НЕЙРОИГРЫ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Аннотация: В статье затрагивается актуальная тема развития речи детей дошкольного возраста. Автор раскрывает возможности нейропсихологических игр и делает акцент на эффективности их применения с детьми с ОНР.

Ключевые слова: нейроупражнения, нейроигры, развитие, речь.

С каждым годом мы отмечаем прирост количественного состава детей, у которых присутствуют речевые проблемы разного уровня сложности. Конечно, такие проблемы не могут не повлиять на качество обучения, адаптацию и общение со сверстниками. По этой причине ведущей задачей воспитателя становится поиск наиболее эффективных методик для коррекции имеющихся нарушений у детей. Работая с детьми с ОНР, мы сделали акцент на использовании нейроигр и нейроупражнений.

Их внедрение в практику работы с детьми позволяет целостно подходить к развитию детей, исправляя при этом уже имеющиеся недостатки и благотворно влияя на психическое здоровье в целом.

Учитывая имеющийся опыт, выделим 3 группы нейропсихологических игр и упражнений:

Направленные на п

овыш

ение

тонус

а

головного мозга.

К этой группе можно отнести

дыхательн

ую

и артикуляционн

ую

гимнастик

у

,

су-джок

терапи

ю

,

самомассаж.

При помощи д

ыхательн

ых упражнений

дети учатся совершать

глубокие речевые выдохи, коррек

тируя

звукопроизношени

е

.

Артикуляционные упражнения тренируют речевой аппарат,

а

самомассаж

в игровой форме и со стихотворным сопровождением

стимулиру

ет

биологически активные точки на руках,

посылая дополнительные стимулы в кору головного мозга, тем самым акт

и

визируя центры

речи

.

Направленные на у

лучш

ение

прием

а

и обработк

и

информации

.

В пример можно привести

движения перекрестного харак

тера,

которые

активизирую

т

работу

мозолистого тела головного мозга.

Рассмотрим, как

можно привести упражнение

«Ухо-нос»

.

Один из действенных вариантов: в

месте с ч

ередованием рук

предложить детям

проговарива

ть

звуки, слоги

и

слова

, чтобы

отработ

ать правильное

звукопроизношени

е

и автоматиз

ировать нужные

звук

и

.

Направленные

на

улучшени

е

само

контроля

:

- «Зеркальное рисование» - когда дети рисуют двумя руками одновременно, параллельно можно читать чистоговорки или короткие стихи.

- Использование нейротаблиц – когда перед ребёнком ставится задача находить одинаковые объекты, расположенные на разных сторонах, одновременно обеими руками.

- Игра «Кулак-ладонь» - когда дети произносят слоговый ряд в соответствии с предложенным ритмическим рисунком, при этом хлопком выделяет ударные слоги. Постепенное увеличение скорости смены позиций повышает эффективность упражнения.

Отметим, что использование подобных игр и упражнений требует соблюдения следующих рекомендаций:

Учитывать состояние здоровья воспитанников, их индивидуальные особенности и потребности.

Создать положительный эмоциональный фон в ходе проведения занятий, исключив отвлекающие факторы.

Проводить занятия преимущественно

в перв

ую

половин

у

дня

длительностью от

10

до

20 минут.

Соблюдать

техник

у

выполнения

каждого упражнения

. Все движения, действия и произношение детей должны быть четкими, правильными и последовательными.

Обязательно использовать похвалу и всячески подбадривать детей.

Подводя итоги, отметим высокую результативность использования нейропсихологических игр. На практике мы убедились в том, что дети становятся более общительными, чаще проявляют самостоятельность, демонстрируют уверенность в себе и собственных возможностях, меньше утомляются, проявляют способность к произвольному контролю, что не может не содействовать коррекции недостатков их речевого развития.

Список информационных источников

Методическая литература:

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.