Технологическая карта пробного урока математики

Класс: 4

Предмет: математика

Тема: «Нахождение доли числа и числа по доли». Учитель: ВеличкоЕ.В.

Цель: учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Образовательная: учиться решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.

Развивающая: повторить и закрепить сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел, решение составных уравнений.

Воспитательная: воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели, формировать коммуникативные качества личности.

Здоровьесберегающие: создать атмосферу успешности каждого ученика, благоприятный психологический климат; применить оздоравливающий эффект: условия для улучшения работы сосудов, предупреждения устранения близорукости, плоскостопия.

Планируемые результаты (УУД):

Метапредметные:

Регулятивные: Развивать умения обнаруживать и формулировать учебную проблему; самостоятельно формулировать цели урока; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: Развивать умения сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; умение договариваться

Познавательные: Развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы; сравнивать и группировать математические факты и объекты, делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Личностные:

Развивать умения придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Межпредметные связи: окружающий мир.

Методы и формы: фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.

Ресурсы урока: Электронная презентация урока, раздаточный материал УМК «Гармония», учебник математики 3 класс Н.Б. Истоминой, Рабочая тетрадь.

Ход и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент,

Цель: мотивация, самоопределения к коррекционной деятельности.

Создать эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Все расселись по местам,

Никому не тесно!

По секрету скажу Вам,

Будет интересно!

Будем мы считать, писать,

И решать задачи!

Чтоб сегодня как всегда,

В руки шла удача!

Узнаем новый материал,

Закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать,

Это всё умею я!»

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Всем удачи.

Эмоциональный настрой класса.

Л. положительное отношение к урокам математики; формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

А) Устный счёт

Что ж, друзья, скорей за работу.
Начнём наш урок с устного счёта!

Арифметический диктант.

1. Масса арбуза 6 кг. Сколько килограмм в 1/2 арбуза?

2. 1/3 стакана сахарного песку весит 60 г. Сколько весит стакан сахарного песку?

3. Один литр подсолнечного масла весит 930 г. Вычислите вес 1/3 л подсолнечного масла.

4. Почтовый голубь в час пролетает 100 км. Сколько километров он пролетает за 15 минут?

5. Длина 1/4 отрезка - 9 см. Сколько сантиметров во всем отрезке?

6. Мотоциклист проехал 8 км, что составляет 1/4 намеченного маршрута. Сколько километров должен проехать мотоциклист?

7. 1/4 часть отрезка составляет 11 см. Чему равна длина всего отрезка?

8. Сколько минут в 1/12 часа?

Б) Задачи

Многие животные любят поспать. Чемпионом среди них является маленький зверек, которого так и называют – соня. Бодрствует он всего 3 часа в сутки. Сколько часов спит соня?

На сколько

больше часов он спит, чем бодрствует?

Во всем мире осталось не более 1000 уссурийских журавлей. Из них 250 живут в Японии, 200 – в России.

Сколько этих журавлей живут

в других странах?

-Молодцы! Ребята, а кто знает, куда занесены все виды исчезающих животных и растений?

-Для чего это делают?

Ответы детей

1.3кг

2.180 кг

3.310кг

4.25 км

5.36см

6.32км

7.44см

8.5 мин

-21 час спит

-на 18 часов

-550 птиц

-В Красную книгу

-Чтобы к ним относились особо бережно и не допустили их исчезновения

Р. отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности)

П. устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий; сопоставлять информацию, представленную в разных видах

3. Постановка учебной задачи

Цель: воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организовать и направить к цели познавательную

Постановка цели и задач урока

- На какие две группы можно разделить задачи, которые вы решали?


Постановка проблемы.

Выполните задание на карточках

− Сейчас работа в группах, выполните задание

Работа в группе

Вычисли:

60 : 10 =

800 : 100 =

543 – 531 =

24 : 2 =

265 + 132 =

Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом

6

397

12

12

8

п

а

ц

ц

и

− Какое слово получилось?

− У меня в руках пицца. Из чего она состоит?

− Что такое доля?

− Где в жизни мы встречаемся с долями?

-Что ещё состоит и долек? (мандарин, апельсин, лимон …)

− Сейчас, мы посмотрим мультфильм «Мы делили апельсин», в котором звери столкнутся с проблемой деления апельсина.

− Как звери разделили апельсин?

Всем хватило?

Что нужно было сделать?

В чём ошибка волка?

Ребята, можно так поступать?

-Так какова же тема нашего урока?


-А какие цели мы ставим сегодня на уроке?

- Молодцы! Давайте продолжим.

-Первая группа - задачи, в которых нужно найти долю числа, вторая группа - задачи, в которых нужно найти число по доле.

Задание раздает учитель

Пицца

Из долей

Доля – это часть целого.

Когда нужно что-то разделить

Просмотр мультфильма.

Целый апельсин разделили на дольки

Нет

Посчитать сколько всего зверей и поделить поровну.

Он решил присвоить целый апельсин себе.

Нет, нужно уметь делиться.

«Нахождение доли числа и числа по доли».

1.Научиться находить несколько долей целого.

2. Умение решать задачи.

Л. формирование ценностных ориентаций (само регуляция, стимулирование, достижение и др.)

4. Открытие новых знаний

Цель: организовать и направить учащихся к познавательной цели

Сейчас мы будем учиться делить целое на части

− Возьмите полоску, которая у вас на парте. Измерьте ее длину

Сложите ее пополам и еще раз пополам. Сколько одинаковых долей у вас получилось? 

Как вы думаете, чему равна длина одной доли? 

Как вы определили? 

Да, определять величину одной доли мы уже умеем.

Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли.

Напишите на каждой доле ее длину

Чему равна длина двух таких долей? 

Как вы узнали?

Чему равна длина трех таких долей? 

Как вы узнали?

− Отложили в сторону.

Работают группой.

(20 см)

(4.)

(5 см)

(20: 4 = 5 (см))

(5 см)

(10 см)

(Число 5 повторяется 2 раза: 5∙2 = 10(см))

(15 см)

(Число 5 повторяется 3 раза: 5 ∙ 3 = 15 (см))

Л. формирование ценностных ориентаций (само регуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование математической компетентности.

5. Физкультминутка (Физминутку ведут дети)

- Пора немного отдохнуть и выполнить физкультминутку.

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три - прижмем к плечам, на 4- к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная семья.

Выполняют движения по тексту

6. Обобщения затруднений

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения

- А теперь давайте откроем наш учебник на странице 106 и вместе выполним 1 упражнение.

Рассмотрим рисунок на сколько равных частей разделен каждый круг?

Работа с моделью торта

− А если я скажу, что семья тоже состоит из долей, вы со мной согласитесь?

− А как вы считаете, члены семьи равны по значению, или нет?

− В семье одинаково ценен, важен и дорог каждый её член, т.е. все члены семьи равнозначны. А если это правило применить относительно долей, что мы можем о них сказать?

Представьте, что на праздник пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт. Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми. У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 7 человека + вы, на сколько частей нужно разделить торт?

− Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей (на доске набор магнитных долей)

− Кому бы вы отдали первый кусочек торта?

− Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».

− Какую долю круга составляет вырезанный кусочек?

− Почему одну восьмую?

Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого?

- Молодцы! Практически все поняли и усвоили как выполнять данные упражнения.

Слушают и выполняют задания по цепочке

Да. Семья – это единое целое, а каждый член семьи является её частью

(ответы детей)

(все доли одного целого равны)

(на 8 части)

(ответы детей)

(одну восьмую)

(Потому что мы разделили круг на 8 равных частей и взяли одну часть)

(Нужно целое разделить на 8 частей и взять одну)

П. сопоставлять схемы и условия текстовых задач; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице); осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой (групповая)

-А теперь, посмотрите

перед вами карточки с заданиями.

-

Вам необходимо самостоятельно выполнить данное задание

Карточка №1

Выбери любое задание и реши его:

Вычисли, чем

равна

:

Одна вторая часть км - _______м;

Две четвёртых части м = _______см;

Три пятых части см = ______мм;

Четыре десятых части дм = _____см

Реши задачу, записав её кратко:

Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?

- Ребята, все справились с заданием? Давайте же проверим! Поменяйтесь своими карточками с соседом по парте.

Оцените работу соседа

-А теперь давайте вместе решим задачу и запишем в тетрадь.

Карточка 2

За 1 день

Количество дней

Всего, кг

? (одинаково)

7

21

?

36

−Сколько кг масла израсходовали в столовой?

− За сколько дней израсходовали 21кг?

− Сколько кг масла предполагают израсходовать?

− Известно за сколько дней израсходуют 36кг?

− А что говорится про норму расхода за 1 день?

− Сколько вопросов в таблице?

− Сколько действий будет в решении задачи?

− Что узнаем сначала?

− Как мы это найдём?

− Теперь, зная расход масла за 1 день, сможем ответить на вопрос задачи?

− Молодцы! Запишите решение задачи в тетрадь по действиям с пояснениями

В уравнении неизвестно вычитаемое.

Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Уравнение решено неверно.

(21кг)

(за 7 дней)

(36кг)

(нет, нужно найти)

(она одинаковая)

(2 вопроса)

(2 действия)

(сколько кг масла расходовали за 1 день)

(21:7=3кг)

(да, 36:3=12 дней)

доски ученик, справившийся с заданием).

8. Домашнее задание

Д/з-карточка

Записывают домашнее задание в дневник

П. выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: Организовать самооценку деятельности на уроке

Организует обобщающую беседу по теме. Прощается с классом. Рефлексия:

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Назовите тему урока.

-Что вам показалось трудным?

-За что можете себя похвалить?

Ответы детей

Л. умение признавать собственные ошибки

10. Самооценка

− Оцените свою работу на листе самооценки.

Приложение1

Лист самооценки

п/п

Задание

Справились

Справились, но испытывали затруднения

Не справились

1

Работа в группе – выдвижение гипотез

2

Самостоятельная работа по карточкам

3

Самостоятельное решение задачи

4

Решение задачи

1 – испытываю затруднения;

2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.


Приложение1

Лист самооценки

п/п

Задание

Справились

Справились, но испытывали затруднения

Не справились

1

Работа в группе – выдвижение гипотез

2

Самостоятельная работа по карточкам

3

Самостоятельное решение задачи

4

Решение задачи

1 – испытываю затруднения;

2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Домашнее задание

Реши задачи:

1. В куске с тканью 120 м. На костюмы отрезали 1/3 часть этой ткани. Сколько ткани осталось в куске.

2.В поход пошли 150 человек. Из них мальчиков 90 человек, девочек - третья часть от всех мальчиков. Остальные –

взрослые. Сколько взрослых отправилось в поход?  

3.В саду 48 роз, тюльпанов четвёртая часть от роз, ромашек 45. Сколько всего цветов в саду?

Реши задачи:

1.В коробке 150 карандашей. Мальчики взяли 1/5 часть, остальные забрали девочки. Сколько карандашей забрали девочки?

2.В саду 210 цветов. Ромашек 50 штук. Роз -1/5 часть от ромашек. Остальные цветы- тюльпаны. Сколько тюльпанов в саду?

3.В магазин привезли 120 метров красной ткани, синей–1/3 часть от красной, зелёной-200 метров. Сколько всего метров ткани привезли в магазин?