Нетрадиционная форма проведения родительского собрания.

Тема: Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка.

родители для ребенка – камертон:

как они прозвучат, так он и откликнется.

Подготовила: Воспитатель МБОУ» Змеиногорская СОШ № 3» СП Детский сад комбинированного вида « Улыбка» Сивкевич С.А 2024г.

Форма проведения: семинар.

Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 3 – 4 лет; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатель, старший воспитатель.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

Вступительный этап:

создание проблемной ситуации;

разминка;

Основная часть:

анализ результатов обследования детей 3 – 4 лет;

содержание и методы сенсорного развития.

педагогический всеобуч "Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений";

выполнение заданий в мини – группах.

Подведение итогов собрания.

I.Подготовительный этап.

Изготовление пособий по сенсорному развитию (совместно с родителями).

Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.

Обследование "умственного развитие ребенка 3 лет

."

Проведение консультаций: "Значение сенсорного воспитания", "Учимся, играя".

Изготовление "ящика ощущений"

(

коробка с плотно закрытой крышкой и двумя отверстиями, расположенными сбоку, с одной стороны, к каждому из отверстий пришиты небольшие рукава.)

Схема с изображением органов чувств.

оформление наглядной информации:

фотостенд

, папка – передвижка.

II. Организационный этап.

Оформление выставки,

посвященный

сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия).

Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.

Покупка фрукта

памело

.

III. Вступительный этап.

Добрый вечер, уважаемые родители!

"Ребенку исполнилось три года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем, что можно сделать для того, что бы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Давно уже кануло в прошлое представление о дошкольном возрасте как о "пустом" времени, когда дитя только растет и забавляется. Советские и зарубежные ученые пришли к единому выводу: именно в этот период заказываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного ребенка."

(Л. Венгер.)

Психологи XX в. доказали, что сенсорное воспитание ( двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Поэтому не случайно тема нашей встречи звучит так:"Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка."

По мнению доктора психологических наук Л. Венгера, "Руководить умственным развитием ребенка – это значит учить его чему – то, ставить перед ним определенные задачи и показывать способы их решения".

– Можно ли учить трехлетнего ребенка? Захочет ли, учиться и будет, ли усваивать то, что мы хотим?

К 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло.

Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителями надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.

Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии. задача взрослых – не научить чему то необычайному, а наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно, умело руководя обычными для трехлетки видами деятельности, подчеркивая в них те моменты, которые важны с точки зрения формирования умственных способностей.

В образовательной программе младших групп основным является сенсорное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от2 до 4 лет – наиболее благоприятный (сенситивный) период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Правильное восприятия формы, величины, цвета и других свойств и качеств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин в школе, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Создание проблемной ситуации.

( звучит таинственная музыка, перед родителями появляется "ящик ощущений".)

перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в ящике ощущений.

(Воспитатель предлагает трем родителям определить на ощупь содержимого ящика. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предположения. В ящик можно положить фрукт памело, чтобы невозможно было сразу определить объект).

Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает, часто когда человек утомлен, возбужден, напуган или встречается с неизвестным объектом.

Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. для того что бы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным действиям и правилам восприятия.

Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения так или иначе воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, то оно нередко оказывается поверхностным и неполноценным.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, и в итоге узнать, что уже находится в этом ящике.

Но для начала проведем небольшую разминку.

Разминка

(Родители делятся на микро – группы. Каждая микро – группа родителей получает лист с заданием. Задание: коллективно найти ответ на вопрос " какова форма познавания у детей 3–5 лет?". В течение 2–3 минут члены группы проводят коллективное изучение предложенной информации дают ответ на заданный вопрос. Для пояснения используется схема.)

IV.Основная часть.

Анализ результатов обследования детей.

Каждый родитель знает своего ребенка, видит, как он играет, рисует, строит из кубиков. Но не все родители представляют себе, что должен знать и уметь ребенок на пороге дошкольного детства, в 3 года. Чаще всего родители оценивают развитие своего ребенка по сравнению с детьми родственников, приятелей, соседей:" Машин Алеша уже все буквы помнит, стихи знает, а мой возится и возится с кубиками...Не знаю уж, что мне с ним и делать".

Как правило, родители отмечают только бросающиеся в глаза знания и умения ребенка и не обращают внимание наиболее важные вещи, которые характеризую действительный уровень его развития.

Все дети разные, и развиваются они по – разному. Но вместе с тем существует некоторый минимум достижений в развитии, соответствующий возрастной норме ребенка трех лет.

Умение играть, использовать игрушки, строить элементарную цепочку игровых действий.

Что значит уметь играть? Играет ли малыш, когда он тянет за веревочку игрушечную машину? А когда кладет куклу в кроватку и накрывает ее лоскутом? Может быть, да, а может быть, и нет.

Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, в кукле – девочку, в лоскуте – одеяло. Не играет, если, не выполняя эти действия, просто повторяет то, что показали взрослые, или то, что видел у других детей.

Цепочка игровых действий имеется там, где ребенок не просто повторяет в игре одно и тоже действие, а выполняет два или больше действий, по смыслу следующих друг за другом (например, раздевает куклу, потом укладывает в постель и накрывает одеялом).

Умение строить простейшие предметы из двух деталей строительного материала (диванчик, стул).

Не просто прикладывает друг к дугу два кирпичика, как показывали воспитатель и мама, а узнает в том, что получилось, например, настоящий диван, на который можно положить куклу, мишку.

Умение рисовать.

хорошо, если ребенок начал рисовать, если из под его карандаша выходит изображение, хотя бы отдаленно напоминающее мячик, машину, елку, а главное, узнаваемое для него самого. Но если этого нет, тоже не стоит беспокоится. Многие дети в 3 года еще удовлетворяются неразборчивыми каракулями.

Данные умения без труда могут выявить родители в ходе повседневных наблюдений за ребенком. Но для того чтобы выяснить, как ребенок воспринимает цвет, форму, величину предметов, нужна специальная проверка, которую мы, педагоги, проводим по методике Л. Венгера.

(Воспитатель раздает родителям материалы методики обследования и предлагает ознакомится с ней дома. Далее знакомит присутствующих с обобщенными результатами обследования детей группы. С результатами обследования конкретных детей воспитатель знакомит родителей по желанию в индивидуальном порядке после родительского собрания.)

Может быть, вы удивлены, что психологи вовсе не уделили внимания таким общеизвестным симптомам продвижения ребенка в умственном развитии, как запоминание сказок, стихов, букв? Это сделано вполне сознательно. И не потому, что считают, что не нужно читать ребенку, рассматривать с ним картинки, побуждать его к повторению услышанного. Это вполне полезные виды занятий с детьми, о которых мы вспомним позднее. Но придавать слишком большое значение словесной "учености" в 3 года не стоит. За ней стоит не восприятие и мышление, а механическая память и уровень овладения речью, который отнюдь не совпадает с уровнем умственного развития.

Содержание и методы сенсорного развития.

(Открывается схема, на которой изображены все пять органов чувств (глаз – зрение, ухо – слух, язык – вкус, нос – обоняние, рука – осязание).)

Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием и приемами сенсорного развития детей младшего возраста: зрения( цвет, форма, величина); осязание ( вес, фактура, температура); Обоняния (запахи); слуха (звуки); вкуса.

Мы познакомим вас с некоторыми развивающими заданиями. Используя их в семейной практике, вы сможете сами придумать новые.

Просим не забывать: советы и рекомендации нельзя принимать как готовые рецепты, каждый ребенок своеобразен, не похож на других, к нему нужно уметь найти подходов; в зависимости от интересов и склонностей ребенка, его индивидуальных особенностей следует отбирать те или другие задания; ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему неинтересно.

Педагогический всеобуч "Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений"

(Сообщение сопровождается показом дидактических игр по оформлению сенсорной культуры детей 3 – 4 лет, разработанных Л.Венгером, Э. Пилюгтной, Н. Сакулиной, О. Дьяченко и другими. По ходу выступления открывается по одной карточке с изображением сенсорного свойства неизвестного объекта, находящего в ящике (цвет – оранжевая карточка; величина – карточка с изображением маленького домика; форма – круг и т.д.)

А сейчас мы предлагаем вам выполнить несколько творческих заданий.

Выполнение заданий в мини– группах.

Задание1.Мысленно обследуйте объект (птицу, снег, елку) с помощью различных анализаторов и получите более полное представление о нем. Расскажите, какие анализаторы вы задействовали в процессе обследования и какие представления получили.

Задание 2. "Передай по кругу" (совместное творчества). Придумайте и запишите действия, которые можно совершать с этим материалом для выявления его свойств.

(Каждой группе родителей раздается по одному листку, на котором написано: вода, песок, глина, камни, пуговицы или бумага. Родители пишут какие действия можно совершать с этим материалом и передают другой группы. После чего из полученных материалов создается папка – передвижка на тему " родительский опыт".)

" Семья лучшая игрушка для ребенка та, которую можно заставить постоянно меняться: для маленьких детей самая лучшая игрушка – кучка песка"( К. Ушинский).

Действительно, песок, вода, глина, бумага, крупные пуговицы – любимые материалы для игр и занятий детей младшего возраста. Не нужно дорогостоящие пособия, потому что герои и объекты наших первых игр – обыкновенные кастрюли, крышки, банки, и прочая домашняя утварь и природный материал. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу ориентирования ребенка в окружающем мире.

– Уважаемые родители, теперь вам известны все свойства неизвестного объекта. Как вы думаете, что это? (Родители предлагают варианты ответов. Воспитатель достает объект из "ящика ощущений" и показывает: "Это памело – гибрид апельсина и грейфрукта".)

Сегодня вы получили представление об этом фрукте, а формирование у вас понятия о нем будет зависеть от вашего познавательного интереса.

(Воспитатель угощает родителей фруктами – на тарелочках заранее приготовлены дольки и бумажные салфетки).

Сегодня мы с вами подтвердили этот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

V. Подведение итогов собрания.

(Обратная связь. Решение текущих вопросов. Принятие решения родительского собрания. В родительский центр помещается памятка "Все дети разные")

Рефлексия.

Просим оценить наш семинар. Около выхода расположены контур паровозика с вагончиками (или дома) и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием семинара, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если не удовлетворены – черную. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу!