НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОТАЦИИ

В ХОРОВОЙ МУЗЫКЕ КОНЦА XX НАЧАЛА XXI ВЕКА.

 

Тюрикова Елена Викторовна,

преподаватель дирижерско-хорового отделения

ГБПОУ СО “Нижнетагильский колледж искусств”,

г.Нижний Тагил

Современное хоровое искусство отличается разнообразием и неоднородностью, с одной стороны композиторы используют традиционные формы музыкального письма, с другой появляются нетрадиционные формы использования звуковой и гармонической палитры. Новаторские устремления и постепенный отход от традиций прошлого являются стимулом к поиску новых форм музыкальной интерпретации.

Вторая половина XX века ознаменована в музыкальном искусстве прорывом на пути к исполнительскому мастерству, как следствие этого, композитор начинает искать необычные звуки, призвуки, скрипы, шумы, которые сложно вписать в привычные пять линий. Все это приводит к тому, что такие сочинений невозможно прочитать с листа без предшествующих пояснений и тем более верно интерпретировать. Композиторы находятся в поиске новых музыкальных средств, что влечет за собой появление новых методов звукоизвлечения как в инструментальной музыке,так и в вокально-хоровой. Многих композиторов привлекает именно жанр хоровой, поскольку спектр различных оттенков и всевозможных нововведений приобретает музыка с текстом, часто без нотирования.

Говоря об исторических предпосылках возникновения новых методов композиции можно отметить несколько версий, которые выдвинуты музыковедами. По мнению К.Якобсона “самые глубинные находятся в народном творчестве, в безымянных напевах, плачах, в импровизированности многоголосного музицирования, отсюда «фольклорные» опусы С. Слонимского, В. Тормиса, Р. Щедрина ”. “Звукоподражательность и звукоподражание идет от западноевропейской музыки эпохи Возрождения (О.Лассо, К.Жанекен), а поиски тембрового разнообразия уходят корнями музыкально-красочные пласты французского импрессионизма, в творчестве К. Дебюсси, М. Равеля, И. Стравинского

В хоровой музыке конца XX начала XXI века, мы можем видеть значительные изменения. По мнению М.Кагеля ( аргентинский композитор, дирижёр, драматург, кинорежиссёр, крупный представитель муз. авангардизма, работает в сфере конкретной музыки, электронной музыки), выбор типа нотации решается композитором индивидуально, выбирая наиболее подходящую форму для конкретного сочинения, исходя из особенностей и композиторского замысла.

Задача композитора, в каждом отдельно взятом сочинении четко прописывать знаки и особенность их интонирования. Назовем ряд звуковых приемов, применяемых в современной хоровой музыке:

речевые приемы (декламация, мелодекламация, ритмодекламация, шпрехгезанг- промежуточная манера вокализации, между пением и речью);

фонические приемы (глиссандирование, звучание кластеров, озвучивание согласных, хоровое тремоло);

шумовые приемы (хлопки, щелчки, топот, свист);

вместо традиционного пятилинейного стана, используется стан из трех линеек, для фиксации высоты слова. Высота звука не исполняется как она обозначена, но для этого используют несколько видов линий:

 

(протяженный звук одной высоты)

(линия с неравномерным вибрато)

 

(предельно низкий и высокий звуки голоса, точная высота которых не фиксируются)

(неравномерное глиссандо)

(повторение настолько скоро, насколько возможно)

(эффект инструментального звучания, подражание струнному пиццикато)

 

Палитра интонационных возможностей голоса, представлена следующими знаками:

 

(пение)

(пение с предыханием)

(шепот)

(разговор)

(sprehgezang с примерной высотой)

(sprehgezang с неопределенной высотой)

(звук дыхания, вдох)

(последовательное повышение высоты, при нефиксированной звуковысотности)

 

(самый высокий звук)

 

(самый низкий звук)

 

(быстрое glissando до самой высокой ноты)

Яркими примерами в хоровой музыке, с использованием вышеперечисленных приемов звукоизвлечения можно назвать такие сочинения: С.Слонимский “Вечерняя музыка” (использование приема sprechgesang), В. Тормис “Заклинание гадюки”(“речевой сочинение”), В.Гаврлилин “Страшенная баба” (применение элементов звукоподражания “ржание”, “кукарекание”), Д.Звездина“Каланиш. Появление гармонии из ничего” (полностью основано на речевых приемах и звукоподражании), А. Мэллнаса«Aglepta» (фонические приемы).

Применение новых средств музыкальной выразительности в целом способствует наиболее тонкому и точному прочтению замысла композитора. С одной стороны, композиторы подробно прописывают темп, динамику, штрихи, специфики звукоизвлечения, а с другой, большая роль в интерпретации произведения ложится на плечи дирижера, а конечно певцов хора. Здесь очень важным становится воспитание вкуса исполнителя и дирижера в поисках новых приемов интонирования хоровой партитуры, а так же изучение и интерес к новым приемам звукоизвлечения.

 

Список литературы.

Батюк И. К проблеме исполнения Новой хоровой музыки XX века

.

-/

Киев, 1982. - 221 с.

Белоненко А. Образы

и черты стиля современной русской музыки 60-70-х

годов для хора a cappella //Вопросы теории и эстетики

музыки: Сб. ст. Вып. 15. – Л., 1977.

Живов, В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения/ В.Л. Живов.- М.: Музыка, 1987. - 96с.

Левандо П. Хоровая фактура. Монография. – Л., 1984

Якобсон К. Новаторство музыкального языка в советском творчестве.

 

/ Гос. консерватория ЛитССР. - Вильнюс, 1989. - 22 с.