Нетрадиционное использование световых столов в работе с детьми дошкольного возраста.

Световой стол - специальное оборудование, в основном предназначенное для рисования песком и для проведения занятий по песочной терапии. Однако его можно использовать и для других творческих занятий.

Технику рисования песком относят к нетрадиционным техникам рисования. Использовать её в арт-терапии и в сфере образования стали относительно недавно. Для занятий с песком не нужны особые художественные способности и изобразительные навыки.

Нарисованное можно легко трансформировать, исправляя ошибки и недочёты, изменяя творческий замысел и придумывая новые изобразительные решения.

Занятия рисованием песком помогают развивать мелкую моторику рук; развитие речевого центра в мозге; зрительную и двигательную память; логическое и образное мышление; оптико-пространственное восприятие; формирует графомоторные навыки (способность удерживать ручку и контролировать силу нажима, что важно для обучения письму).

Рисование обеими руками стимулирует единовременную работу полушарий головного мозга, а это важно для развития творчества.

Техника рисования песком («Sand-art»- метод, при котором песок используется как изобразительный материал на специальной поверхности со световой подсветкой (световом столе или планшете). От других техник песочного рисования она отличается присутствием светящейся поверхности (основных и дополнительных цветов) - рабочей плоскости изображения. Техника «Sand-art» появилась в 70-х годах. Её изобрел режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм. Опыт Лиф переняли многие аниматоры, которые попробовали создать динамический песочный фильм без монтажа. Это положило начало новому виду искусства - рисованию песком.

В технике «Sand-art» используются следующие приемы:

«Закидывание»

-

создание тёмного фона ребром ладони

;

«Засыпание»

-

создание затемнённых поверхностей пальцами двух рук одновременно

;

«

Насыпание

»

-

затемнение элементов рисунка внутри контуров или получение тёмных очертаний

;

«Вытирание

и

отсекание»

-

создание светлых участков на рисунке ребром ладони или боковой поверхностью большого пальца

;

«Процарапывание»

-

создание светлого контура подушечкой пальца или ногтя

;

«Отпечаток»

-

имитация различных фигур.

Можно использовать музыку, что позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы.

Метод «Sand-art» используется в образовательных и развивающих целях: развитие познавательных процессов - дети учатся узнавать по нарисованному на песке контуру изображение предмета, соотносить его с картинкой; развитие мелкой моторики и координации; стабилизация эмоционального состояния - занятия помогают выразить эмоции и мысли, сформировать саморегуляцию.

Цель инновационной деятельности в рисовании песком:

Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства

-

рисованием песком, научить работать с сыпучим материалом.

Развивать интерес к играм и упражнениям с песком, активизировать словарный запас, улучшить речь, память, мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику.

Способствовать регулированию психоэмоционального состояния детей, повышать самооценку, формировать положительное отношение к себе, к окружающим, к миру в целом.

В настоящее время возможности метода рисования песком на световых столах расширяются, приобретая различные модификации. В современной инновационной педагогической практике рисование песком в технике «Sand-art» применяется в работе с детьми в разных формах: как отдельные или систематические занятия обучения песочной графике и анимации, как часть других занятий развивающей и образовательной направленности.

Игры с песком выполняют различные функции:

Развлекательная

-

приятное и весёлое времяпрепровождение

;

Развивающая

-

развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения

;

Обучающая

-

формирование определённых умений и навыков, например, обучение рисованию, чтению, письму, счёту, грамоте

;

Воспитывающая

-

воспитание качеств личности, самостоятельности, уверенности в себе

;

Социализации

-

приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды

;

Коммуникативная

-

совершенствование коммуникативных умений и навыков, установление эмоциональных контактов

;

Релаксационная

-

снятие эмоционального напряжения

;

Коррекционная

-

психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.

Вариантов нетрадиционного использования светового стола:

Рисование пеной для бритья

;

Занятие с

гидрогелевыми

шариками

;

Сортировка круп

;

Использование растительных элементов;

Игр

ы

с пластиковыми стаканчиками

;

Составление коллажей из

стеклянных камушков;

Выкладывание

из счетных палочек;

Выкладывание узоров по нарисованному контуру

.

Занятия на световых столах планируют с учётом задач, возраста детей и особенностей материала. Важно создать условия для творческого самовыражения, при этом соблюдая правила безопасности и учитывая интересы детей.

Основные принципы планирования:

Учёт возрастных особенностей

;

Использование различных наполнителей

;

Создание доброжелательной атмосферы.

Структура занятия на световом столе включают три этапа:

Подготовительный.

Беседа с детьми по теме, обсуждение элементов рисунка, повтор правил безопасности.

Основной.

Непосредственная работа с песком по заданной теме. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Завершающий.

Приведение в порядок рабочего места, обсуждение полученных результатов, настроения детей (рефлексия).

Игры и упражнения для занятий на световом столе:

«Следы».

Дети рисуют на песке пальцем или палочкой путь от одной картинки к другой или след от «лапки зверя», параллельно озвучивая действия.

«Нарисуй слово».

Воспитатель называет слово - ребёнок изображает его в песке, например, «солнце», «дом» и т.п.

«Слова».

Используют прозрачные буквы, горох, мелкие камушки - выкладывают слова, имена или слоги, ребёнок их читает, называет и может менять местами.

«Кто спрятался?».

Прячут в песке небольшие фигурки, ребёнок находит их и описывает.

Для планирования занятий на световом столе можно использовать картотеки игр и упражнений; интернет-ресурсы.

Световой стол можно сделать своими руками вместе с ребенком, используя подручные материалы (из контейнера и световой гирлянды). Это вызывает у ребенка много положительных эмоций, восторг, удивление, радость.

Рисование на световом столе привлекает внимание необычностью и яркостью, приобретает элементы сказки и волшебства. Это помогает стимулировать детей к деятельности, развивать сенсорные навыки, гармонизировать эмоциональное состояние и повышать познавательную активность.

Организовать занятия с детей песочным рисованием можно не только в детском саду, но и в домашних условиях.