Урок русского языка «РР. Составление текста объявления.»
Цель: изучение деловой бумаги «Объявление».
Задачи:
о
бучающие
:
повторить известные сведения о стилях;
учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления;
в
оспитательные:
формировать умение работать и мыслить самостоятельно;
вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;
воспитывать потребность в правильной и грамотной речи;
развивающие:
развивать способность анализировать текст, развитие речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.
Методы обучения: практические, словесные, наглядные.
Форма проведения: индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа.
Формируемые УУД.
Метапредметные:
- познавательные:уметь работать с различными источниками информации, выделять в тексте главное, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения, оценивать свои достижения;
- регулятивные: формулировать цели урока и ставить задачи для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;
- коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Планируемые результаты:обучающиеся должны самостоятельно составлять и записывать текст объявления в соответствии с данным планом на заданную тему.
Средства обучения, оборудование: компьютер, компьютерная презентация по теме «Объявление как текст делового стиля», словарь С.И.Ожегова.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап урока.
Н.А.: Здравствуйте, садитесь.
ГлашАтый:Внимание! Внимание!
Сегодня! И только сегодня в вашей школе проводится районный конкурс
«Учитель года- 2021»!
У вас есть уникальная возможность присутствовать на уроке русского языка учителя Челкасинской школы Владимировой Надежды Анатольевны и получить незабываемые впечатления!
Н.А.: Надежда Анатольевна – это я. Я очень рада побывать сегодня в вашей школе и надеюсь на уроке мы с вами активно поработаем и подружимся.
- Ребята, а кто к вам сегодня в гости пришел?
Ответы детей. ГлашАтый.
Н.А.: Кто такой глашАтый? Чем занимались глашАтые? (Ответы детей)
Н.А.: Ребята, в старину, когда не было ни газет, ни журналов и тем более современных гаджетов, объявления делали специально подготовленные для этого люди, имевшие громкий и зычный голос, хорошую дикцию.
II. Изучение нового материала.
Н.А.: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какую тему будем изучать?
Ответы детей. Объявление
Н.А.: Правильно, у нас сегодня развитие речи, тема нашего урока «Составление текста объявления». Открываем тетради, записываем дату и тему урока.
Н.А.:Тему урока мы с вами обозначили. Сформулируйте теперь цель нашего урока. (дети высказывают предположения)
Ответы детей. (Составлять правильно объявления и т.д.)
Н.А.: Цель урока:Да, ребята, правильно. Сегодня мы научимся создавать объявления, узнаем, как они строятся, из чего состоят, какие бывают.
Словарная работа
Н.А.: Что такое объявление? Лексическое значение слова посмотрим по словарю С.И.Ожегова. Кто желает поработать со словарем? Выходим к доске (один ученик).
Объявление – извещение о чём-нибудь, напечатанное в журнале, газете или вывешенное где-нибудь. (С.И. Ожегов)
Объявление – письменное и словесное извещение, заявка. (В. Даль)
- Значение слова объявление записываем в тетрадях.
- Сейчас, ребята, поработаем над морфемным составом слова: объявление, подбираем однокоренные слова (явь, явный, явление, появление) .
Желающие выходят к доске._________________________________________
-____________________________________________________________________
Н.А.: Первоначально объявления существовали только в устном виде для всех и один печатный вариант мог быть у глашАтая. Объявления зачитывались на возвышенности, на центральной площади. Отсюда пошло выражение "кричать во всю Ивановскую" – так называлась площадь в Москве, где зачитывались объявления.
- В современном мире где мы можем встретитьобъявления?
Ответы детей.: в газетах, журналах, услышать по радио, прочитать в сети интернет.
Н.А.: Ребята, вы знакомы с районной газетой «Херле ялав?» Читали? Если да, то, наверное, обратили внимание на объявления, которые печатаются как на русском, так и на чувашском языках. (ответы детей)
Н.А.:Значит, объявления можно напечатать и огласить, как наш глашАтый. Отсюда по форме речи объявления могут быть какими?
Ответы детей. По форме речи объявления могут быть устными и письменными.
Н.А.: Правильно.
- Как вы думаете, к какому стилю речи относятся объявления?Об этом прочитаем в учебнике на стр. 77.
- Итак, ребята, что такое объявление?
Ответы детей: Объявление – это деловой вид бумаги, краткое извещение о чем-либо.
Н.А.:Значит к какому стилю относятся объявления?
Ответы детей: К официально-деловому.
Н.А.:Раз это вид деловой бумаги, значит, оно и пишется по определенному плану.По какому плану?
- Давайте обратимся к упражнению 193. (Один ученик читает задание вслух, все вместе работаем над первым объявлением по вопросам) - (чтение вслух).
1. к кому обращаются;
2. сообщение;
3. кто написал объявление.
-Ребята, значит из каких основных частей состоит объявление?
- К кому обращаются в этом объявлении?
- Что сообщают в объявлении?
- Кто обращается?
Н.А.: Теперь обратимся к тексту, помещённому на свитке глашАтая и посмотрим, полностью ли соответствует данное объявление требованиям делового стиля.
Ответы детей. Отсутствует дата и кто написал.
Физкультминутка
Наш сегодняшний гость сыграл роль глашАтая и прочитал своё объявление. (Давайте все встанем и поблагодарим его: похлопаем 3 раза, потопаем 3 раза и улыбнемся) - физкультминутка.
Н.А.:Ребята, сегодня на уроке мы будем составлять тексты объявлений. (сообщение учителя о видах объявлений)
1.Объявления – предупреждения
2.Объявления - приглашения
3.Объявления - запреты
4.Объявления– предостережения
(Тексты объявлений на слайде. Работа с текстом.)
1.Н.А.: В Чувашии 2021 год посвящен трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. В связи с этим написали такое объявление-предупреждение.
ОБЪЯВЛЕНИЕ-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Уважаемые волонтеры!
03 марта 2021 года в 16 часов будет проводиться уборка территории от снега возле памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Директор школы
- Ребята, о чем предупреждает директор школы?
2. Н.А.: Вы все знаете, что 2021 год указом президента В.В.Путина объявлен Годом науки и технологий.Можно составить и другой вид объявления.
ОБЪЯВЛЕНИЕ– ПРИГЛАШЕНИЕ
Дорогие ребята!
Приглашаем вас 23 марта, к 12 часам в школьную библиотеку совершить «Виртуальное путешествие по стране Наука».
Библиотекарь
-Что это за объявление? Кого приглашают ввиртуальное путешествие? Когда приглашают? Кто приглашает?
3.Н.А.: В связи с распространением вируса COVID 19 пишут разные виды объявлений.
ОБЪЯВЛЕНИЕ– ЗАПРЕТ
Внимание!
Покупатели без масок не обслуживаются.
-Где можно увидеть такие объявления?
4. Н.А.: Уже наступила календарная весна, солнце все ярче и ярче, а сосульки с крыш все длиннее и длиннее.
ОБЪЯВЛЕНИЯ - ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Осторожно! Сосульки!
Осторожно! Окрашено!
Осторожно! Злая собака!
Н.А.:Из объявления мы узнаем, что, где, когда происходит. Оно должно быть кратким.
Самостоятельная работа с проверкой в классе
Н.А.:1.Теперь обратимся к экрану и посмотрим видеофрагмент мультфильма по сказке Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все». Смотрите внимательно, после просмотра вы должны будете написать объявление о пропаже изаписать в рабочих тетрадях. (в то время по 2 представителя из каждой группы выходят к доске, получают индии видуальные задания).
Закрепление.
2.Групповое (парное) составление текста- объявления по парам – 2 чел. из каждой группы выходят к доске и составляют объявление.
Задание: необходимо расположить предложения в правильном порядке по правилам составления объявления.
1. Старшеклассники!
Приходите 7 мая в 15 часов в нашу игровую комнату. Мы покажем вам кукольный театр.
Ученики младших классов.
2. Всем! Всем! Всем!
Руководитель хора.
Сегодня в 16 часов приглашаем всех на концерт в актовый зал. Будет выступать хор мальчиков.
Руководитель хора.
3. Уважаемые, жители!
Подарю котенка с пушистым хвостом и зелеными глазами. Дам корм и мисочку.
Марфа Петровна.
Н.А.: Ребята, давайте проверим, правильно ли составлены объявления.
- Теперь составим синквейн к слову «объявление» по схеме (см. на экран)
Объявление
Особое, значительное, интересное,
Предупреждает, доносит, объясняет, информирует
Объявление – это деловой вид бумаги, краткое извещение о чем-либо
Сообщение
,
информация.
Составленный одним из учеников синквейн:
-объявление
-важное большое
-расклеивать висит ищет
-мужчина расклеивает важное объявление
VI. Итог урока. Рефлексия.
Н.А.: - Что нового вы узнали?
- Чему научились?
- Как вы думаете, нужно ли в жизни правильно и грамотно составлять объявления?
Ответы детей: ________________________________________________
Н.А.:Домашнее задание:
1. Составить объявление на тему «Праздничный концерт ко Дню 8 Марта»
2. Нарисовать объявление-запрет «Осторожно! Тонкий лёд!»
3.Выписать из районной (или другой) газеты понравившееся объявление и определить его вид.
Н.А.: Ребята, все сегодня на уроке активно работали, но особенно хочется отметить: __________________________________________________________,
Им я ставлю «5».
План урока
1.Организационный момент – 2 мин.
2.Проверка знаний – 10 мин.
3.Изучение новой темы –20 мин. + Физминутка – 2 мин.
4. Закрепление – 4 мин.
5.Рефлексия – 3 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
7.Подведение итогов – 2 мин.
объявление
важное большое
расклеивать висит ищет
мужчина расклеивает важное объявление