Проект «Неделя психологии в дошкольном образовательном учреждении»
Подготовила: Кравченко Дарья Александровна, педагог-психолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 48 городского округа город Уфа Республики Башкортостан (МБДОУ Детский сад № 48)
Паспорт проекта.
Тип проекта: творческо-информационный.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: педагоги образовательного учреждения, воспитанники и родители (законные представители).
Актуальность проекта:
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. «Все мы родом из детства…». Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь. Именно родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования показывают, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Любое дошкольное учреждение старается наметить такие формы работы с семьей в течение года, которые создавали бы условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада. Сегодня в каждом детском саду есть педагог-психолог, где он выступает как организатор психологической работы всего дошкольного учреждения. Но как сделать так, чтобы родители были вовлечены в жизнь группы и детского сада? Чтобы они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития жизни детей?
Работа с родителями – очень деликатная тема. Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в МБДОУ Детский сад № 48 строится с учетом потребностей, интересов и желаний родителей.
Цель проекта: активизация совместной деятельности всех участников педагогического процесса в ДОУ: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей).
Задачи проекта:
повысить
интерес педагогов и родителей к психологии;
показать реальные
формы
работы, возможности психологической службы детского сада;
формировать
интерес
взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
повысить
психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.
План реализации проекта:
Подготовительный этап (2 недели):
Подготовка плана проведения «Недели психологии».
Оформление стендов, информационных бюллетеней по проблемам развития детей (Психологическая готовность к школьному обучению, Игры по дороге в детский сад, Извинения перед ребенком, Гиперактивный ребенок и др.).
Разработка конспектов занятий, тренингов с детьми, педагогами, родителями (Тренинг для молодых педагогов, Тренинг «Пойми меня» на развитие самооценки, умение делать комплименты, практикум «Игры по дороге в детский сад»).
Подготовка материалов для игр и проведения тренингов (Тренинг для молодых педагогов, Тренинг «Пойми меня» на развитие самооценки, умение делать комплименты, практикум «Игры по дороге в детский сад»).
Объявление конкурсов для родителей (
«Познакомьтесь – это Я!
»,
«Мое солнышко»,
«Педагогическая копилка», «Мои добрые дела»
).
Основной этап (1 неделя):
Понедельник - День радости
Беседа на тему: «Что такое счастье?», «Что такое радость?» Конкурс
«Познакомьтесь – это Я!
».
Оформление плаката
«Что такое счастье?», «Что такое радость?»
.
Тренинг для молодых педагогов.
Психологическая игра «Моё настроение»
(старший дошкольный возраст);
Психологическая игра «Здравствуйте! Я пришел!»
(
младший дошкольный возраста).
Вторник - День комплиментов
Информационные бюллетени, консультации (Психологическая готовность к школьному обучению; Игры по дороге в детский сад; Извинения перед ребенком; Гиперактивный ребенок).
Тренинг «Пойми меня» на развитие самооценки, умение делать комплименты.
Психологическая игра «Тайный друг».
Конкурс «Мое солнышко».
Среда - День игры
Игра
«Юные умники и умницы».
Конкурс «Педагогическая копилка».
Практикум «Игры по дороге в детский сад».
Четверг - День доброты
Оживляем «Кляксу»
Тест «Вы умеете быть счастливым?»
Конкурс «Мои добрые дела»
Пятница - День мамы
Дерево добрых пожеланий
Беседы о маме, рисуем портрет мамы.
Заключительный этап:
Подведение итогов «Чаепитие».
Награждение участников «Недели психологии».
Предполагаемый результат:
- повышение педагогической компетентности родителей;
- апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;
- формирование новых традиций семейного воспитания на основе народных обычаев и обрядов;
-осознание родителями собственного воспитательного опыта;
- снятие затруднений детско-родительских отношений;
- установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;
- повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;
- разработка и апробация к условиям ДОУ инновационной методической деятельности (конкурсы различного уровня).
Продукт проектной деятельности: выставки «Познакомьтесь – это Я!», «Мое солнышко», «Мои добрые дела», «Педагогическая копилка», «Дерево добрых пожеланий».
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- Распространение положительного опыта проведенной работы будет осуществляться через публикации, размещение на Интернет-ресурсах, консультирование педагогов-психологов района и пр.
- Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь. Думаю, что - то самое лучшее и из этой «Недели психологии» детям непременно захочется взять в свою взрослую жизнь. И это возможно только при большой любви к детям!
Список используемой литературы:
1. Буре Р.С. Мы друг другу помогаем. СПБ: Детство-Пресс, 2006
2. Буре Р.С. Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений. СПБ: Детство-Пресс, 2004
3. “Неделя психологии в детском саду” П.Князева, газета “Школьный психолог” № 24, 2007 года.
4. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль, 2004, Академ. Развития
5.Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение, 1990
6.Хухлаева О.В. Практический материал для работы с детьми 3-9 лет. Генезис, 2005.