НЕЙРОИГРЫ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Аннотация: В статье затрагивается актуальная тема развития речи детей дошкольного возраста. Автор раскрывает возможности нейропсихологических игр и делает акцент на эффективности их применения с детьми с ОНР.
Ключевые слова: нейроупражнения, нейроигры, развитие, речь.
С каждым годом мы отмечаем прирост количественного состава детей, у которых присутствуют речевые проблемы разного уровня сложности. Конечно, такие проблемы не могут не повлиять на качество обучения, адаптацию и общение со сверстниками. По этой причине ведущей задачей воспитателя становится поиск наиболее эффективных методик для коррекции имеющихся нарушений у детей. Работая с детьми с ОНР, мы сделали акцент на использовании нейроигр и нейроупражнений.
Их внедрение в практику работы с детьми позволяет целостно подходить к развитию детей, исправляя при этом уже имеющиеся недостатки и благотворно влияя на психическое здоровье в целом.
Учитывая имеющийся опыт, выделим 3 группы нейропсихологических игр и упражнений:
Направленные на п
овыш
ение
тонус
а
головного мозга.
К этой группе можно отнести
дыхательн
ую
и артикуляционн
ую
гимнастик
у
,
су-джок
–
терапи
ю
,
самомассаж.
При помощи д
ыхательн
ых упражнений
дети учатся совершать
глубокие речевые выдохи, коррек
тируя
звукопроизношени
е
.
Артикуляционные упражнения тренируют речевой аппарат,
а
самомассаж
в игровой форме и со стихотворным сопровождением
стимулиру
ет
биологически активные точки на руках,
посылая дополнительные стимулы в кору головного мозга, тем самым акт
и
визируя центры
речи
.
Направленные на у
лучш
ение
прием
а
и обработк
и
информации
.
В пример можно привести
движения перекрестного харак
тера,
которые
активизирую
т
работу
мозолистого тела головного мозга.
Рассмотрим, как
можно привести упражнение
«Ухо-нос»
.
Один из действенных вариантов: в
месте с ч
ередованием рук
предложить детям
проговарива
ть
звуки, слоги
и
слова
, чтобы
отработ
ать правильное
звукопроизношени
е
и автоматиз
ировать нужные
звук
и
.
Направленные
на
улучшени
е
само
контроля
:
- «Зеркальное рисование» - когда дети рисуют двумя руками одновременно, параллельно можно читать чистоговорки или короткие стихи.
- Использование нейротаблиц – когда перед ребёнком ставится задача находить одинаковые объекты, расположенные на разных сторонах, одновременно обеими руками.
- Игра «Кулак-ладонь» - когда дети произносят слоговый ряд в соответствии с предложенным ритмическим рисунком, при этом хлопком выделяет ударные слоги. Постепенное увеличение скорости смены позиций повышает эффективность упражнения.
Отметим, что использование подобных игр и упражнений требует соблюдения следующих рекомендаций:
Учитывать состояние здоровья воспитанников, их индивидуальные особенности и потребности.
Создать положительный эмоциональный фон в ходе проведения занятий, исключив отвлекающие факторы.
Проводить занятия преимущественно
в перв
ую
половин
у
дня
длительностью от
10
до
20 минут.
Соблюдать
техник
у
выполнения
каждого упражнения
. Все движения, действия и произношение детей должны быть четкими, правильными и последовательными.
Обязательно использовать похвалу и всячески подбадривать детей.
Подводя итоги, отметим высокую результативность использования нейропсихологических игр. На практике мы убедились в том, что дети становятся более общительными, чаще проявляют самостоятельность, демонстрируют уверенность в себе и собственных возможностях, меньше утомляются, проявляют способность к произвольному контролю, что не может не содействовать коррекции недостатков их речевого развития.
Список информационных источников
Методическая литература:
Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.