Некоторые вопросы развития техники левой руки домриста
Высокий уровень исполнительского мастерства подразумевает не только развитый музыкальный вкус и степень понимания исполняемых произведений, но и арсенал технических навыков игры. Без этого невозможно ни сольное исполнительство, ни участие в оркестре.
Качественное, прогрессивное развитие технических навыков невозможно без рациональной постановки, свободы игровых движений. Постановка рук один из сложнейших периодов начального обучения.
В настоящее время сложились разные школы постановки рук при игре на домре, которые широко представлены в методических изданиях В.С.Чунина, А.Александрова, Т.И.Вольской, В.П.Круглова. На основе рекомендаций, данных в этих работах, а так же опираясь на собственный опыт, можно вывести постановку левой руки, которая даст возможность музыканту добиться легкой и подвижной техники.
При постановке левой руки, головка грифа домры должна находиться примерно на уровне плеча и отходить от корпуса играющего ровно на столько, что бы при установке пальцев на лады локоть свободно провисал под ручкой грифа, и создавалось ощущение тяжести в локте. Учитывая то, что постановка рук один из сложнейших периодов начального обучения следует заметить, что одной из распространенных ошибок в постановке у детей является именно неправильное положение локтя. Поэтому нужно следить за тем, чтобы локоть не был чрезмерно прижат к корпусу исполнителя или выпячен в сторону. Нерациональное положение локтя приводит к зажатию левой руки в целом, а также к искажению всех игровых движений.
Гриф домры должен свободно лежать между пястно-фаланговой частью указательного и тыльной стороной большого пальцев. Необходимо следить за тем, чтобы гриф инструмента не касался ладони и основания большого пальца. В этом месте должен образоваться просвет. Такое положение кисти левой руки облегчит свободное скольжение её по грифу во время смены позиций. На начальном этапе обучения избежать этой ошибки довольно сложно из-за большого размера инструмента для детской руки. Чтобы расположить пальцы на грифе ученику приходиться обхватывать весь гриф целиком. О решении этой проблемы задумывались многие педагоги и методисты. В.Круглов предлагает начинать обучение на уменьшенных инструментах. «…На начальном этапе чрезвычайно важно начинать обучение на уменьшенных инструментах, тогда можно продуктивно и последовательно решать ряд важнейших вопросов постановки и посадки детей». (В. Круглов «Искусство игры на домре» - М., 2001)
Пальцы располагаются на грифе в полусогнутом положении так, чтобы первая фаланга, особенно указательного, явилась бы продолжением линии тыльной стороны кисти, а третья (ногтевая) фаланга была бы слегка развернута в сторону голосника и установлена почти перпендикулярно на лад. Пальцы как бы повторяют форму буквы «П». Не следует делать больших физических усилий, чтобы прижать струну. Давление пальцев на струны должно быть оптимальным. Для определения силы нажима можно проделать следующие упражнения: поставить палец левой руки над той нотой, которая будет извлекаться, не прижимая к ладу. Затем правая рука начинает тремолировать. Палец левой руки постепенно опускается на струну до тех пор, пока исчезнут все посторонние призвуки. Этот момент усилия пальца левой руки следует считать оптимальными. Напряжение может присутствовать только в кончике пальцев, кисть при этом должна быть максимально освобождена. Следует следить за тем, чтобы свободные от игры пальцы всегда находились над струнами в полусогнутом положении - они не должны выпрямляться или поджиматься под гриф.
Особое значение имеет правильная постановка мизинца. Палец следует держать округло, не проваливать палец в суставе. В дальнейшем этот фактор становится очень важным. Очень важно сразу, с самых первых прижатых звуков следить за экономичностью движений пальцев левой руки.
Объяснить ученику эти принципы не трудно, гораздо сложнее добиться правильного их применения, безукоризненной точности.
Для работы над постановкой, развития техники и укрепления пальцев левой руки необходимо работать над специальными упражнениями. Они должны строиться по определенной формуле, которая неоднократно повторяется (в тональности или по хроматизму). Основное правило упражнений: количество повторений должно соответствовать той задаче, которая решается в данный момент, (т.е. следует обязательно учитывать условия формирования двигательных навыков). Так, например, для развития силы мышц используется упражнение с максимальной нагрузкой, которые исполняются непродолжительное время; выносливость развивается постоянной длительной работой среднего напряжения и в среднем темпе; для развития скорости сокращения мышц упражнения исполняют с ускорением от медленного до максимально возможного темпа.
При игре упражнений главным является формирование правильного двигательного навыка, поэтому работать над упражнениями следует от медленного темпа к быстрому. В медленном темпе легче контролировать звуковой результат, следить за четкой координацией в работе левой и правой рук. Важно помнить, что по мере ускорения темпа уменьшается не только амплитуда движения медиатора, но и амплитуда движения пальцев левой руки, которые всё больше приближаются к ладам. Такая методика игры упражнений помогает предельно сократить лишние движения исполнительского аппарата.
Освоение всего многообразия технических навыков должно проходить последовательно, от простого к сложному. Такой подход в конечном итоге приводит к положительным результатам. Следует отметить, что весь процесс освоения новых технических навыков требует постоянного контроля. На начальном этапе со стороны педагога, а в дальнейшем и самого исполнителя. Всегда следует помнить: сформировать новый двигательный навык гораздо легче, чем исправлять уже приобретенный.