Технологическая карта пробного урока математики
Класс: 4
Предмет: математика
Тема: «Нахождение доли числа и числа по доли». Учитель: ВеличкоЕ.В.
Цель: учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Образовательная: учиться решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.
Развивающая: повторить и закрепить сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел, решение составных уравнений.
Воспитательная: воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели, формировать коммуникативные качества личности.
Здоровьесберегающие: создать атмосферу успешности каждого ученика, благоприятный психологический климат; применить оздоравливающий эффект: условия для улучшения работы сосудов, предупреждения устранения близорукости, плоскостопия.
Планируемые результаты (УУД):
Метапредметные:
Регулятивные: Развивать умения обнаруживать и формулировать учебную проблему; самостоятельно формулировать цели урока; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: Развивать умения сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; умение договариваться
Познавательные: Развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы; сравнивать и группировать математические факты и объекты, делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Личностные:
Развивать умения придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Межпредметные связи: окружающий мир.
Методы и формы: фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.
Ресурсы урока: Электронная презентация урока, раздаточный материал УМК «Гармония», учебник математики 3 класс Н.Б. Истоминой, Рабочая тетрадь.
Ход и содержание урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный момент,
Цель: мотивация, самоопределения к коррекционной деятельности.
Создать эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Все расселись по местам,
Никому не тесно!
По секрету скажу Вам,
Будет интересно!
Будем мы считать, писать,
И решать задачи!
Чтоб сегодня как всегда,
В руки шла удача!
Узнаем новый материал,
Закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать,
Это всё умею я!»
-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Всем удачи.
Эмоциональный настрой класса.
Л. положительное отношение к урокам математики; формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
А) Устный счёт
Что ж, друзья, скорей за работу.
Начнём наш урок с устного счёта!
Арифметический диктант.
1. Масса арбуза 6 кг. Сколько килограмм в 1/2 арбуза?
2. 1/3 стакана сахарного песку весит 60 г. Сколько весит стакан сахарного песку?
3. Один литр подсолнечного масла весит 930 г. Вычислите вес 1/3 л подсолнечного масла.
4. Почтовый голубь в час пролетает 100 км. Сколько километров он пролетает за 15 минут?
5. Длина 1/4 отрезка - 9 см. Сколько сантиметров во всем отрезке?
6. Мотоциклист проехал 8 км, что составляет 1/4 намеченного маршрута. Сколько километров должен проехать мотоциклист?
7. 1/4 часть отрезка составляет 11 см. Чему равна длина всего отрезка?
8. Сколько минут в 1/12 часа?
Б) Задачи
Многие животные любят поспать. Чемпионом среди них является маленький зверек, которого так и называют – соня. Бодрствует он всего 3 часа в сутки. Сколько часов спит соня?
На сколько
больше часов он спит, чем бодрствует?
Во всем мире осталось не более 1000 уссурийских журавлей. Из них 250 живут в Японии, 200 – в России.
Сколько этих журавлей живут
в других странах?
− -Молодцы! Ребята, а кто знает, куда занесены все виды исчезающих животных и растений?
− -Для чего это делают?
Ответы детей
1.3кг
2.180 кг
3.310кг
4.25 км
5.36см
6.32км
7.44см
8.5 мин
-21 час спит
-на 18 часов
-550 птиц
-В Красную книгу
-Чтобы к ним относились особо бережно и не допустили их исчезновения
Р. отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности)
П. устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий; сопоставлять информацию, представленную в разных видах
3. Постановка учебной задачи
Цель: воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организовать и направить к цели познавательную
Постановка цели и задач урока
- На какие две группы можно разделить задачи, которые вы решали?
Постановка проблемы.
Выполните задание на карточках
− Сейчас работа в группах, выполните задание
Работа в группе
Вычисли:
60 : 10 =
800 : 100 =
543 – 531 =
24 : 2 =
265 + 132 =
Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом
6
397
12
12
8
п
а
ц
ц
и
− Какое слово получилось?
− У меня в руках пицца. Из чего она состоит?
− Что такое доля?
− Где в жизни мы встречаемся с долями?
− -Что ещё состоит и долек? (мандарин, апельсин, лимон …)
− Сейчас, мы посмотрим мультфильм «Мы делили апельсин», в котором звери столкнутся с проблемой деления апельсина.
− Как звери разделили апельсин?
− Всем хватило?
− Что нужно было сделать?
−В чём ошибка волка?
−Ребята, можно так поступать?
-Так какова же тема нашего урока?
-А какие цели мы ставим сегодня на уроке?
- Молодцы! Давайте продолжим.
-Первая группа - задачи, в которых нужно найти долю числа, вторая группа - задачи, в которых нужно найти число по доле.
Задание раздает учитель
Пицца
Из долей
Доля – это часть целого.
Когда нужно что-то разделить
Просмотр мультфильма.
Целый апельсин разделили на дольки
Нет
Посчитать сколько всего зверей и поделить поровну.
Он решил присвоить целый апельсин себе.
Нет, нужно уметь делиться.
«Нахождение доли числа и числа по доли».
1.Научиться находить несколько долей целого.
2. Умение решать задачи.
Л. формирование ценностных ориентаций (само регуляция, стимулирование, достижение и др.)
4. Открытие новых знаний
Цель: организовать и направить учащихся к познавательной цели
−Сейчас мы будем учиться делить целое на части
− Возьмите полоску, которая у вас на парте. Измерьте ее длину
− Сложите ее пополам и еще раз пополам. Сколько одинаковых долей у вас получилось?
− Как вы думаете, чему равна длина одной доли?
−Как вы определили?
− Да, определять величину одной доли мы уже умеем.
− Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли.
− Напишите на каждой доле ее длину
−Чему равна длина двух таких долей?
− Как вы узнали?
− Чему равна длина трех таких долей?
−Как вы узнали?
− Отложили в сторону.
Работают группой.
(20 см)
(4.)
(5 см)
(20: 4 = 5 (см))
(5 см)
(10 см)
(Число 5 повторяется 2 раза: 5∙2 = 10(см))
(15 см)
(Число 5 повторяется 3 раза: 5 ∙ 3 = 15 (см))
Л. формирование ценностных ориентаций (само регуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование математической компетентности.
5. Физкультминутка (Физминутку ведут дети)
- Пора немного отдохнуть и выполнить физкультминутку.
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три - прижмем к плечам, на 4- к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная семья.
Выполняют движения по тексту
6. Обобщения затруднений
Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения
- А теперь давайте откроем наш учебник на странице 106 и вместе выполним 1 упражнение.
Рассмотрим рисунок на сколько равных частей разделен каждый круг?
Работа с моделью торта
− А если я скажу, что семья тоже состоит из долей, вы со мной согласитесь?
− А как вы считаете, члены семьи равны по значению, или нет?
− В семье одинаково ценен, важен и дорог каждый её член, т.е. все члены семьи равнозначны. А если это правило применить относительно долей, что мы можем о них сказать?
− Представьте, что на праздник пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт. Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми. У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 7 человека + вы, на сколько частей нужно разделить торт?
− Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей (на доске набор магнитных долей)
− Кому бы вы отдали первый кусочек торта?
− Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».
− Какую долю круга составляет вырезанный кусочек?
− Почему одну восьмую?
− Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого?
- Молодцы! Практически все поняли и усвоили как выполнять данные упражнения.
Слушают и выполняют задания по цепочке
Да. Семья – это единое целое, а каждый член семьи является её частью
(ответы детей)
(все доли одного целого равны)
(на 8 части)
(ответы детей)
(одну восьмую)
(Потому что мы разделили круг на 8 равных частей и взяли одну часть)
(Нужно целое разделить на 8 частей и взять одну)
П. сопоставлять схемы и условия текстовых задач; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице); осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (групповая)
-А теперь, посмотрите
перед вами карточки с заданиями.
-
Вам необходимо самостоятельно выполнить данное задание
?
Карточка №1
Выбери любое задание и реши его:
Вычисли, чем
равна
:
Одна вторая часть км - _______м;
Две четвёртых части м = _______см;
Три пятых части см = ______мм;
Четыре десятых части дм = _____см
Реши задачу, записав её кратко:
Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?
- Ребята, все справились с заданием? Давайте же проверим! Поменяйтесь своими карточками с соседом по парте.
Оцените работу соседа
-А теперь давайте вместе решим задачу и запишем в тетрадь.
Карточка 2
За 1 день
Количество дней
Всего, кг
? (одинаково)
7
21
?
36
−Сколько кг масла израсходовали в столовой?
− За сколько дней израсходовали 21кг?
− Сколько кг масла предполагают израсходовать?
− Известно за сколько дней израсходуют 36кг?
− А что говорится про норму расхода за 1 день?
− Сколько вопросов в таблице?
− Сколько действий будет в решении задачи?
− Что узнаем сначала?
− Как мы это найдём?
− Теперь, зная расход масла за 1 день, сможем ответить на вопрос задачи?
− Молодцы! Запишите решение задачи в тетрадь по действиям с пояснениями
В уравнении неизвестно вычитаемое.
Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Уравнение решено неверно.
(21кг)
(за 7 дней)
(36кг)
(нет, нужно найти)
(она одинаковая)
(2 вопроса)
(2 действия)
(сколько кг масла расходовали за 1 день)
(21:7=3кг)
(да, 36:3=12 дней)
(У доски ученик, справившийся с заданием).
8. Домашнее задание
Д/з-карточка
Записывают домашнее задание в дневник
П. выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: Организовать самооценку деятельности на уроке
Организует обобщающую беседу по теме. Прощается с классом. Рефлексия:
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Назовите тему урока.
-Что вам показалось трудным?
-За что можете себя похвалить?
Ответы детей
Л. умение признавать собственные ошибки
10. Самооценка
− Оцените свою работу на листе самооценки.
Приложение1
Лист самооценки
№ п/п
Задание
Справились
Справились, но испытывали затруднения
Не справились
1
Работа в группе – выдвижение гипотез
2
Самостоятельная работа по карточкам
3
Самостоятельное решение задачи
4
Решение задачи
1 – испытываю затруднения;
2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
Приложение1
Лист самооценки
№ п/п
Задание
Справились
Справились, но испытывали затруднения
Не справились
1
Работа в группе – выдвижение гипотез
2
Самостоятельная работа по карточкам
3
Самостоятельное решение задачи
4
Решение задачи
1 – испытываю затруднения;
2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Домашнее задание
Реши задачи:
1. В куске с тканью 120 м. На костюмы отрезали 1/3 часть этой ткани. Сколько ткани осталось в куске.
2.В поход пошли 150 человек. Из них мальчиков 90 человек, девочек - третья часть от всех мальчиков. Остальные –
взрослые. Сколько взрослых отправилось в поход?
3.В саду 48 роз, тюльпанов четвёртая часть от роз, ромашек 45. Сколько всего цветов в саду?
Реши задачи:
1.В коробке 150 карандашей. Мальчики взяли 1/5 часть, остальные забрали девочки. Сколько карандашей забрали девочки?
2.В саду 210 цветов. Ромашек 50 штук. Роз -1/5 часть от ромашек. Остальные цветы- тюльпаны. Сколько тюльпанов в саду?
3.В магазин привезли 120 метров красной ткани, синей–1/3 часть от красной, зелёной-200 метров. Сколько всего метров ткани привезли в магазин?