Наставничество при подготовке к конкурсам профессионального мастерства
Гуренкова Ольга Александровна, преподаватель высшей категории
областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский многопрофильный техникум»
г. Ульяновск, Россия
Ключевые слова: наставничество, среднее профессиональное образование, субъекты наставничества, чемпионатное движение «Профессионалы», эксперт-наставник, субъекты наставничества, компетенции эксперта-наставника.
Аннотация: в работе рассматривается понятие наставничества, его особенности в современных условиях подготовки профессионально-компетентного специалиста в системе СПО посредством участия в чемпионатном движении по профессиональному мастерству.
В настоящее время перед средним профессиональным образованием стоит задача - воспитать и сформировать конкурентоспособного, профессионально-компетентного специалиста, способного не только ориентироваться, но и по мере необходимости мобилизироваться в условиях постоянного меняющегося рынка труда.В этой связи актуальным становится переход от простой передачи знаний к комплексному процессу обучения и воспитания, от выполнения четких должностных инструкций преподавателя к осуществлению функций наставника для своих воспитанников.
В словаре В.Даля понятие «наставник» толкуется как «учитель или воспитатель, руководитель», наставничество как «звание, должность, дело наставника». Аналогично рассматривается понятие «наставник» и в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. В Советском энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова понятие «наставничество» трактуется как «форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах и т.д. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками». Е.Н. Фомин определяет его, как личностно ориентированный педагогический процесс, призванный помочь начинающему работнику овладеть профессией, определить для себя её значимость в своей жизни. Л.Г.Почебут представляет наставничество как специфическую непрофессиональную педагогическую деятельность, оказывающую обучающее и воспитательное воздействие субъекта (наставник) на объект (подшефного) деятельности. Ю.Л.Львова, раскрывая понятие «педагогическое наставничество», отмечает, что это процесс творческого сотрудничества, парного содружества, возникающий на основе единых педагогических взглядов, методических поисков и желания совместно решать творческие задачи, в основе которых лежит общение.
Б. М.Бим-Бад в «Педагогическом энциклопедическом словаре» даёт такое определение: «Наставничество - это процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества, форма взаимоотношений между учителем и учеником».
Таким образом, наставничество - это процесс, при котором более опытный и знающий человек (наставник) предоставляет руководство, поддержку и ресурсы для развития и успеха менее опытного человека (наставляемого).
Главными субъектами наставничества в образовательном процессе являются наставник и наставляемый. Исходя из педагогического опыта по реализации наставничества в системе СПО, можно заключить, что наставник – это компетентный педагог, обладающий успешным жизненным, личностным и профессиональным опытом, способный к передаче наставляемому необходимых знаний и навыков. Взаимодействие между наставником и наставляемым осуществляется в одной из основных форм: «студент - студент», «преподаватель - преподаватель», «студент - преподаватель», «работодатель - преподаватель», «работодатель - студент». Наставники как структурный компонент, помогают студентам в овладении профессиональными компетенциями и способствуют поддержанию их профессионального развития. В этой связи наставник выступает в качестве опытного субъекта, обладающего уникальным набором знаний, а наставническая деятельность направлена на профессиональную подготовку наставляемого. На сегодняшний день наставничество представляется необходимым условием для реализации практико-ориентированной модели обучения в системе современного профессионального образования.В этом контексте, модернизация системы СПО позволяет говорить о придании наставничеству качественно нового значения с точки зрения педагогики в целом, и эффективности при выстраивании профессионально-ориентированной траектории развития студентов, в частности.
Сегодня эффективным инструментом повышения профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования являются чемпионаты профессионального мастерства.
В 2012 году Россия официально вступила в международное движение «WorldSkillsInternational» (WSI) (приостановлено 01.03.2022), а в ноябре 2012 года уже был проведён первый региональный чемпионат - Московский открытый чемпионат WorldSkillsRussia.
В 2014 году создана некоммерческая организация Союз «Молодые Профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», учредителями которой являются Агентство стратегических инициатив и Российская Федерация в лице Минобрнауки России и Минтруда России.
В 2022 году WorldskillsRussia переименовано в движение «Профессионалы», в задачи которого входит популяризация рабочих профессий и подготовка конкурентоспособных кадров для ведущих отраслей экономики.
Первые соревнования чемпионата «Профессионалы» состоялись в России в 2023 году, в год педагога и наставника. Ульяновская область с 2023 года активно участвует в проведении регионального этапа Всероссийского чемпионатного движения. С каждым годом увеличивается число участников и количество соревновательных компетенций: если в 2023 году ребята соревновались по 44 компетенциям, в 2024 году – по 61, то уже в 2025 году их количество возросло до 67.
Целью Чемпионатного движения является создание условий и системы мотивации, способствующих повышению значимости и престижа рабочих профессий, профессиональному росту молодежи путем гармонизации лучших практик и профессиональных навыков посредством организации и проведения Чемпионатов профессионального мастерства, а также содействие оперативному и эффективному кадровому обеспечению различных отраслей экономики.
При реализации мероприятий в рамках чемпионатного движения наиболее распространенной формой считается взаимодействие студента и преподавателя (мастера производственного обучения). В таком случае, наставничество представляет собой особый вид педагогической деятельности, в процессе которой под руководством наставника происходит осуществление целенаправленной помощи, поддержки и сопровождения обучающегося.
Согласно Концепции Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы», «эксперт-наставник - это эксперт, представляющий интересы конкурсанта и (или) команды по компетенции». Данный термин заменил понятие «эксперт-компатриот», применявшееся в движении WorldSkills. В качестве эксперта-наставника может выступать преподаватель (мастер производственного обучения), который специализируется на преподавании того направления деятельности, в котором студент принимает участие в соревнованиях. К экспертам-наставникам предъявляются определенные требования: наличие профильного образования, практика ведения профессиональной деятельности, знание нормативной документации чемпионатного движения, опыт участия в чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills и «Профессионалы».
Основные компетенции, необходимые в работе эксперту-наставнику со студентами можно скомпоновать в три группы:
П
сих
олого-педагогических компетенции
:
готовность помочь наставляемому в установке целей работы;
готовность помочь подопечному обрести уверенность в себе;
способность организовывать ясное, открытое двустороннее общение;
готовность оказать поддержку или конструктивную критику при необходимости и помочь совершенствоваться.
Методические
компетенций:
способность
к различным стилям обучения;
способность
организовать усвоение знаний и упорядочить их, создавать свои собственные приёмы обучения;
готовность
осуществлять контроль профессиональной деятельности и др.
3. Коуч-компетенции:
готов
ность
взять на себя ответственность за развитие и саморазвитие подопечного;
способность
помочь «прирастить» новые знания, освоить новые технологии, сформировать жизненные принципы;
способность
планировать и проектировать профессиональное развитие своего подопечного;
готов
ность
помогать развивать креативное мышление и навыки решения проблем.
Осуществление наставнической деятельности происходит на всех этапах чемпионата: подготовительном, организационном (основном), заключительном (рефлексивном).
На начальном этапе эксперты-наставники принимают участие в отборе потенциальных конкурсантов чемпионата. Отбор может осуществляться несколькими способами: с учетом непосредственной рекомендации эксперта-наставника, при помощи точечного отбора студентов, по результатам олимпиады профессионального мастерства или конкурса «Лучший по профессии», проводимым на уровне образовательного учреждения.
Следующий шаг – планирование мероприятий по подготовке к конкурсному этапу. Эксперт-наставник осуществляет подготовку к региональному этапу чемпионата, а также к межрегиональным (отборочным) соревнованиям в случае победы на уровне региона. На данном этапе эксперт-наставник совместно с участником ставят цель и задачи, обсуждают стратегию и тактику поведения на предстоящих соревнованиях, а также разрабатывают график тренировок. В первую очередь, подготовка должна быть ориентирована не на победу, а на развитие профессиональных навыков и компетенций, знакомство и общение с новыми людьми, приобретение опыта в конкурсной деятельности, повышение стрессоустойчивости и самооценки конкурсанта. Также возможно проведение поэтапного мониторинга достижений студента: определение исходного уровня знаний и умений, наблюдение в процессе подготовительного периода, сравнение показателей после завершения конкурсных мероприятий.
В соответствии с правилами проведения чемпионатов, эксперт-наставник может представлять интересы только одного участника или команды. Однако, практика показывает, что на этапе осуществления подготовки к соревнованиям на одного эксперта-наставника приходится несколько студентов. При необходимости, к процессу подготовки могут быть привлечены преподаватели смежных дисциплин и представители работодателей для отработки практических заданий.
На этапе проведения чемпионата эксперт-наставник находится на соревновательной площадке вместе с конкурсантом, следит за выполнением конкурсных заданий, однако, не может общаться с подопечным во время их выполнения. Кроме того, в соответствии с правилами, эксперту-наставнику запрещается принимать участие в оценке своего наставляемого, что исключает предвзятое отношение и способствует более объективным результатам.
Каждому из рассмотренных этапов присущ тот или иной уровень взаимодействия между наставником и студентом - теоретический, практический или психологический. На начальном этапе большую значимость имеет теоретическая подготовка - знакомство с трудовыми обязанностями специалиста по представленной компетенции, охраной труда, анализ конкурсных заданий предыдущих чемпионатов, чтение чертежей, анализ формул, составление алгоритма решения задач и т.п.
На этапе непосредственных занятий важна практическая подготовка, которая подразумевает отработку накопленного теоретического материала в мастерских, на учебных площадках, использование оборудования для выполнения специфических профессиональных работ, закрепление приемов и методов, тренировку выполнения заданий на время.
Психологическая подготовка включает морально-этическое воспитание и волевую подготовку. От психологического настроя и эмоционального состояния конкурсанта зависит его правильное восприятие соревнований, уважительное отношение к соперникам и экспертам, собранность и координация действий. Эксперту-наставнику необходимо научить студента правильному алгоритму действий и поведению в стрессовой ситуации, сформировать психологическую готовность к участию в соревновательных мероприятиях, способствовать правильному восприятию личной ответственности за результаты и развитию профессиональной самостоятельности.
В заключении можно сказать, что главный результат наставничества в рамках подготовки студентов к чемпионатам профессионального мастерства по форме «студент-преподаватель» - реализация преемственности, когдав результате двустороннего взаимодействия происходит процесс передачи профессионального опыта от одного поколения к другому. Это способствует повышению интереса студентов к профессии, развитию профессиональных компетенций, лучшей адаптации при переходе от образовательного процесса к осуществлению трудовой деятельности. Немаловажное значение играет и психолого-педагогическое сопровождение, т.к. эмоциональная стабильность студента в стрессовой ситуации конкурса позволяет добиваться высокой результативности.
Библиографический список:
1. Есенина Е. Ю., Блинов В. И., Сергеев И. С. Наставничество в образовании:нужен хорошо заточенный инструмент /Е. Ю. Есенина, В. И. Блинов И. С. Сергеев. - Текст: непосредственный// Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3. - С. 4-18.
2. Концепция Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству // https://obrazovanie.sakhalin.gov.ru
3. КадцынК. П. Конкурсы профессионального мастерства – как средство повышения качества профессионального образования и обучения / К. П. Кадцын, А. О. Прокубовская, К. Ю. Глух // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 28-й Международной научно-практической конференции, 23–24 мая 2023 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2023. - С. 80-85.
4. Петрова Ю.С. Конкурсы профессионального мастерства студентов в образовательных организациях среднего профессионального образования: история и современные тенденции развития // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017038343
5. Слизкова Е. В. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО / Е. В. Слизкова, С. С. Астаева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. Т.2. 101-105.
6. Соина В.М. Наставничество как предмет научной рефлексиии/ В.М. Соина. - Текст: непосредственный// Мир науки, культуры, образования – 2020. - № 5 (84). - С.232-234.
Mentoring in preparation for professional skills competitions
Gurenkova O. A.
Keywords: mentoring, secondary vocational education, mentoring subjects, championship movement "Professionals", expert mentor, mentoring subjects, expert mentor competencies.
Abstract:the paper examines the concept of mentoring, its features in the modern conditions of training a professionally competent specialist in the vocational education system through participation in the professional skills championship movement.