* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Наставничество: повинность или почетная миссия

«Никакие знания не передаются иначе

как от человека к человеку, за каждым

успешным человеком в любой сфере

всегда стоит наставник…»

С. Кириенко

На земле существует множество профессий, но особенно важной является та, которая требует больших знаний, великого терпения, сил и энергии. Эта профессия - учитель. Я благодарна судьбе за то, что мне посчастливилось выбрать именно эту профессию, найти дело по душе и посвятить ему свою жизнь.

Мне повезло, что рядом со мной при моем профессиональном становлении были профессионалы своего дела, и от каждого я старалась перенять самое интересное, ценное, нужное, значимое для меня и моей деятельности. Педагогический опыт приходил поэтапно – вместе с опытом формировалось и педагогическое кредо – «Будь собой! Никогда не сдавайся, иди вперед, а если упал – поднимайся!». И вот уже я, педагог, с огромным педагогическим багажом за плечами, которым могу поделиться со своими молодыми коллегами. Европейский философ 20 века Альберт Швейцер говорил: «В первую половину жизни человек вбирает в себя все: знания, умения, навыки и опыт, а вторую половину жизни он должен отдавать накопленное». Так и в моей профессиональной деятельности получилось: я копила потенциал, а теперь отдаю свои накопленные знания, умения и профессиональный опыт тем, кто в этом нуждается.

Наставничество очень актуально в наше время. Оно помогает многим найти себя и не сбиться с пути. Наставник всегда «смотрит» с высоты своего опыта, а значит, может помочь своему подопечному избежать ошибок, которые делал он сам. В тоже время наставник не должен решать проблемы подопечного и никогда не дает точные советы, как поступить. Его задача — оградить подопечного от критичных проблем, а далее только «направлять» и мотивировать его решать свои проблемы самостоятельно. Взаимодействуя с педагогами, убеждена, что наставник и наставляемый являются равноправными участниками образовательного процесса. Наставник старается многому научить молодых педагогов, но и сам многому учится от них. Самое главное для него, принимать любого начинающего педагога таким, какой он есть, уметь понимать его внутренний мир, отношение к детям, к работе. Стараться предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их.

Анализ действительности и социально-педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста-педагога может протекать длительно и сложно. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.

Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации. Работа наставника направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности учителя, на социальную защиту педагогов через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.

Ошибочно считать, что наставником может быть каждый. Наставничество — непростое дело, требующее от человека эмоциональной и физической подготовки, сил и времени. Поэтому в первую очередь важно, чтобы человек, желающий наставлять других, действительно хотел  этим заниматься и никто его не принуждал к работе. Наставник должен понимать, что он  тоже отвечает за результат подопечного и от их совместной работы зависит успех человека.

В 2022 году мы начали работать с Аленой Юрьевной Живайкиной, молодым педагогом, которая пришла работать в наш лицей учителем начальных классов.

Сделать правильный выбор на ранних этапах карьеры, когда не хватает опыта и ограничено понимание возможных путей развития, – сложная задача. И наставничество является отличным инструментом, чтобы помочь амбициозным молодым людям. Я искренне верю, что отдавая, получаешь гораздо больше. Важно помнить, что в наставничестве выигрывают все стороны, кто-то получает умения и навыки, опыт и уверенность, другие – профессионально подготовленные кадры.

Большой труд быть наставником. Но какое счастье наблюдать за результатами своей работы, видеть, как молодой, неопытный специалист, становится настоящим профессионалом.