* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c10 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Emphasis {font-style: italic;}

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

«Школа -интернат №4 для обучающихся с ОВЗ» г. Перми

Номинация 1

Вовлечение семьи обучающего во взаимодействие с образовательной организацией: традиции и инновации.

Организация системы взаимодействия с семьями обучающихся:

«Использование инновационных технологий с детьми ОВЗ и взаимодействие с родителями по нравственно -патриотическому воспитанию младших школьников

через экологию»

(Из опыта работы)

Автор-разработчик:

Сафина Надежда Игнатьевна,

воспитатель 1 категории

safina-nadya70@mail.ru

г. Пермь ,2023г.

«Использование инновационных технологий с детьми ОВЗ и взаимодействие с родителями с родителями по нравственно -патриотическому воспитанию младших школьников

через экологию»

Вот уже 30 лет я хожу на работу в свою единственную, по-настоящему родную, любимую школу. Работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья: задержкой психического развития и с тяжёлыми нарушениями речи. Работая воспитателем 30 лет, я могу сказать – лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости и возможность быть маленьким ребёнком! Ну а что же главное?

Я пришла сюда молодым специалистом, но всегда знала: «Я пока ещё неопытный воспитатель, но очень люблю детей!». Ведь опыт придет со временем, а любовь в сердце должна жить постоянно! Так и есть, ежедневно любовь к детям помогает мне в работе. Самое начало педагогической деятельности: сколько ошибок, сомнений, неудач, но я и сейчас помню свой первый рабочий день и добродушные лица своих первых воспитанников.

Спустя много лет, я могу с уверенностью сказать, что профессию выбрала правильно, я стала педагогом, я — воспитатель! Я уже в 5 лет себе сказала ,что буду как папа педагогом. У меня отец заслуженный учитель физкультуры -Пушкарев Игорь Кузьмич, гимназии №3.

Для меня «воспитатель» - это жизнь, моя педагогическая философия. Я не работаю воспитателем, я живу воспитателем, мне очень нравится быть воспитателем. Вторым домом для меня стала школа-интернат. В этой школе особенные дети и к ним нужен особенный подход. Здесь дети учатся и живут.

Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих воспитанников. Какие же они разные! В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то глазах пока ещё равнодушие. Но у каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, а нужно помочь раскрыться.

Детки бывают разные — каждый со своим характером, настроением. Но я люблю их такими, какие они есть. Важно позволить детям быть самими собой, дать им возможность раскрыть свои лучшие качества, научить радоваться каждому мгновению. Кроме того, считаю важным научить детей верить в свои силы. Самое важное – найти в каждом ребенке что-то необыкновенное, свое, увидеть в нем личность. А вот помочь развить эту личность может только настоящий воспитатель.

В своей работе мне постоянно приходится творить: рисовать, вязать, лепить, строить, ухаживать за цветами, быть в курсе происходящих событий, следить за новинками в мультипликации и детских фильмах, чтобы легко поддержать беседу с моими воспитанниками. А также я смеюсь, пою, танцую, играю вместе с ними. Стараюсь избегать монотонности, скуки, серости будничных дней. Дети оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своем наставнике, которому стараются подражать.

Я стремлюсь создавать в своей работе доброжелательную, творческую атмосферу, чтобы ребенок мог высказать свои мысли вслух, не боясь, что его засмеют или подвергнут критике. В любом рисунке, поделке я стараюсь увидеть крупицу оригинальности, чтобы ребенок постоянно чувствовал удовлетворение от выполненной работы. Для них создаю образовательную развивающую предметно - пространственную среду, чтобы в ней могли раствориться, найти занятие по душе, поверить в свои силы. Я не боюсь хвалить детей. Все дети талантливы и развитие их способностей полностью зависит от моего мастерства.

Широко применяю в своей работе проектную деятельность. Проекты в школе по ФГОС - это взаимодействие педагогов, родителей и детей. В результате у детей развиваются познавательные способности и творческое мышление. Ребята учатся самостоятельно искать информацию и применять ее на практике. Мною разработаны и применяются, такие проекты, как «Мои домашние питомцы», «Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», «Адаптация детей 3-4 лет в детском саду»«Правила дорожные - детям знать положено!» и т. д.

Работая в школе, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь твои дети.

Вместе со своими ребятами принимала участие в конкурсах : «Блокада Ленинграда»«Лучший театральный уголок»«Мой успешный проект»«Лес глазами детей»«Подарок для мамы», «Осенний дизайн» и многие другие, в которых дети занимали призовые места.

Моя методическая тема : «Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников через экологию»

Жизнь и здоровье человека немыслимо без чистого воздуха, прозрачной воды, экологически безопасных продуктов питания. В эпоху бурного развития промышленности, под экологической угрозой оказались человек и всё живое на Земле.

И поэтому, чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом экологического мышления, экологической образованности, как неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Я считаю, что экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед современным обществом.

Поэтому я с 2012 – 2023 года работаю по нравственно-экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья: задержкой психического развития и с тяжёлыми нарушениями речи.

В основе концепции моей деятельности – воспитательная система по самореализации личности ребенка с ОВЗ, через включение его в различные виды деятельности по экологическому воспитанию, с целью формирования любви к природе, историко-культурному наследию своего края, Родины.

Основная цель: Формирование личности с элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления у детей с тяжёлым нарушением речи и задержкой психического развития.

Реализуемые задачи:

Воспитательные:

1. Создавать условия для самореализации детей и подростков в различных видах деятельности посредством приобщения к экологической культуре, учитывая индивидуальные и психофизиологические особенности детей с ОВЗ.

2. Способствовать формированию бережного отношения к природе и истории родного края, к его культурному наследию.

3. Стимулировать развитие творческих способностей воспитанников.

4. Способствовать социализации воспитанников с ОВЗ.

Коррекционно-развивающие:

Создавать условия для коррекции нарушенных психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления).

Ведущим направлением моей педагогической деятельности является экологическое воспитание и тема моего педагогического опыта работы: «Экологическое воспитание как один из важнейших элементов в формировании экологической культуры личности дошкольников». На протяжении нескольких лет я работаю под девизом «Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Я стараюсь подвести детей к пониманию того, что все мы вместе в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

Основная Цель моей работы:

Воспитание основ экологической культуры личности, духовно развитого, духовно богатого человека.

Для реализации поставленной цели определены основные задачи:

развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.

Создание условий для родителей для развития духовно-нравственного, интеллектуального, экологического, творческого, социального потенциала у учащихся.

Работу я строю следующим образом:

Организованная образовательная деятельность, беседы на экологические темы,

Целевые прогулки, экскурсии в природу,

Наблюдения за растительным и животным миром,

Опытно – экспериментальная деятельность, эксперименты,

Трудовая деятельность в уголке природы, на участке детского сада,

Чтение детской природоведческой литературы, экологических сказок, рассматривание книг, картинок, иллюстраций о природе,

Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, организация игровых образовательных ситуаций,

Организация игровых праздников, досугов, развлечений, работа с семьей.

Продуктивная деятельность по экологическим тематикам, выставки детских работ,

Проектная деятельность экологической направленности.

Работая в этом направлении, я убедилась, что эта работа позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая расширяет кругозор моих воспитанников, развивает, воспитывает их, прививает нравственные качества, приобщает учащихся к системе общечеловеческих ценностей.

В своей деятельности я пытаюсь донести до воспитанников следующее: человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой.

Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею. Но без практического участия школьников не может быть и речи об экологическом воспитании, так как только практическая деятельность формирует бережное, а затем и ответственное отношение к природе.

Все полученные знания и умения дети применяют в повседневной деятельности, в игре, труде, продуктивной деятельности.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.

Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.

Сформировались чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира.

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыков рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Игровые технологии.

Игры-путешествия, в ходе которых дети посещают интересные места и в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль взрослого. Воспитатель или позже ребенок могут быть экскурсоводом, начальником экспедиции, заведующим фермой, лесником и пр. Именно в таких играх дети знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе.

Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности, Например: «Строительство города» может осуществляться только при соблюдении экологических норм и правил. Какие это правила – дети определяют самостоятельно (завод построить подальше от жилого массива, школу – подальше от дороги и пр.). В таких играх дети учатся заботится о своем городе и осознают существенные в нем экологические проблемы. В таких играх ежедневно может присутствовать «Волшебная палочка», картины, иллюстрации. С помощью волшебной палочки дети попадают на дно океана, в лес, в Африку. Получается виртуальная экскурсия, с помощью которой дети посещают незнакомые места, знакомятся с природой разных материков, побывают на необитаемом острове и узнают мир во всем его многообразии.

Дидактические игры: «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» (об экосистемах), «Что сначала, что потом?» —  о росте и развитии живых организмов заставляют ребенка мыслить, искать правильный ответ.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования, игры-медитации: Я – солнце, я –дождь, ты – ветер, Саша – облачко, Оля – березка. Такие игры дают новые впечатления о состоянии природы и ее изменениях, формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. В этих играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует. И опять решаются целевые ориентиры ФГОС ДО – «ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе.

Соревновательные игры— КВН, конкурсы знатоков, экологические викторины, Поле чудес стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.

Мультимедийные презентации, технология ИКТ  — мотивируют к действию. С их помощью дети могут слушать голоса птиц, увидеть удивительные явления природы, узнать об экологических катастрофах.

Технология ТРИЗ, целью которой является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны- поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Технология поисково-исследовательской деятельности позволяет детям открывать новое, делать шаг в неизведанное, думать, пробовать, искать, а самое главное самовыражаться.

Эффективным методом расширения знаний по экологии  является использование жемчужин народной мудрости — сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади, «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и т.д.

Вышеперечисленные технологии направлены на формирование первичных представлений детей о природе, развитие потребности в экспериментировании, развитие познавательного интереса, любознательности, творческой активности, т.е. на развитие личностных качеств ребенка, представленных как целевые ориентиры ФГОС ДО.

Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, участвуют в природоохранных акциях, в создании и пополнении предметно-пространственной среды, в благоустройстве участков на территории детского сада. Родители вместе с детьми проводят эксперименты и исследования, заполняя календари природы, наблюдая за повадками животных, выращивая растения, ставя простые эксперименты с природным материалом.

На современном этапе экологическое воспитание необходимо осуществлять совместно с родителями, они первые воспитатели в жизни ребёнка. С целью выявления увлечений взрослых и детей, отношения родителей к проблеме экологического воспитания, я провожу анкетирование. В помощь родителям оформляется "Экологический стенд", где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Хорошей традицией в работе с родителями стало участие в конкурсах, развлечениях, выставках

Для родителей выпускаются тематические буклеты: «Правила безопасности детей на природе летом». «Всё о правильном питании детей», «Наши друзья-витамины», «Подвижные игры на прогулке», «Чистый город – наш город», проводятся консультации «Компьютер. Польза и вред для вашего ребёнка», «Экология жилища», «Как использовать компьютер для развития и обучения малышей?», «Воспитание безопасного поведения детей в природе»«Основные правила поведения в природе»«Защита от клещей. Как удалить клеща. Правила безопасности для детей»«На прогулке летом». Родительские собрания проводятся в нетрадиционных формах: семинары-практикумы, родительские лектории, семейные клубы.

Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Особое внимание в духовно-нравственном воспитании я отвожу проектной деятельности. В своей работе я стараюсь использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию; стремления детей познавать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы. Проведены проекты: «Зимующие птицы», «Дикие животные наших лесов», «Снег полезный или вредный», «Витамины на окне», «По сказкам В. В. Бианки», «Неутомимые труженики».

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала  уголок для родителей, где размещаю материал экологического содержания.

Постоянные участники акции по ПДД, «Безопасные каникулы», «Безопасный путь от школы до дома», направленный на соблюдение правил безопасности на улице и дома, акции «Сбор мукалатуры», «Синичкин дом -2021», посвященная зимующим птицам, участники краевого конкурса «Знай и гордись», неоднократные победители как трудовых, так и творческих заданий.

Работая по этой теме, мы с ребятами достигли высоких результатов: являемся активными участниками и организаторами различных мероприятий разного уровня, неоднократные победители как районных, городских, краевых и всероссийских конкурсов. Воспитанники за участие в различных конкурсах награждены сертификатами, грамотами, ценными подарками.

Как руководитель всех мероприятий за подготовку и победу детей в конкурсах, неоднократно отмечена сертификатами, грамотами, дипломами, и благодарственными письмами районного, городского, краевого, всероссийского уровней.

За период работы руководителем волонтёрского движения транслировала опыт работы: на школьном методическом объединении, педагогических педсоветах.

Презентовала опыт педагогической деятельности на краевом семинаре по Здоровьесбережению, в краевом конкурсе «Открытый урок» , проводила открытое занятие в рамках конкурса «Педагогического мастерства», участие в заочном городском конкурсе «Учитель года», конкурсе методических разработок «Пермь-300». Поделилась опытом работы в конкурсе разработки дидактического материала по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ.

Приняла участие в краевом конкурсе «Педагогическое содружество», номинация «Воспитатель»– 2022 г.

Публикация Материалов на сайтах: «Ифоурок», «МААМ», разработки занятий, дидактический материал, имеются Сертификаты. Публикация стендового доклада «В гостях у сказки», Сказкотерапия, на краевой конференции «Организация внеурочной деятельности в ОУ согласно с ФГОС ОВЗ. 2022г.

Я считаю, что в своей работе я достигла хороших результатов, и я горжусь этим.

Мои воспитанники стали более талантливыми, активными, инициативными, поверили в свои силы. Детский коллектив сплотился, сдружился, стал одним целым. Родители являются нашими активными помощниками, всегда поддерживают нас во всех начинаниях, что тоже способствовало общем уделу.

Мое профессиональное счастье – это горящие глаза детей, когда я провожу организованную образовательную деятельность интересно, увлекательно, необычно. Поэтому воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом. Старинная мудрость напоминает нам«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, родной край с уважением относящегося к другим народам.

Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Страна доверяет нам самое дорогое — свое будущее – детей.

Работая в творческом коллективе, я стараюсь создать хорошее настроение себе и всем окружающим меня людям: детям, коллегам - кому советом, кому шуткой, кому примером. Но наряду с этим лучшим, качеством педагога я считаю исполнительность и заинтересованность в деле. Убеждена, что мой успех зависит от того, кто работает рядом. Меня окружает коллектив единомышленников, которые своей поддержкой, творческой энергией, вопросами, советами помогают работать на благо детей.

Работая воспитателем уже много лет, я могу сказать – лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости и возможность быть маленьким ребёнком! Ну а что же главное? А главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца. Я думаю, мне удается подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Важно, что они мне доверяют и с удовольствием каждый день идут в школу. Как приятно слышать слова благодарности от бывших воспитанников и их родителей.

Педагог – это особенная профессия, освоить которую дано не каждому. Случайных людей в этой профессии не бывает. Не приживаются. И в заключении хочется сказать, я хочу и могу помочь каждому ребенку найти себя, раскрыть свои способности и талант.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души