«Игра - детская школа нравственности» из опыта воспитателя санатория Жашкевич Н.В.

«А Саша у меня игрушки забрал», «Мы строим, а Толя ломает», «Вика, ты всегда мама и мама, а я никогда. Я только дочка. Надежда Валентиновна, Вика всегда мама, а я никогда» - такие жалобы играющих дошкольников слышу я ежедневно. Я тут же прихожу на помощь, вместе с детьми принимаем правильное решение. Справедливость восторжествовала. Ребенок, который только что жаловался, удовлетворен. Но через минуту от другой играющей группы я слышу те же жалобы. Опять прихожу на помощь, стараюсь объективно разобраться, учить, как надо поступать, чтобы никому не было обидно. Вот, вроде бы, никто не жалуется, значит, играют дружно. Но опыт показывает, что, если жалобы и не поступают, это не означает, что нарушений нет. Просто сейчас о них не говорят или не замечают. Через некоторое же время ребенок опять призывает воспитателя на помощь. Вот и получается, что ведем мы воспитательные беседы с детьми только тогда, когда возникает в этом необходимость. Наша реакция направлена на устранение следствия - уже возникшего конфликта, а не на его предупреждение. Об этом явлении говорил А.С. Макаренко: «Вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких-нибудь досадных происшествиях... Если же происшествий нет ... о проблемах воспитания не вспоминают». Отсюда следует, что воспитывать доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.

Известно, что некоторые дети. Играя, часто делают нарушения, другие же принимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей - получить роль, игрушку. Говорить ребенку : «Не играй с Сашей, потому что он драчун» - малоэффективно, Саша ему нравится и он будет с ним играть. Но как же уберечь детей от негативного влияния нарушителей правил поведения, а агрессивных ребят заставить изменить свои действия? Одними увещеваниями и воспитательными беседами справедливости в отношениях детей достичь трудно. Нужно сделать нарушителей порядка активными помощниками педагога, особенно в играх, научить их соблюдать правила, видеть те нарушения, которые допускаются другими детьми, составлять на этой основе мнение о поступках сверстников и таким образом влиять сообща на поведение каждого члена группы.

Прежде всего я обратила внимание ребят на наиболее частые причины, по которым возникают ссоры. Исследователи детских взаимоотношений отмечают, что ссоры из-за распределения ролей, игрушек, выбора темы игры, ее сюжета, нарушения общепринятых норм поведения в процессе игры, неумения разобраться в возникших конфликтах самостоятельно. Эти авторы используют правила, чтобы помочь ребенку освоить нравственные нормы общения. Научить видеть, анализировать соблюдение и нарушение норм в игре означает научить давать адекватную оценку поступкам окружающих. Я учила ребят использовать правила как ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого сверстника. Теперь они сами могли оценивать отрицательные поступки товарищей, их последствия для себя. Опираясь на то, кто как соблюдает правила взаимоотношений в играх, дети составляли самостоятельное мнение о других ребятах. Единая оценка всех детей по отношению к конкретному поступку или сформированное мнение группы позволило объективно и благотворительно влиять на каждого.

Кому захочется играть с несправедливым товарищем? Лучше взять в партнеры для игры того, кто доброжелателен - эти качества ребята научились оценивать. Так складывались новые игровые группы, где справедливость становилась нормой отношений.

Учитывая, что хорошие и плохие поступки видны со стороны, мы составили рассказы об играх, где ярко показали ситуации нарушения нравственных норм. Все услышанное было понятно, в подобных ситуациях приходилось бывать нашим воспитанникам. В тоже время я тактично не затрагивала поведение конкретных ребят, которые обижали товарищей. Кроме того, рассказ давал образец для подражания положительным поступкам буквально в сегодняшней игре, ведь многие эти проблемы возникнут тут же, только ребята начнут играть. В игре дети упражнялись, закрепляли правила, с которыми только что познакомились, наблюдали, как их выполняют другие дети. Каждый ребенок стремился соблюдать правила (кому хочется быть похожим на отрицательных персонажей рассказов?). На этапе усвоения правил я участвовала в играх ребят, помогала руководствоваться правилами. После игры обязательно говорили о том, как играли, кто правильно поступал, а кто был похож на отрицательных героев, с кем приятно играть, а с кем выходят только ссоры. Дети указывали причину, почему это происходит. С каждым днем игры ребят становились интереснее, потому что не возникло ссор, повышался общий нравственный уровень отношений детей. Но были и такие, которые не хотели считаться с правилами игры, продолжали конфликты, за что каждый раз получали осуждение детей. Ребята тут же реагировали на нарушения и не хотели играть с ними. Теперь уже вся группа была регулятором взаимоотношений.

Я предлагала тексты рассказов, которые использовала в работе. Можно их прочитать детям, при желании - составить подобные же с другими ситуациями. Читать их детям нужно постепенно, по мере осознания правил и их усвоения.

Усваивая правила, дети часто будут жаловаться взрослым о нарушении правил товарищами. Не считайте это ябедничеством. Жалуясь, ребенок будет говорить о том, что он запомнил правило, а кто-то его нарушает. Внимательно относитесь к таким сообщениям, используйте их для бесед о поведении сверстников.

Выбор темы игры

Собираясь на прогулку, ребята взяли много игрушек: штурвал, бескозырки, весы, зеркало, расчески, каски пожарных, рупор, бинокль.

Я предложила детям:

Придумайте, в какую игру вы будете играть.

Я в теплоход,- Сказал Миша.

А я в автобус,- подхватил Алеша.

Саша громко воскликнул:

Я придумал интересную игру в пожарников!

А я не буду играть ни в теплоход, ни в автобус, ни в пожарников, -говорит Дима,- Мне нравиться играть в парикмахерскую.

Что ж, все это неплохо,- улыбнулась я,- Но какую игру следует выбрать, чтобы поиграть вместе.

Каждый из ребят повторил свое предложение.

Так у вас никакой игры не получится,- сказала я.

Вопросы к детям

Какие игры придумали ребята?

Почему не получилась у них общая игра?

Как нужно поступить, чтобы игра получилась?

Детям хотелось играть вместе. Поэтому Алеша сказал: -Я буду играть с Мишей в теплоход.

Саша подумал и предложил Диме:

Давай и мы будем играть в теплоход с Мишей и Алешей. Вместе интереснее.

Вот и хорошо, что договорились, в какую игру играть,- похвалила ребят воспитательница.

Запомнить правило. Всем вместе договориться о будущей игре. Пусть каждый предложит тему игры или поддержит товарища. Из всех предложений выбрать одно, наиболее интересное. Если кто-то из детей не соглашается с остальными ребятами, надо объяснить ему, что нужно согласиться, иначе игра не получится. В следующий раз, возможно, будет приятно именно его предложение как наиболее интересное.

Распределение ролей

Игру ребята выбрали. Теперь нужно распределить роли, решить, кто кем будет на теплоходе.

Чур, я капитан! - сказал Миша.

Ты вчера был капитаном. Ты всегда капитан,- напомнили ему дети. Мальчик обратился ко мне.

Миша всегда капитан, а больше никто не бывает!

А вы подумайте, как поступить, чтобы никому не было обидно.

Вопросы к детям

Правильно ли поступает Миша, если стремится быть капитаном в каждой игре?

Какое правило можно придумать, чтобы на интересных ролях были и другие дети? Всем хотелось быть капитаном, и игра не начиналась.

Я

придумал,- сказал Дима,- пусть сегодня капитаном будет Алеша. Он никогда не был, а завтра пусть будет Саша, а потом выберем... меня. Будем играть по очереди, и никому не будет обидно.

Ребятам предложение понравилось, и они согласились с ним. Дима, который тоже никогда не был на главной роли, подумал: «Вот пройдет несколько дней, и меня выберут. Это очень интересно. Я постараюсь быть хорошим капитаном».

Запомнить правило. Главные роли выполнять по очереди. Пользоваться считалкой при распределении ролей, но не прибегать к ней, если выбор на главную роль повторяется. Следить, чтобы очередность не нарушалась. Быть доброжелательным при выборе товарища на роль, которая нравится тебе. Предлагать другим детям привлекательные роли. Если кто-то из ребят нарушает правило, поступает несправедливо, объяснить ему, что нужно играть по очереди.

Выбор сюжета игры.

Когда дети договорились, в какую игру будут играть они не знали, как начать игру, куда плыть теплоходу, каким он будет, и игра не получалась.

Я подсказала:

Теперь придумайте, как будете играть.

Надо строить грузовое судно, чтобы перевозить строительные

материалы, - предлагали одни дети.

Лучше пассажиров с берега на берег переправлять, - говорили другие.

Давайте играть в путешествие на теплоходе. Возьмем пассажиров, будем плавать по морю, причаливать у разных берегов. Потом с нами случится приключение: у нашего судна другой теплоход помощи попросит, - внес предложение Дима.

Вопросы к детям

Какое предложение приняли бы вы? Почему оно понравилось вам больше других? Как поступить в том случае, если много предложений по поводу хода игры?

Если кто-то из ребят не соглашается начать игру так, как договорилось большинство, что можно в таком случае сказать, как убедить несоглашающегося?

Дети приняли предложение Димы как наиболее интересное.

Запомнить правило. При обсуждении хода игры следует внимательно выслушивать всех участников. Принимать наиболее интересное предложение. Если кто-либо из детей не соглашается с остальными и настаивает на своем предложении, объяснить ему правило выбора сюжета.

Распределение игрушек

Игрушки для игры в теплоход ребята разобрали быстро. Алеша-капитан взял себе якорь, штурвал, бинокль, спасательный круг, и д.р.

А с чем же нам играть? Только бескозырки и трап остались,- разочарованно произнес Саша. - Ты, Алеша, тогда и играй за всех.

Алеша смутился, опустил голову, помолчал, а потом тихо сказал:

Ребята, это я игрушки просто на корабль принес, а вы теперь выбирайте, какие вам нужно,- и положил все перед детьми.

Вопросы к детям

Правильно ли поступил Алеша, взяв себе много игрушек? Имеет ли право капитан нарушать правила игры? Как нужно распределить игрушки?

Запомнить правило. Игрушки брать такие, которые нужны для исполнения роли. Можно разделить их поровну. Если игрушка одна, а играть ей хотят многие, то установить очередность между желающими.

Самостоятельное решение конфликтов Дети играли в «Путешествие на теплоходе». Во время игры из-за неисправности теплохода они вынуждены были пересесть в море на другое судно. Капитан дал команду:

Матросам переправить пассажиров в безопасное место!

Пассажирами были куклы. Один матрос быстро собрал всех кукол. Их было так много, что они даже падали из рук.

Я тоже должен помочь пассажирам перебраться на другое судно, - сказал второй матрос.

Нет, я перенесу всех сам,- настаивал первый.

Надежда Валентиновна, а мне Андрей кукол не дает, - пожаловался второй матрос.

Ребята, - сказала я,- не надо ссориться. Подумайте, кто из вас неправ. - И, обратившись ко всем участникам игры, спросила:- Кто поможет решить спор между матросами?

Вопросы к детям

Что можно сказать о мальчике, забравшем всех кукол? Как нужно было поступить обоим матросам, чтобы не ссориться в игре? Если ребята поссорились, как узнать, кто из них прав, а кто — нет?

Запомнить правило. Дети должны быть справедливыми в игре, соблюдать ее правила. Если произошла ссора, нужно выяснить, кто нарушил правило, и предложить ему уступить в споре, потому что он неправ.

Ситуация нарушения общесоциальных норм поведения Теплоход из дальнего плавания, и у всей команды было много работы. Капитан то и дело отдавал команды членам экипажа. Вдруг матрос Андрей стал разбрасывать кубики, из которых был построен теплоход.

Андрей нельзя ломать наш корабль, мы находимся в море и все можем утонуть,- говорили дети.

А мне какое дело. Хочу ломаю, -услышали они в ответ и увидели, что

теперь их товарищ отнял рацию у радиста и смеясь отбежал в сторону.

Матрос, займите свое место! Подходим к берегу. Приготовьтесь набросить канат, - сказал капитан.

Сам набрасывай, - послышалось в ответ.

Вопросы к детям

Что можно сказать о поведении Андрея в игре? Какие некрасивые проступки он совершил?

Если бы вы играли с таким мальчиком, что бы вы ему сказали, как поступили? Запомнить правило.В игре надо соблюдать все правила. Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры. Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены. Всегда относиться к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.

«Одинокий ребенок»

В групповой комнате играли дети. Вадик подошел к ним и сказал:

Возьмите и меня поиграть в поезд.

Нет, мы никого не берем,- ответили играющие.

Поезд отходит от станции. Вадик поспешил к другой группе:

Можно с вами?

Нет, нас и так много,- ответили дети.

Вадику одному было скучно, и он подошел еще к одной группе, где играли в настольный футбол.

А можно занять очередь, чтобы и мне поиграть?

Нет,- ответили ему мальчики,- в эту игру мы сами хотим играть.

Вадик, опустив голову, медленно отошел от детей, остановился у окна и стал ждать, когда же придет мама.

Вопросы к детям

Почему Вадик остался один? Как вы думаете, какое у него было настроение, когда все ребята отказали принять его в игру? Правильно ли поступили дети, не приняв его в игру? Как нужно поступать в этих случаях? Вспомните, был ли у вас такой случай. Как вы себя чувствовали при этом?

Запомнить правило. Если рядом кому-то из ребят грустно, скучно, то поговори с ним, поиграй. В следующий раз, может и тебе кто-то поможет.