Нетрадиционное использование световых столов в работе с детьми дошкольного возраста.
Световой стол - специальное оборудование, в основном предназначенное для рисования песком и для проведения занятий по песочной терапии. Однако его можно использовать и для других творческих занятий.
Технику рисования песком относят к нетрадиционным техникам рисования. Использовать её в арт-терапии и в сфере образования стали относительно недавно. Для занятий с песком не нужны особые художественные способности и изобразительные навыки.
Нарисованное можно легко трансформировать, исправляя ошибки и недочёты, изменяя творческий замысел и придумывая новые изобразительные решения.
Занятия рисованием песком помогают развивать мелкую моторику рук; развитие речевого центра в мозге; зрительную и двигательную память; логическое и образное мышление; оптико-пространственное восприятие; формирует графомоторные навыки (способность удерживать ручку и контролировать силу нажима, что важно для обучения письму).
Рисование обеими руками стимулирует единовременную работу полушарий головного мозга, а это важно для развития творчества.
Техника рисования песком («Sand-art») - метод, при котором песок используется как изобразительный материал на специальной поверхности со световой подсветкой (световом столе или планшете). От других техник песочного рисования она отличается присутствием светящейся поверхности (основных и дополнительных цветов) - рабочей плоскости изображения. Техника «Sand-art» появилась в 70-х годах. Её изобрел режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм. Опыт Лиф переняли многие аниматоры, которые попробовали создать динамический песочный фильм без монтажа. Это положило начало новому виду искусства - рисованию песком.
В технике «Sand-art» используются следующие приемы:
«Закидывание»
-
создание тёмного фона ребром ладони
;
«Засыпание»
-
создание затемнённых поверхностей пальцами двух рук одновременно
;
«
Насыпание
»
-
затемнение элементов рисунка внутри контуров или получение тёмных очертаний
;
«Вытирание
и
отсекание»
-
создание светлых участков на рисунке ребром ладони или боковой поверхностью большого пальца
;
«Процарапывание»
-
создание светлого контура подушечкой пальца или ногтя
;
«Отпечаток»
-
имитация различных фигур.
Можно использовать музыку, что позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы.
Метод «Sand-art» используется в образовательных и развивающих целях: развитие познавательных процессов - дети учатся узнавать по нарисованному на песке контуру изображение предмета, соотносить его с картинкой; развитие мелкой моторики и координации; стабилизация эмоционального состояния - занятия помогают выразить эмоции и мысли, сформировать саморегуляцию.
Цель инновационной деятельности в рисовании песком:
Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства
-
рисованием песком, научить работать с сыпучим материалом.
Развивать интерес к играм и упражнениям с песком, активизировать словарный запас, улучшить речь, память, мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику.
Способствовать регулированию психоэмоционального состояния детей, повышать самооценку, формировать положительное отношение к себе, к окружающим, к миру в целом.
В настоящее время возможности метода рисования песком на световых столах расширяются, приобретая различные модификации. В современной инновационной педагогической практике рисование песком в технике «Sand-art» применяется в работе с детьми в разных формах: как отдельные или систематические занятия обучения песочной графике и анимации, как часть других занятий развивающей и образовательной направленности.
Игры с песком выполняют различные функции:
Развлекательная
-
приятное и весёлое времяпрепровождение
;
Развивающая
-
развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения
;
Обучающая
-
формирование определённых умений и навыков, например, обучение рисованию, чтению, письму, счёту, грамоте
;
Воспитывающая
-
воспитание качеств личности, самостоятельности, уверенности в себе
;
Социализации
-
приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды
;
Коммуникативная
-
совершенствование коммуникативных умений и навыков, установление эмоциональных контактов
;
Релаксационная
-
снятие эмоционального напряжения
;
Коррекционная
-
психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.
Вариантов нетрадиционного использования светового стола:
Рисование пеной для бритья
;
Занятие с
гидрогелевыми
шариками
;
Сортировка круп
;
Использование растительных элементов;
Игр
ы
с пластиковыми стаканчиками
;
Составление коллажей из
стеклянных камушков;
Выкладывание
из счетных палочек;
Выкладывание узоров по нарисованному контуру
.
Занятия на световых столах планируют с учётом задач, возраста детей и особенностей материала. Важно создать условия для творческого самовыражения, при этом соблюдая правила безопасности и учитывая интересы детей.
Основные принципы планирования:
Учёт возрастных особенностей
;
Использование различных наполнителей
;
Создание доброжелательной атмосферы.
Структура занятия на световом столе включают три этапа:
Подготовительный.
Беседа с детьми по теме, обсуждение элементов рисунка, повтор правил безопасности.
Основной.
Непосредственная работа с песком по заданной теме. Можно использовать музыкальное сопровождение.
Завершающий.
Приведение в порядок рабочего места, обсуждение полученных результатов, настроения детей (рефлексия).
Игры и упражнения для занятий на световом столе:
«Следы».
Дети рисуют на песке пальцем или палочкой путь от одной картинки к другой или след от «лапки зверя», параллельно озвучивая действия.
«Нарисуй слово».
Воспитатель называет слово - ребёнок изображает его в песке, например, «солнце», «дом» и т.п.
«Слова».
Используют прозрачные буквы, горох, мелкие камушки - выкладывают слова, имена или слоги, ребёнок их читает, называет и может менять местами.
«Кто спрятался?».
Прячут в песке небольшие фигурки, ребёнок находит их и описывает.
Для планирования занятий на световом столе можно использовать картотеки игр и упражнений; интернет-ресурсы.
Световой стол можно сделать своими руками вместе с ребенком, используя подручные материалы (из контейнера и световой гирлянды). Это вызывает у ребенка много положительных эмоций, восторг, удивление, радость.
Рисование на световом столе привлекает внимание необычностью и яркостью, приобретает элементы сказки и волшебства. Это помогает стимулировать детей к деятельности, развивать сенсорные навыки, гармонизировать эмоциональное состояние и повышать познавательную активность.
Организовать занятия с детей песочным рисованием можно не только в детском саду, но и в домашних условиях.