«Научная составляющая урока при изучении биологии и экологии»
Чуватова Т. Г., учитель биологии МАОУ «Лицей №3 им. А.С.Пушкина Октябрьского района г. Саратова»
Успешное освоение учащимися знаний по биологии и формирование у них умений и навыков возможны при соблюдении ряда условий, связанных с развитием познавательной самостоятельности при изучении конкретных тем. Без активной умственной деятельности нельзя глубоко освоить науки и развивать мыслительные и творческие способности. Овладеть основными приемами умственной деятельности - значит научиться расчленять, соединять, выделять, абстрагировать, обобщать, конкретизировать, комбинировать, моделировать и перестраивать свойства, связи и отношения элементов целого в разнообразных вариантах (Огородников И.Т.).
Проблеме развития познавательной самостоятельности посвящены исследования Бруновт Е.П., Максимовой В.Н., Махмутова М.И., Нога С.Н., Танькова Б.А., Шамовой Т.И., Щукиной Г.И. По их мнению, активизация обучения связана с изменением позиции учителя, который не только передает знания, но и формирует личность школьника. Сущность активизации обучения заключается в активизации обучающей деятельности учителя, в поиске и использования им эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности самих учеников путем её самоорганизации и самоконтроля, развития творческого начала в ней.
Академик И.Я. Лернер отмечает, что учебная деятельность - особое понятие, не совпадающие с такими понятиями как учение, обучение и усвоение при всей их связанности. Учебная деятельность суть творческого преобразования объекта изучения, позволяющее развивать теоретическое мышление, т.е. это такое изучение материала, при котором выясняется происхождение, становление и развитие предмета. Знания, где не присутствуют эти три момента, учебной деятельностью не является.