Непосредственно образовательная деятельность по познавательно – исследовательскому развитию ?По тропе сказок?
 (старший дошкольный возраст).













Таганцева Дарья Викторовна
Воспитатель структурного подразделения МБОУ 
?Детский сад ?Умка?, корпус ?Бельчонок? 




г. Вельск
2024

АННОТАЦИЯ

Ребенок по своей природе исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.
В.А.Сухомлинский писал: ?Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать…?.
Непосредственно образовательная деятельность рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. 
 
































СОДЕРЖАНИЕ

Введение________________________________________________4 – 5
Основная часть _________________________________________ 6 – 10
Заключение______________________________________________11
Список литературы _______________________________________12
Приложение 1___________________________________________ 13
Приложение 2 ___________________________________________ 14
Приложение 3 __________________________________________   15 
Приложение 4 __________________________________________   16
Приложение 5___________________________________________  17
Приложение 6 ___________________________________________ 18
Приложение 7 ___________________________________________ 19












ВВЕДЕНИЕ

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни, где требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В работе с детьми логопедической группы, не менее важным аспектом является развитие познавательной активности и познавательных интересов, при этом учитывая своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается под влиянием речевого недоразвития.
Существенную роль в этом направлении играет познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.
Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, составление и решение алгоритмов, коллекционирование развивает у детей умение строить игровые и деловые диалоги, используя в процессе общения объяснительную речь, речь-доказательство, расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости, аккуратности, наблюдательности, дает навыки исследовательской деятельности.
В связи с этим в дошкольных учреждениях создаются условия, способствующие полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребёнка, для совместного и самостоятельного нахождения ответов на вопросы ?почему??, ?как?? …
При этом взрослый – не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.
Вашему вниманию представлена разработка познавательно – исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста.
Её цель:
Осваивать умение принимать задачу, рассуждать, находить решение и аргументировать собственные выводы.
Задачи:
Формировать умение устанавливать простейшие зависимости между объектами, используя разные способы познания (сравнение, упорядочивание, экспериментирование).
Отрабатывать умение использовать в процессе общения со взрослым и сверстниками объяснительную речь и речь доказательство.
Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Основной путь познавательно – исследовательской активности – практический.
Где педагог ставит проблему, требующую исследования, способ её решения дети находят самостоятельно через обсуждение, индивидуальный и коллективный поиск, что важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать предметы и явления для достижения определённого результата.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Предшествующая работа:
Чтение художественных произведений: ?Мороз Иванович?, ?Золотой ключик, или приключение Буратино?, ?Скатерть-самобранка?; 
Игры: ?Найди клад? (ориентировка в пространстве); ?В гостях у кисточки? ?Цветные примеры? (смешивание цветов); игры с магнитом ?Поймай рыбку?, ?Трасса?, ?Помоги Винтику и Шпунтику?;
Дидактические упражнения: ?Загадай загадку? (составление описательных загадок, с опорой на модели), ?Составь цепочку? (на логику).
Оборудование:
Картинки: Домовёнок Кузя, Баба Яга, Буратино, Мороз Иванович, избушка на курьих ножках;
Ёмкости с разведенной краской красного, жёлтого, синего цвета;
Мерные стаканчики
Лист бумаги (не больше 1метра) разделённый поперёк на 2 полосы 
Кисти широкие, 
4 глубоких пластмассовых тарелки, 
Цветные круги: оранжевый, коричневый, красный, жёлтый, синий.
Карточки-символы, характеризующие свойство ключа (твёрдый, маленький, жёлтый, металлический, открытый замок). 
3 небольших тазика с водой, на дне ключики, жёлтый ключ обёрнут в бумагу.
Модель удочки, подносы на каждого ребёнка.
Предметы: нитка швейная, верёвка, ластик, тонкая веточка, деревянная палочка (длиннее), магнит, монета, лист бумаги.
Снежинки белые и синие, квадратики оранжевые, коричневые
Карточки-символы: земля, вода, солнце, воздух, червяк, бабочка, птицы, семечко, веточка, лопата, радуга, снег, цветок, глаз, рука, рот, знак вопроса, круг, цветовые символы, шар, зеркало, камень, конфета, лимон, банка, стакан, тёрка.
Ход:
Ребята встанем все в круг и пожелаем, друг другу доброго утра: 
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Здравствуйте, милые дети
Вы прекрасней всех на свете!?
У меня к Вам есть предложение, отправиться в сказочное путешествие, согласны?
Скажем вместе волшебные слова: ?Раз, два, три — в сказку ты войди?
Вот и первый сказочный герой, узнали его…? (игрушка Домовёнок Кузя)
У Домовёнка Кузи для нас письмо, прочитаем, что в нём, написано.
?Приложение 2?.
Что будем делать? (варианты ответов детей)
Я предлагаю, нам всем вместе отправиться по и помочь героям вернуть волшебные предметы, а дорогу нам подскажет карта ?Тропы сказок?. ?Приложение 1?.
(определяют по карте начало путешествия и двигаются по условным обозначениям).
?Тропинка? привела нас… (к избушке на курьих ножках), а живёт в ней… (Баба – Яга). 
?Есть у Бабы-Яги, ?скатерть – самобранка?, ночью с неё исчезли оранжевый и коричневый цвета. (На столе лист, имитация скатерти, разделённый на две полосы). Решила, Баба-Яга сама покрасить скатерть. Нашла, красный, жёлтый, синий цвет. Огляделась, а оранжевого и коричневого нет, где взять, не знает?.
Как можно ей помочь? (смешать краски)
Дидактическое упражнение ?Подбери цвета?. ?Приложение 3?.
Как получить оранжевый и коричневый цвет при смешивании красок, мы вспомнили, осталось их получить, и раскрасить Бабе-Яге ?скатерть – самобранку?. (Ребята присаживаются за стол, где приготовлены краски, кисти, ёмкости для смешивания, мерные стаканчики).
Обратите внимание, у каждого на тарелочке подсказка, какую краску составить. (Приклеен цветной кружок оранжевого или коричневого цвета).
Практическая деятельность детей.
(Дети смешивают краски и раскрашивают скатерть самобранку).
Баба-Яга благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться в путь. Как мы узнаем, куда оправимся дальше? (посмотреть по карте ?Тропы сказок?)
 (Дети двигаются по условным обозначениям).
На ?тропе сказок? встречает нас … Буратино (картинка).
В эту ночь у Буратино пропал ценный для него предмет. Он…
(Называют значение представленных символов, характеризующих ключ).
?Приложение 4?.
Догадались, что это за предмет?
Правильно, ключ, а найти его можно на дне одного из трёх ?озер?.
(приготовлено 3 небольших тазика с водой)
Как нам помочь Буратино достать ключ из озера, не опуская рук в воду? (При затруднении ответа, обратить внимание на свойство ?металлический?). (С помощью магнита).
Почему? (схема, характеризующая свойство магнита - притяжение металлических предметов). ?Приложение 5?.
С помощью чего можно отпустить магнит в воду и достать его обратно вместе с ключиком? (удочка). При затруднении, дополнительный вопрос. (Чем ловят рыбу?).
Около ?озёр? Буратино нашёл разные предметы, из которых мы и попробуем смастерить ?удочку?. (Предметы: нитка, верёвка, ластик, тонкая веточка, деревянная палочка (длиннее), магнит, монета, лист бумаги).
Практическая деятельность совместно взрослым.
(Дети подбирают предметы и конструируют удочку).
Удочка одна, а нас много, всем хочется достать ключ со дна ?озера?, что будем делать? (варианты ответов детей).
Буратино вместе с нами смастерил удочку каждому из вас. (Раздаются ребятам приготовленные заранее ?удочки?).
Подходим к ?озёрам? и пробуем достать ?золотой ключик?.
Практическая деятельность детей. (Рядом с водой, подносы для ключей, ?золотой ключ? обёрнут бумажкой)
Молодцы, все справились. Поднимете руку, кто поймал ключик, спрятанный в бумагу. Разверните. Какой по цвету ключик? (золотой)
Буратино благодарит вас, за помощь, а мы отправляемся дальше. (Определяют по карте направление и двигаются дальше).
 Здесь встречает нас, сам… (открывается иллюстрация) Мороз Иванович.
У него исчезло волшебное дерево, на котором росли наливные, золотые плоды (показ иллюстрации яблока) … 
Как нам помочь Морозу Ивановичу вернуть ?волшебную? яблоню? (варианты ответов детей).
Для того, чтобы помочь Морозу Ивановичу, разделимся на две команды с помощью снежинок: белых и синих. (Дети тянут жребий и делятся на команды).
  Команда ?белых снежинок? выберет из предложенных карточек только те, которые помогут рассказать, как вырастить яблоню и что для этого нужно? ?Приложение 6?.
Команда ?синих снежинок? выберет карточки, которые помогут рассказать, что вы знаете про яблоки. ?Приложение 7?.
(После выполнения задания заслушиваются ответы детей на данные вопросы, если команда в чём-то затрудняется, помогает вторая команда).
Молодцы, справились с заданием. Мороз Иванович узнал много интересного о яблоках и теперь сможет сам вырастить волшебную яблоню.
Наше с вами путешествие по ?Тропе сказок? подходит к концу, Домовенок нас уже ждёт и благодарит за помощь сказочным героям.
?Помогай другим?- и беда минует тебя?.
Нам пора возвращаться в детский сад, скажем вместе волшебные слова: ?Раз, два, три — в детский садик ты войди?



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. 
?Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность?,- писал классик отечественной психологической науки Л.С.Выгодский.
 Таким образом, показателем эффективности данной работы можно считать желание детей участвовать в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдать, экспериментировать, рассуждать, выдвигать проблемы, проявлять догадку и сообразительность в процессе их решения, с интересом относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться в повседневной жизни.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева ?Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников? СПб.: ООО ?ИЗДАТЕЛЬСТВО ?ДЕТСТВО-ПРЕСС?, 2013г.
О.В.Дыбина., Н.П.Рахманова ?Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников? М.: ТЦ Сфера, 2010г. 
Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов ?Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников? М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012г.
А.И.Савенков ?Маленький исследователь? Ярославль: Академия развития, 2004г.















?Приложение 1?.
Карта ?Тропа сказок?




























?Приложение 2?.

Содержание письма:
?Ребята, пишут Вам сказочные герои, ночью произошло пренеприятное событие: кто-то незаметно пробрался на ?тропу сказок? и у нас исчезли волшебные предметы, помогите нам их вернуть?.


Загадка про Домовёнка Кузю.
Добродушный?и не злой,За печной живет трубой.
Он росточком очень мал,Но проворен и удал.Носит круглые очки,Вяжет теплые носки.Он зовёт??себя Кузьмой,Сказочный, наш ….домовой.


 









?Приложение3?.
Дидактическое упражнение ?Подбери цвета?.
Вспомним, из каких  цветов получим оранжевый (коричневый) цвет?
Ребёнок выкладывает цветные силуэты, при смешивании которых получается заданный цвет и сопровождает действия словами: ?Чтобы получить оранжевый цвет -  смешать одинаковое количество красной и жёлтой  краски; коричневый – смешать одинаковое количество красной, синей, жёлтой краски?.









 ?Приложение 4?
Выкладываются символы, характеризующие свойство ключа:
Твёрдый (камень),
 Маленький (силуэт маленького дерева), 
Жёлтый (цветовой символ),
Металлический (изображение металла)
Открытый замок (картинка) (золотой ключик)






















?Приложение 5?.





















 ?Приложение 6?.
Карточки-символы: земля, вода, солнце, воздух, червяк, бабочка, птицы, семечко, веточка, лопата, радуга, снег, цветок.
Земля (куда посадить) – лопата (выкопать ямку) –  саженец – вода (даёт питание) – солнце (тепло, свет) – воздух (т.к. дерево живое) – птицы (уничтожают вредителей).










?Приложение 7?.
Пособие ?Поле чудес?. 
Карточки-символы: глаз, рука, рот, знак вопроса, круг, цветовые символы, шар, зеркало, камень, конфета, лимон, банка, стакан, тёрка и т.д.
Глаз (посмотрим на яблоко и скажем, что оно…).
Рука (потрогаем яблоко и скажем, что оно…).
Рот (попробуем яблоко и скажем, что оно…).
Знак вопроса (из яблок можно приготовить…).













HYPER13PAGE  HYPER15


1