Урок русского языка «РР. Составление текста объявления.»

Цель: изучение деловой бумаги «Объявление».

Задачи:

о

бучающие

:

повторить известные сведения о стилях;

учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления;

в

оспитательные:

формировать умение работать и мыслить самостоятельно;

вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;

воспитывать потребность в правильной и грамотной речи;

развивающие:

развивать способность анализировать текст, развитие речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные.

Форма проведения: индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа.

Формируемые УУД.

Метапредметные:

- познавательные:уметь работать с различными источниками информации, выделять в тексте главное, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения, оценивать свои достижения;

- регулятивные: формулировать цели урока и ставить задачи для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

- коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Планируемые результаты:обучающиеся должны самостоятельно составлять и записывать текст объявления в соответствии с данным планом на заданную тему.

Средства обучения, оборудование: компьютер, компьютерная презентация по теме «Объявление как текст делового стиля», словарь С.И.Ожегова.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап урока.

Н.А.: Здравствуйте, садитесь.

ГлашАтый:Внимание! Внимание!

Сегодня! И только сегодня в вашей школе проводится районный конкурс

«Учитель года- 2021»!

У вас есть уникальная возможность присутствовать на уроке русского языка учителя Челкасинской школы Владимировой Надежды Анатольевны и получить незабываемые впечатления!

Н.А.: Надежда Анатольевна – это я. Я очень рада побывать сегодня в вашей школе и надеюсь на уроке мы с вами активно поработаем и подружимся.

- Ребята, а кто к вам сегодня в гости пришел?

Ответы детей. ГлашАтый.

Н.А.: Кто такой глашАтый? Чем занимались глашАтые? (Ответы детей)

Н.А.: Ребята, в старину, когда не было ни газет, ни журналов и тем более современных гаджетов, объявления делали специально подготовленные для этого люди, имевшие громкий и зычный голос, хорошую дикцию.

II. Изучение нового материала.

Н.А.: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какую тему будем изучать?

Ответы детей. Объявление

Н.А.: Правильно, у нас сегодня развитие речи, тема нашего урока «Составление текста объявления». Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

Н.А.:Тему урока мы с вами обозначили. Сформулируйте теперь цель нашего урока. (дети высказывают предположения)

Ответы детей. (Составлять правильно объявления и т.д.)

Н.А.: Цель урока:Да, ребята, правильно. Сегодня мы научимся создавать объявления, узнаем, как они строятся, из чего состоят, какие бывают.

Словарная работа

Н.А.: Что такое объявление? Лексическое значение слова посмотрим по словарю С.И.Ожегова. Кто желает поработать со словарем? Выходим к доске (один ученик).

Объявление – извещение о чём-нибудь, напечатанное в журнале, газете или вывешенное где-нибудь. (С.И. Ожегов)

Объявление – письменное и словесное извещение, заявка. (В. Даль)

- Значение слова объявление записываем в тетрадях.

- Сейчас, ребята, поработаем над морфемным составом слова: объявление, подбираем однокоренные слова (явь, явный, явление, появление) .

Желающие выходят к доске._________________________________________

-____________________________________________________________________

Н.А.: Первоначально объявления существовали только в устном виде для всех и один печатный вариант мог быть у глашАтая. Объявления зачитывались на возвышенности, на центральной площади. Отсюда пошло выражение "кричать во всю Ивановскую" – так называлась площадь в Москве, где зачитывались объявления.

- В современном мире где мы можем встретитьобъявления?

Ответы детей.: в газетах, журналах, услышать по радио, прочитать в сети интернет.

Н.А.: Ребята, вы знакомы с районной газетой «Херле ялав?» Читали? Если да, то, наверное, обратили внимание на объявления, которые печатаются как на русском, так и на чувашском языках. (ответы детей)

Н.А.:Значит, объявления можно напечатать и огласить, как наш глашАтый. Отсюда по форме речи объявления могут быть какими?

Ответы детей. По форме речи объявления могут быть устными и письменными.

Н.А.: Правильно.

- Как вы думаете, к какому стилю речи относятся объявления?Об этом прочитаем в учебнике на стр. 77.

- Итак, ребята, что такое объявление?

Ответы детей: Объявление – это деловой вид бумаги, краткое извещение о чем-либо.

Н.А.:Значит к какому стилю относятся объявления?

Ответы детей: К официально-деловому.

Н.А.:Раз это вид деловой бумаги, значит, оно и пишется по определенному плану.По какому плану?

- Давайте обратимся к упражнению 193. (Один ученик читает задание вслух, все вместе работаем над первым объявлением по вопросам) - (чтение вслух).

1. к кому обращаются;

2. сообщение;

3. кто написал объявление.

-Ребята, значит из каких основных частей состоит объявление?

- К кому обращаются в этом объявлении?

- Что сообщают в объявлении?

- Кто обращается?

Н.А.: Теперь обратимся к тексту, помещённому на свитке глашАтая и посмотрим, полностью ли соответствует данное объявление требованиям делового стиля.

Ответы детей. Отсутствует дата и кто написал.

  Физкультминутка

Наш сегодняшний гость сыграл роль глашАтая и прочитал своё объявление. (Давайте все встанем и поблагодарим его: похлопаем 3 раза, потопаем 3 раза и улыбнемся) - физкультминутка.

Н.А.:Ребята, сегодня на уроке мы будем составлять тексты объявлений. (сообщение учителя о видах объявлений)

1.Объявления – предупреждения

2.Объявления - приглашения

3.Объявления - запреты

4.Объявления– предостережения

(Тексты объявлений на слайде. Работа с текстом.)

1.Н.А.: В Чувашии 2021 год посвящен трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. В связи с этим написали такое объявление-предупреждение.

ОБЪЯВЛЕНИЕ-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Уважаемые волонтеры!

03 марта 2021 года в 16 часов будет проводиться уборка территории от снега возле памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Директор школы

- Ребята, о чем предупреждает директор школы?

2. Н.А.: Вы все знаете, что 2021 год указом президента В.В.Путина объявлен Годом науки и технологий.Можно составить и другой вид объявления.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ПРИГЛАШЕНИЕ

Дорогие ребята!

Приглашаем вас 23 марта, к 12 часам в школьную библиотеку совершить «Виртуальное путешествие по стране Наука».

Библиотекарь

-Что это за объявление? Кого приглашают ввиртуальное путешествие? Когда приглашают? Кто приглашает?

3.Н.А.: В связи с распространением вируса COVID 19 пишут разные виды объявлений.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ЗАПРЕТ

Внимание!

Покупатели без масок не обслуживаются.

-Где можно увидеть такие объявления?

4. Н.А.: Уже наступила календарная весна, солнце все ярче и ярче, а сосульки с крыш все длиннее и длиннее.

ОБЪЯВЛЕНИЯ - ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

Осторожно! Сосульки!

Осторожно! Окрашено!

Осторожно! Злая собака!

Н.А.:Из объявления мы узнаем, что, где, когда происходит. Оно должно быть кратким.

Самостоятельная работа с проверкой в классе

Н.А.:1.Теперь обратимся к экрану и посмотрим видеофрагмент мультфильма по сказке Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все». Смотрите внимательно, после просмотра вы должны будете написать объявление о пропаже изаписать в рабочих тетрадях. (в то время по 2 представителя из каждой группы выходят к доске, получают индии видуальные задания).

Закрепление.

2.Групповое (парное) составление текста- объявления по парам – 2 чел. из каждой группы выходят к доске и составляют объявление.

Задание: необходимо расположить предложения в правильном порядке по правилам составления объявления.

1. Старшеклассники!

Приходите 7 мая в 15 часов в нашу игровую комнату. Мы покажем вам кукольный театр.

Ученики младших классов.

2. Всем! Всем! Всем!

Руководитель хора.

Сегодня в 16 часов приглашаем всех на концерт в актовый зал. Будет выступать хор мальчиков.

Руководитель хора.

3. Уважаемые, жители!

Подарю котенка с пушистым хвостом и зелеными глазами. Дам корм и мисочку.

Марфа Петровна.

Н.А.: Ребята, давайте проверим, правильно ли составлены объявления.

- Теперь составим синквейн к слову «объявление» по схеме (см. на экран)

Объявление

Особое, значительное, интересное,

Предупреждает, доносит, объясняет, информирует

Объявление – это деловой вид бумаги, краткое извещение о чем-либо

Сообщение

,

информация.

Составленный одним из учеников синквейн:

-объявление
-важное большое
-расклеивать висит ищет
-мужчина расклеивает важное объявление

VI. Итог урока. Рефлексия.

Н.А.: - Что нового вы узнали?

- Чему научились?

- Как вы думаете, нужно ли в жизни правильно и грамотно составлять объявления?

Ответы детей: ________________________________________________

Н.А.:Домашнее задание:

1. Составить объявление на тему «Праздничный концерт ко Дню 8 Марта»

2. Нарисовать объявление-запрет «Осторожно! Тонкий лёд!»

3.Выписать из районной (или другой) газеты понравившееся объявление и определить его вид.

Н.А.: Ребята, все сегодня на уроке активно работали, но особенно хочется отметить: __________________________________________________________,

Им я ставлю «5».

План урока

1.Организационный момент – 2 мин.

2.Проверка знаний – 10 мин.

3.Изучение новой темы –20 мин. + Физминутка – 2 мин.

4. Закрепление – 4 мин.

5.Рефлексия – 3 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

7.Подведение итогов – 2 мин.

объявление
важное большое
расклеивать висит ищет
мужчина расклеивает важное объявление