«Наставничество как модель деятельности педагога в учреждении в не семейного воспитания».

Почему я решила раскрыть эту тему.

Актуальность:

Постановление РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника".

Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность

Наблюдения показали:

В нашем детском доме есть система сопровождения и наставничества. У большинства детей есть наставник из числа сотрудников детского дома. Но чаще это носит формальный характер, и только у некоторых работников действительно складываются наставнические отношения.

У нас возникли вопросы: «Кто такой педагог-наставник, чем отличается от традиционного воспитателя», «Сформирована ли у сотрудников компетенция «быть наставником».

 

Умее

ю

выстраивать диалог с воспитанником

Владе

ю,

психо

-

эмоциональной настройкой (Я с тобой, мы вместе, я в тебя верю)

Нацелен

а

на углубленное развитие воспитанника.

Прово

жу

индивидуальную работу с каждым воспитанником, по каждому проекту

.

Контроль за

деятельностью, проживание эмоций воспитанника и педагога.

Развитие профессиональных, научных и личностных качеств

.

Таким образом, деятельность педагога-наставника гораздо глубже и шире по сравнению с классическим воспитателем. Ему предстоит не только развивать общие представления и умения, но и проектировать индивидуальный путь по совершенствованию воспитанника и достижению новых высот и вершин.

Педагог-наставник – это «универсальный солдат», миссия которого состоит в воспитании детей в конкретном русле: профессиональном, дисциплинарном, проектном, научном и пр. Это наставник, который курирует и дополнительно в усиленном режиме развивает сопутствующие стороны, навыки и пр.

Представляю свою модель наставничества.

На первый взгляд всем может показаться, что в моей группе строгая дисциплина, строгий режим, дети всегда заняты делом, не бегают, не кричат, спокойно делают уроки или поделки своими руками.

Я считаю:

«Очень важно воспитаннику к кому-то прислониться. Вот почему нужен надёжный взрослый, который им доверяет. А иметь взрослого друга - это круто»

«Не даю оценки, не сужу, а оказываю всестороннюю поддержку и являюсь проводником на пути личностного роста воспитанников.

Систематические беседы « по - душам» на всевозможные темы, которые интересуют детей, послужили для наших доверительных отношений.

Уважаю личность каждого ребёнка, проявляя к ним искренний интерес. Общаясь с воспитанниками, делаю много открытий, проясняя свои собственные чувства и реакции.

Считаю себя старшим другом детей. Взаимоотношения между мной и воспитанниками это, прежде всего доверительные отношения, возникающие в процессе общения, диалога. Безусловно, только искренность и принятия воспитанников такими, какими они есть дают положительный результат.

Дети не сразу, а постепенно, видя нас на равных, начинают меняться. Улучшается эмоциональное состояние. Становятся более общительными. Начинают активно проявлять инициативу. Появляется уверенность в своих силах.

Психологическая дистанция между воспитанником и воспитателем минимальна: здесь присутствует взаимное уважение, но нет слепого подчинения и обязанности “делать, как сказал воспитатель”. Это — отношения доверительные, в их основе — понимание наставником интересов и ценностей воспитанника, которые он стремится помочь реализовать.

Работая в д/доме воспитателем, считаю себя не просто воспитателем, обладающим определённым опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации. Стремлюсь помочь своим подопечным приобрести необходимый опыт.

Модель:

Модель наставничества состоит из 4 блоков, которые плавно перетекают из одного в другой.

Первое это ДИАЛОГ, затем создает общность детей, потом актуализирует проблемы, из всего этого складывается уклад группы.

И если посмотреть на другого педагога-наставника даже в другом учреждении, то вы увидите эту модель наставничества. Я думаю, что эту модель можно брать за основу в наставничестве к молодым или вновь прибывшим педагогам.

Итак, теперь давайте разберем каждый инструмент деятельности, через какие формы работы я реализую и какой получается результат.

Первый инструмент это ДИАЛОГ

И реализуется через такие формы работы как: Разговор, беседа, собеседование, спор, дискуссии, дебаты, рассуждения, наблюдение, игра.

В Результате я получаю: Осмысленное отношение ребенка к предмету диалога. Появление позиции в группе.

Стремлюсь сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. И поэтому, следующий инструмент это – создание общностей, которая реализуется через совместную деятельность детей и воспитателя. В результате ребенок сам определяется по своим возможностям и желаниям, в каком виде деятельности ему развиваться.

На сегодняшний день 8 видов общностей, которые реализуется в моей группе это:

Футбольная команда, танцевальная группа Шанс, юное лесничество, юнармия, сообщество «Книголюбов» библиотека детского дома, юные туристы и экологи, клуб шахматистов, проектная деятельность. Все эти общности действуют на постоянной основе. И были организованы из интересов детей. С начало просто через игру.

И я предлагаю вам посмотреть небольшое видео игры в которой дети отвечают на такие вопросы как: Я умею, Я могу, Я хочу научиться. Дети отвечая на простые вопросы в игре дают идею воспитателю для дальнейшей работы и возможно будущего проекта или новой общности.

В игре также и актуализируются проблемы, желания воспитанников. А это следующий инструмент нашей модели, который реализуется с помощью таких форм как; сказка, чтение дополнительной литературы, игра. В результате мы получаем Снижение уровня тревожности, Эмоциональная близость между взрослым и детьми. Успешность в учебе, повышение уровня знаний, личные качества, взаимодействие в коллективе.

Всегда стараюсь актуализировать желания детей, понять, разработать сами способы, ведущие к наилучшим результатам в процессе игровой деятельности.

- «Дети не сразу, а постепенно, видя нас на равных, начинают меняться. Улучшается эмоциональное состояние. Становятся более общительными. Начинают активно проявлять инициативу. Появляется уверенность в своих силах».

Создание уклада в жизни детей.

Слагаемые уклада.

-предметно-пространственная среда; (создаём вместе), это оформление группы

-традиции

Уклад группы направлен, прежде всего, на сплочение коллектива детей, подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и основное направление жизнедеятельности – это самообслуживание.

Поэтому, работа в группе (семье) выполняется её членами - это помощь в уборке помещений, оформление группы к праздникам. В трудовом плане. Группа имеет свой небольшой земельный участок, где выращивает овощи, для собственных нужд. Занятость воспитанников на приусадебном участке, позволяет успешно решать задачи обучения воспитанников трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания. Большая работа проводится и по благоустройству своего участка. Красивые цветы, посаженные руками детей, украшают наш дом. Дети не только получают положительные эмоции, но и учатся оберегать красоту.