* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

«Наставничество как часть процесса повышения профессиональной компетентности молодого педагога»

В данной работе представлен опыт  по наставничеству по модели «педагог-педагог» в МОУ «СОШ № 70».педагога – наставника Самохваловой Веры Владимировны

Система наставничества в школе вновь заслуживает самого пристального внимания. Молодому специалисту необходимо получить поддержку опытного наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Наставничеству уделяют все больше внимания в самых разных сферах деятельности, особенно в образовании.

Профессиональная помощь необходима и молодым, начинающим педагогам, и учителям, меняющим условия работы, специальность, и педагогам с синдромом выгорания в профессиональной деятельности. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста каждого специалиста является одной из ключевых задач МОУ «СОШ № 70». Я поделюсь опытом своей работы с молодым педагогом

В сентябре 2021 года, в нашу школу пришел молодой педагог – учитель начальных классов Юлия Геннадьевна. Наставник – это человек, который готов делиться своими знаниями и опытом с молодым специалистом.

Цель моей работы – это оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; сокращение срока адаптации к конкретным условиям профессиональной деятельности; обеспечение самостоятельного и качественного выполнения обязанностей.

Моя главная задача – помочь молодому педагогу реализовать себя; развивать личные качества; оказывать помощь в профессиональном становлении педагога; помочь начинающему педагогу в личностной и социально – педагогической адаптации; оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми; оказать методическую помощь начинающему педагогу; способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога; сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.

Необходимо провести текущую диагностику на первом этапе.

АНКЕТА №1

для изучения трудностей в работе молодого педагога

№ п\п

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

1

2

3

4

5

6

Тематическое планирование

Поурочное планирование

Овладение содержанием новых программ и учебников

Умение поставить цели урока

Умение отобрать материал к уроку в соответствии с поставленной целью.

Использование разнообразных эффективных форм обучения

Использование элементов современных педагогических технологий

Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства

Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении

Организация разноуровневой и индивидуальной работы с учащимися

Использование межпредметных связей

Владение диагностическими методами и инструментарием

Учет и оценка учебных достижений

Работа с одаренными детьми

Работа с неуспевающими

Обеспечение дисциплины и активного внимания на уроке

Умение провести самоанализ урока

Умение провести анализ урока другого учителя

Организация внеклассной работы по предмету

Развитие интереса к предмету, потребностей к знаниям

Описание собственного опыта работы

Провожу анкетирование как пропедевтику участия в конкурсах

АНКЕТА № 2

Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

типы уроков, методика их подготовки и проведения

методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

методы формирования положительной мотивации к обучению

учет и оценка знаний учащихся

психолого-

педагогические особенности учащихся разных возрастов

урегулирование конфликтных ситуаций

формы работы с родителями

формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

другое (допишите)

Как настольную книгу советую использовать материал следующий..

Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

№ 1

1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.

2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3. Изучите методические пособия к проведению урока.

4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.

5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.

7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.

8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.

9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

12. Постарайтесь "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.

13.Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.

2.

Принципы работы педагога с родителями, способствующие конструктивному взаимодействию

1. Говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии.

2. Быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос.

3. Быть активным (родители не должны брать интервью у педагога).

4. Учитывать эмоциональное состояние родителя.

5. Отказаться от поучений, нотации, высокомерия, разговаривать с позиции партнерства.

6. Предварительно планировать содержание беседы с родителями.

7. Быть доброжелательным.

8. Защищать интересы родителей, а не становиться инструментом в руках администрации.

9. Сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей.

3.

Приемы конструктивного взаимодействия

1. Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа учителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.

2. Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.

3. Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой.

4. Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.

5. Также очень эффективный прием, особенно если педагогу необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

6. После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации учителя в реальную жизнь.