Ахметова Светлана Курганбековна

Учитель русского языка

Место работы

«Новобайдарская ООШ» - филиал МОУ «Сумкинская СОШ» Половинского муниципального округа, Курганской области

Место проживания

841772, д. Марай, Половинский муниципальный округ, Курганская область

Тема статьи

Направления работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности

«Без глубокого духовного и нравственного чувства

человек не может иметь ни любви, ни чести –

ничего чем человек есть человек

В.Белинский

Слова В.Белинского взяла эпитетом своего выступления не случайно, так как деятельность классного руководителя направлена на духовно-нравственное воспитание личности.

Работа педагогов по воспитанию подрастающего поколения направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Каким образом мы можем реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми?

В рабочей программе воспитания отражены основные направления воспитания, перечислены приоритеты в воспитании детей, сформулированы ценностные ориентиры воспитания подрастающего поколения. И в работе классного руководителя эти аспекты становятся ориентиром нашей деятельности.

Духовно-нравственное воспитание отражено в Рабочей Программе воспитания.

Предлагаю выдержку из раздела программы

«Целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания»

Знать и уважать духовно-нравственную культуру своего народа,

ориентированный

на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).

Выражать готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.

Выражать неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.

Сознавать соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, уметь общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Проявлять уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Проявлять интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.

Из вышеизложенного, я понимаю, что классному руководителю отводится главная роль в формировании основных жизненных ценностей ребёнка, которые происходят в период роста.

36 лет я отработала с детьми младшего школьного возраста. В этом учебном году у меня пятиклассники, и это мой первый опыт как классного руководителя во 2-ой ступени школы. Есть общие моменты в работе с классом, есть и новизна. В начальных классах дети постоянно под контролем учителя: на уроке, на перемене. В 5 классе начинается кабинетная система, ребенку надо учиться быть дисциплинированным самому, без присмотра.

Учимся самостоятельности, толерантности, слушать и слышать не только других, но и себя, уважать, отвечать за свои поступки и задумываться над ними. Это ежедневный, ежеминутный труд классного руководителя.

На сегодняшний день сложилась дружеская атмосфера, где я не главенствую, принимаем общее решение, дети вступают в диалог, высказывают свое мнение, вносят предложения.

Т.е., как классный руководитель я работаю над духовными ценностными установками и социально-значимыми качествами личности через беседы, через убеждения, через истории из жизненного опыта, через родителей. Работа ведется и во время классных часов. Эмоциональный окрас на формирование личности вносят встречи с успешными людьми, уроки мужества, экскурсии в погрангородок, в краеведческие музеи, на работу своих родителей.

Надо отметить, что наша школа малочисленная, с 5 по 9 классы – 17 человек. Мероприятия проходят вместе, но потом в классе углубляем, дополняем, корректируем. ВОТ ОДИН ИЗ ПОСЛЕДНИХ ПРИМЕРОВ: информационный час «80 лет прорыва блокады Ленинграда» прошел для 5-9 классов. Отдельно с классом прочитали книгу Веры Пановой «Сергей Иванович и Таня», и на примере истории девочки-блокадницы более глубоко прониклись в жизнь людей, своих сверстников во время блокады.

Как вести работу по духовно-нравственному направлению? Составить план работы помогают целевые ориентиры.

По первому целевому ориентиру /Знать и уважать духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности)/ запланировано, а что-то и провели:

Беседы по календарным православным и народным праздникам (Добрый свет Рождества, Пасха, Масленица);

Встречи с

настоятелем прихода Святой Троицы протоиреем отцом Александром Гадияном, которые прошли в теплой обстановке;

Слушание на уроках музыки народных напевов, колокольной и духовной музыки;

Устный журнал «Промыслы народов России»;

По второму и третьему ориентирам (Выражать готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражать неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям) веду работы следующим образом:

Объяснения, внушения; (Какой человек тебе нравится, С каким человеком ты хотел бы дружить, тест «Я – солнышко»)

Оценивания поступков на визуальных весах «Что хорошо, а что плохо»;

Воспитывающие ситуации на примере себя, чужих людей, видео из Единого урока;

Индивидуальные беседы;

По четвертому целевому ориентиру (Сознавать соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, уметь общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.) работа проходит так:

Знакомство с жизнью других народов, других национальностей, их бытом, вероисповеданием; (учебный предмет ДНКНР, модуль ОМРК по курсу ОРКНР);

Жизнеутверждающая презентация о Руслане Нагиеве;

Поручения в классе, по школе;

Забота о памятниках воинам ВОВ;

Помощь работникам сельской библиотеке, СДК, нуждающимся;

Акции «Письмо солдату», «Новогодние пожелания солдату», «Забота»;

Оформлен

ие

стенд

а «Участники СВО – наши земляки»;

Работа по патриотическому проекту – оформление альбома «Наши выпускники – участники СВО»;

По пятому целевому ориентиру (Проявлять уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.)

огромной плодородной почвой есть урок ОДНКНР в 5

, 6 классах

.

В программе ОДНКНР представлены темы, над которыми работаем, и наглядно видно, что все аспекты духовно-нравственного воспитания находятся в содержании этого учебного предмета.

Классные часы в этом учебном году разби

ла

по направлениям

:

Месяцы

Направления

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Профилактика экстремизма, терроризма и национализма

1 неделя четверти

6,09.

Кодекс школьника. Мир без насилия

08.11.

Сила России в единстве народов

10.01.

Что такое экстремизм?

06.03.

Толерантность – дорога к миру

9 неделя четверти

15.05.

Сто народов – одна семья

Половое воспитание

2 неделя четверти

13.09.

Личная гигиена

15.11.

с чего начинается дружба?

17.01.

Что такое нравственность?

13.03.

Наш класс – моя семья. О взаимоотношениях мальчиков и девочек

22.05.

Дружба и любовь

Медиация школьных конфликтов

3 неделя четверти

20.09.

Закон – один для всех

.

22.11.

Что такое конфликт. Стили поведения в конфликте

.24.01.

В дружбе наша сила.

20.03.

Учимся разрешать конфликты

11 неделя четверти

29.05.

Качества, важные для бесконфликтного общения.

Подведение итогов.

ЗОЖ, безопасные соцети

4 неделя четверти

27.09.

Как организовать свой отдых после уроков

29.11.

От чего зависит рост и развитие организма

31.01.

Компьютер и здоровье детей

03.04.

Привычки и здоровье

ПАВ

5 неделя четверти

04.10.

Состав табачного дыма и табачных смол»

06.12.

Отрицательное влияние табакокурения на живые организмы и растения

07.02.

Влияние алкоголя на умственную и физическую работоспособность, память

10.04.

Беседа «Чтобы ты не попал в беду»

08.05.

Что такое наркотик? Кто такие наркоманы?

Трудовое воспитание. профориентация

6 неделя четверти

11.10.

Интересные профессии вокруг нас

13.12.

Профессии рядом с нами

14.02.

Моя будущая профессия – библиотекарь». Экскурсия в сельскую библиотеку

17.04.

Вода под лежачий камень не бежит

15.05.

Я выбираю профессию, значит выбираю мое будущее

Профилактика правонарушений, безнадзорность

7 неделя четверти

18.10.

Кодекс школьника. Правила класса

20.12.

Игромания – опасная болезнь

21.02.

Хулиганство. Вандализм. Массовые беспорядки

24.04.

Взрослая жизнь - взрослая

ответственность

22.05.

Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности

Рради чего стоит жить?»

8 неделя четверти

2510.

Я - личность

27.12.

Я и другие

28.02.

Мои цели как ценности

08.05.

Цветок настроения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Классные часы включают темы по половому, гендерному воспитанию, конечно с учетом возраста;(Подрастающее поколение – это наше будущее, мы обязаны показать что такое семейный брак, чтобы избежать однополых браковто безнравственно)

Работа с родителями. Жизненный опыт семьи – основоположник взглядов, поступков, поведения ребенка.

«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца», - В.А.Сухомлинский. Перед родительским собранием «Патриотическое воспитание в семье и в школе» была проведена анкета, в котором один из пунктов звучал так «Семейные традиции». Результат поначалу огорчил, т.к. примерно 80 процентов указали, нет традиций. Просто родители не до конца понимали, что такие семейные ценности как совместный труд и отдых, забота друг о друге, взаимопомощь, уважение старших, поездки в город, походы на природу, дни рождения, семейные праздники и семейный совет – это и есть семейные традиции.

Собрание «Роль среды обитания на формирование личности» имела практическую направленность: родители ставили эксперименты и делали вывод.

Есть дети в классе, проживающие с отчимом, с бабушкой и дедушкой, опекаемые. Это требует особого внимания со стороны классного руководителя.

По шестому целевому ориентиру (Проявлять интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.) подключаются учителя русского языка, литературы. На уроках русского языка, литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. «Через родное слово,- отмечал педагог К. Д. Ушинский, - отражается вся история духовной жизни народа».

Чтение народных и авторских сказок, сказки о материнской любви;

Викторины «Путешествие в старину», «Что это значит»;

Познавательные часы: «

Ю.Н.Никулин

», «Какие бывают словари»…;

Участвовали в областном мероприятии «Читаем Ушинского»;

Участвовали во Всероссийском конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок»

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств зависит от грамотности классного руководителя, педагога.

Свое выступление закончу словами Д.Медведева, который сказал о роли духовно-нравственного воспитания следующее:

«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность»