановки абразии, сохранение флоры и фауны лимана, контролировать состояние источников, питающих лиман. Необходимо помнить, что с малого начинается большое, и может на первый взгляд наши не очень заметные дела приведут к весомым результатам. И через несколько десятков лет чистая вода не станет дороже нефти.