«Наставничество как модель деятельности педагога в учреждении в не семейного воспитания».
Почему я решила раскрыть эту тему.
Актуальность:
Постановление РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника".
Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность
Наблюдения показали:
В нашем детском доме есть система сопровождения и наставничества. У большинства детей есть наставник из числа сотрудников детского дома. Но чаще это носит формальный характер, и только у некоторых работников действительно складываются наставнические отношения.
У нас возникли вопросы: «Кто такой педагог-наставник, чем отличается от традиционного воспитателя», «Сформирована ли у сотрудников компетенция «быть наставником».
Умее
ю
выстраивать диалог с воспитанником
Владе
ю,
психо
-
эмоциональной настройкой (Я с тобой, мы вместе, я в тебя верю)
Нацелен
а
на углубленное развитие воспитанника.
Прово
жу
индивидуальную работу с каждым воспитанником, по каждому проекту
.
Контроль за
деятельностью, проживание эмоций воспитанника и педагога.
Развитие профессиональных, научных и личностных качеств
.
Таким образом, деятельность педагога-наставника гораздо глубже и шире по сравнению с классическим воспитателем. Ему предстоит не только развивать общие представления и умения, но и проектировать индивидуальный путь по совершенствованию воспитанника и достижению новых высот и вершин.
Педагог-наставник – это «универсальный солдат», миссия которого состоит в воспитании детей в конкретном русле: профессиональном, дисциплинарном, проектном, научном и пр. Это наставник, который курирует и дополнительно в усиленном режиме развивает сопутствующие стороны, навыки и пр.
Представляю свою модель наставничества.
На первый взгляд всем может показаться, что в моей группе строгая дисциплина, строгий режим, дети всегда заняты делом, не бегают, не кричат, спокойно делают уроки или поделки своими руками.
Я считаю:
«Очень важно воспитаннику к кому-то прислониться. Вот почему нужен надёжный взрослый, который им доверяет. А иметь взрослого друга - это круто»
«Не даю оценки, не сужу, а оказываю всестороннюю поддержку и являюсь проводником на пути личностного роста воспитанников.
Систематические беседы « по - душам» на всевозможные темы, которые интересуют детей, послужили для наших доверительных отношений.
Уважаю личность каждого ребёнка, проявляя к ним искренний интерес. Общаясь с воспитанниками, делаю много открытий, проясняя свои собственные чувства и реакции.
Считаю себя старшим другом детей. Взаимоотношения между мной и воспитанниками – это, прежде всего доверительные отношения, возникающие в процессе общения, диалога. Безусловно, только искренность и принятия воспитанников такими, какими они есть дают положительный результат.
Дети не сразу, а постепенно, видя нас на равных, начинают меняться. Улучшается эмоциональное состояние. Становятся более общительными. Начинают активно проявлять инициативу. Появляется уверенность в своих силах.
Психологическая дистанция между воспитанником и воспитателем минимальна: здесь присутствует взаимное уважение, но нет слепого подчинения и обязанности “делать, как сказал воспитатель”. Это — отношения доверительные, в их основе — понимание наставником интересов и ценностей воспитанника, которые он стремится помочь реализовать.
Работая в д/доме воспитателем, считаю себя не просто воспитателем, обладающим определённым опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации. Стремлюсь помочь своим подопечным приобрести необходимый опыт.
Модель:
Модель наставничества состоит из 4 блоков, которые плавно перетекают из одного в другой.
Первое это ДИАЛОГ, затем создает общность детей, потом актуализирует проблемы, из всего этого складывается уклад группы.
И если посмотреть на другого педагога-наставника даже в другом учреждении, то вы увидите эту модель наставничества. Я думаю, что эту модель можно брать за основу в наставничестве к молодым или вновь прибывшим педагогам.
Итак, теперь давайте разберем каждый инструмент деятельности, через какие формы работы я реализую и какой получается результат.
Первый инструмент это ДИАЛОГ
И реализуется через такие формы работы как: Разговор, беседа, собеседование, спор, дискуссии, дебаты, рассуждения, наблюдение, игра.
В Результате я получаю: Осмысленное отношение ребенка к предмету диалога. Появление позиции в группе.
Стремлюсь сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. И поэтому, следующий инструмент это – создание общностей, которая реализуется через совместную деятельность детей и воспитателя. В результате ребенок сам определяется по своим возможностям и желаниям, в каком виде деятельности ему развиваться.
На сегодняшний день 8 видов общностей, которые реализуется в моей группе это:
Футбольная команда, танцевальная группа Шанс, юное лесничество, юнармия, сообщество «Книголюбов» библиотека детского дома, юные туристы и экологи, клуб шахматистов, проектная деятельность. Все эти общности действуют на постоянной основе. И были организованы из интересов детей. С начало просто через игру.
И я предлагаю вам посмотреть небольшое видео игры в которой дети отвечают на такие вопросы как: Я умею, Я могу, Я хочу научиться. Дети отвечая на простые вопросы в игре дают идею воспитателю для дальнейшей работы и возможно будущего проекта или новой общности.
В игре также и актуализируются проблемы, желания воспитанников. А это следующий инструмент нашей модели, который реализуется с помощью таких форм как; сказка, чтение дополнительной литературы, игра. В результате мы получаем Снижение уровня тревожности, Эмоциональная близость между взрослым и детьми. Успешность в учебе, повышение уровня знаний, личные качества, взаимодействие в коллективе.
Всегда стараюсь актуализировать желания детей, понять, разработать сами способы, ведущие к наилучшим результатам в процессе игровой деятельности.
- «Дети не сразу, а постепенно, видя нас на равных, начинают меняться. Улучшается эмоциональное состояние. Становятся более общительными. Начинают активно проявлять инициативу. Появляется уверенность в своих силах».
Создание уклада в жизни детей.
Слагаемые уклада.
-предметно-пространственная среда; (создаём вместе), это оформление группы
-традиции
Уклад группы направлен, прежде всего, на сплочение коллектива детей, подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и основное направление жизнедеятельности – это самообслуживание.
Поэтому, работа в группе (семье) выполняется её членами - это помощь в уборке помещений, оформление группы к праздникам. В трудовом плане. Группа имеет свой небольшой земельный участок, где выращивает овощи, для собственных нужд. Занятость воспитанников на приусадебном участке, позволяет успешно решать задачи обучения воспитанников трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания. Большая работа проводится и по благоустройству своего участка. Красивые цветы, посаженные руками детей, украшают наш дом. Дети не только получают положительные эмоции, но и учатся оберегать красоту.