Спасем

Белозерский

лиман

1.2. Ученица 10 класса ГБОУ " Каменско-Днепровская общеобразовательная санаторная школа-интернат»

1.3. Озеро Белозерский лиман расположено в пределах Каменско-Дниповского района Запорожской области. Лиман лежит в снижении надзаплавной террасы Днепра. Берега озера низкие, пологие, кое-где заболоченные. Водный режим регулируется Каховским водохранилищем, от которого лиман отделен плотиной. В лиман впадает р. Белозерка. Длина лимана 6,2 км, ширина до 3,2 км, площадь 15,6 км.кв., глубина 3 м. донные отложения представлены черным илом с примесями детрита. У берегов растет камыш, куга, элодея канадская, в озере распространены сине-зеленые водоросли. Распространены лещ, карп, судак и др.

А как же мы относимся к уникальному уголку нашего города – озеру Белозерского лимана? Из слов пожилых людей в 1950-х-60-х годах прошлого века живописные берега были излюбленным местом отдыха не только местных жителей, но и жителей других республик. Со всей страны на оздоровительный отдых приезжали дети в пионерский лагерь "Чайка". В 1955 году была введена в эксплуатацию Каменская оросительная система с забором воды из Белозерского лимана – это была первая такая система в Украине с длиной каналов 1700 км. Озеро было настолько популярным среди каменцев, что даже сочинена песня .

А что же происходит с лиманом в настоящее время? Берега озера засорены бытовым мусором, вырубка деревьев и выжигание кустов привели к абразии берегов, которая унесла уже десятки метров, в воде распространены сине-зеленые водоросли, дно заиливается, погибают ранее распространенные виды рыб.

1.4. расчищен участок берега от бытового мусора, высажены молодые деревья и кусты, расчищен источник, питающий озеро.

1.5. цель:

1. формировать экологическую культуру населения, развивать сознательное отношение к окружающей среде;

2. Продолжение исследовательской и просветительской работы;

3. развивать творческие способности, воспитывать бережное отношение к природе родного края;

4. улучшить экологическое состояние Белозерского лимана.

Задача:

1. провести анкетирование « что я знаю о Белозерском лимане? «

жителей прилегающих к озеру улиц;

2. провести просветительскую работу среди учеников школы и местных жителей:

- распространение буклетов, открыток;

- создание и просмотр видеоролика " Спасем Белозерский лиман»;

- демонстрация на уроках биологии, географии, экологии родного края собственноручно созданных презентаций;

- освещение проблемы на сайте школы.

3. объединить усилия учащихся, органов местного самоуправления, общественных организаций для проведения практической природоохранной деятельности;

4. организовать и провести трудовой десант "Чистые берега-чистая вода" по расчистке участка берега от бытового мусора;

5. в рамках акции «Спасем Белозерский лиман» остановить абразию берегов, насадить деревья и кусты;

6.на уроках экологии родного края провести тематические уроки.

Полученный результат:

Во время мониторинга Белозерского лимана были установлены следующие проблемы:

1. засоренность берегов бытовым мусором;

2. береговая абразия;

3. заболачивание берегов;

4. уменьшение видового состава флоры и фауны;

5. заиливание дна;

6. увеличение периода "цветения" воды.

КАМЕНКА– ДНЕПРОВСКАЯ - МОЙ РОДНОЙ ГОРОД

Есть на широком берегу Днепра,

На первый взгляд ничем не броская,

Богатая и щедрая земля:

Мой город, Каменка-Днепровская.

Храни тебя Господь, храни

Под небесами звездными.

Я признаюсь тебе в любви,

Мой город, Каменка-Днепровская. (Белогуров Сергей)

Для сохранения окружающей среды, нашего с вами общего дома требуется уважительное отношение и гражданское сознание всех жителей. Безусловно, рыбаки не будут замусоривать лиман, а вот отдыхающие – обязательно оставят после себя горы мусора. Бывали случаи, когда люди, зачищая огороды, ботву сбрасывали в лиман. В таких ситуациях мы сообщаем в рыбинспекцию и в полицию.
Поэтому мы, ученики школы ставили перед собой задачи и получили определенные результаты.

Во-первых, провели анкетирование жителей прилегающих к Белозерскому лиману улиц и обнаружили, что не все знают историю возникновения озера, представителей флоры и фауны и причины разрушения берегов. После обработки анкет решили осветить малоизвестную информацию в местных группах. С целью привлечь внимание к проблемам озера была опубликована статья-обращение –« Не быть равнодушным к водоемам нашего района», собственноручно изготовили буклеты и агитационные листовки с призывом спасти лиман, которые раздавали на улицах города. Творческая группа 10 класса сняли видеофильм и создали презентации для использования на уроках экологии родного края. Своими силами организовали и провели расчистку участка берега Белозерского лимана от бытового мусора и расчистили источник, питающий озеро. С целью закрепления берегов высадили саженцы деревьев и кустов. Но самостоятельно решить экологические проблемы озера невозможно. Поэтому мы обратились с предложениями к городскому голове ------------ и нашли поддержку. Вместе с представителями органов местного самоуправления мы разработали программу неотложных мероприятий по возрождению Белозерского лимана:

- ликвидация несанкционированных свалок;

- расчистка водоема от камыша и высохших деревьев;

- укрепление берегов;

- создание зон отдыха;

- продолжение просветительской работы;

- создание экологических тропинок.

Ко Всемирному дню воды были проведены тематические уроки и воспитательные мероприятия: в 1 – 4 классах «Вода в природе», в 5 – 7 классах «С капельки начинается жизнь», в 8 – 9 классах «Водоемы своей местности», в 10 – 11 классах «Экологические проблемы человечества».

1.7. Проведенная работа дала положительные результаты, но останавливаться на этом не следует и продолжать выполнять задачи по выполнению программы неотложных мероприятий по возрождению Белозерского лимана. Формировать экологическую культуру населения, на своем примере, показывать необходимость бережного отношения к природе родного края. Продолжить проводить просветительскую работу среди учащихся и населения, сотрудничать с органами местного самоуправления. Кроме просветительской деятельности необходимы практические действия по улучшению экологического состояния Белозерского лимана: поддержание чистоты берегов, насаждения деревьев и кустов для остановки абразии, сохранение флоры и фауны лимана, контролировать состояние источников, питающих лиман. Необходимо помнить, что с малого начинается большое, и может на первый взгляд наши не очень заметные дела приведут к весомым результатам. И через несколько десятков лет чистая вода не станет дороже нефти.