УДК 373.2 Радомская К.С

Учитель-логопед

МБДОУ-детский сад №348

г. Екатеринбург, РФ

Нейроигры в структуре занятия учителя-логопеда

Аннотация :

В статье рассматривается нейроигры в системе работы учителя-логопеда для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Ключевые слова:

ФГОС, дошкольное образование, кинезиологические и нейроигры.

В современной системе образования все больше внимания уделяется сохранению здоровья детей. Одной из ключевых целей Федерального образовательного стандарта дошкольного образования является поддержание и укрепление физического и психического здоровья детей, включая их эмоциональное благополучие. Основной задачей дошкольного учреждения является помощь детям с особыми потребностями в развитии, включая коррекцию отклонений. Эффективное преодоление речевых проблем возможно только при использовании методов и средств, способствующих укреплению здоровья. У детей с речевыми расстройствами утомляемость, раздражительность, возбудимость заметно выше. У детей наблюдается неустойчивость внимания и памяти, особенно в речевой области. Поэтому, дети с нарушением речи, двигательных навыков и когнитивных способностей нуждаются в коррекционно-развивающей работе с использованием новых методов и подходах. Кинезиология играет важную роль, помогая детям преодолевать трудности речевого развития.

Кинезиология- эта область науки, которая использует движение для развития головного мозга. Упражнения кинезиологии способствуют развитию тела, улучшению стрессоустойчивости организма, согласовывают работу полушарий мозга, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственное восприятие, улучшают координацию нервной системе. Эти упражнения легко внедрить в структуру занятия. Согласованная работа мозга определяется взаимодействием его двух полушарий, которые соединены сложной сетью нервных волокон. Взаимодействие между полушариями можно улучшить с помощью специальных кинезиологических упражнений. Педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон являются создателями « Образовательной кинезиологии». В начале 1990-х г. Они разработали программу под названием «Гимнастика мозга», в рамках которой выделили два основных типа движений. Первый тип включает движения, пересекающие среднюю линию тела, которую лучше всего интегрируют мышление и движение. Второй тип представляет собой односторонние движения, вызывающие «разъединение мысли и движения» по словам П. Деннисона. Этот метод кинезиологии помогает преодолеть трудности в обучении, сбалансировать работу мозга. Исследования Е.И. Аркина, Н.А. Берштейна и Д.Б.Эльконина указывают на то, что игры, используя руки и пальцы, способствуют гармоничному взаимодействию между телом и умом. Кинезиологические игры поддерживают работу мозговых систем на высоком уровне, подтверждая важность тесной связи между тонкой моторикой и развитием мозга. Чем лучше развита способность к движению, тем больше потенциал для обучения и развитие интеллектуальных способностей. Суть игр заключается в выполнении специальных нейроразвивающих упражнений. Упражнения начитаются с простых индивидуальных движений. Постепенно сложность нарастает, более сложные упражнения выполняются детьми в паре, некоторые упражнения выполняются группой детей. Кинезиологические игры в структуре занятий внедрены на основе исследований о закономерностях развития и структуре мозговой огранизации высших псических функций в процессе онтогенеза, в соответствиис теорией трех функциональных блоков мозга, предложенных А.Р. Лурия. В основу данных игр послужили теоретическое положение и идеи разработанные авторами: идея Л.С. Выготского , А.Р. Лурия об основных закономерностях психического развития «аномального ребенка»; -нейропсихологический подход А.Р. Лурия , В.В. Лебединского, Л.С. Цветковой , Н.Я. Семаго, Н.Н. Семаго, А.Л. Сиротюк; - идея Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте; - идея о формирующем и восстанавливающем обучении Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной. Данные игры применяются в коррекционной работе с детьми 5-7 летнего возраста в дошкольном учреждении. Нейропсихологический подход позволяет мягко, экологично сопровождать развитие ребенка, так как усвоение им родного языка проходит строго запрограммированный путь, основанный на законах развития мозга. Цель игр создать условия для конпенсации когнитивных и поведенческих нарушений у детей с ОВЗ за счет функциональной активности подкорковых образований мозга; - развитие высших психических функций; - синхронизация работы полушарий;

- стабилизация общего тонуса тела( развитие плавности, переключаемости, точности движений); -развитие произвольной регуляции движений, в том числе и в артикуляционной моторике; - обеспечение тонкого анализа модально-специфической информации ( развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации, тактильной , двигательной, кинестетической, динамичесокой, зрительной , слуховой).

Нейроразвивающие игры и упражнения направлены на развитие высших психических функций. В каждом занятии включены упражнения, направленные на развитие соответствующих нейропсихологических показателей и состоит из следующих компонентов:

1.Упражнения по кинезиологии- это набор движений, способствующий стимуляции взаимодействия между полушариями мозга, что способствует улучшению памяти, внимания, речи, пространственного восприятия, мелкой и общей моторики, понижение утомляемости и повышение способности к произвольному контролю. Упражнения, ориентированные на тело, способствуют укреплению самоуверенности, развитию творческих способностей и умению принимать себя как личность. 2.Использование кинезиологических мешочков ( мячиков) способствуют развитию: - саморегуляции и контроля: формирование программы действий, удержание программы в течение продолжительного времени, концентрация и сосредоточенность, улучшение способности к саморегуляции над выполнением программы; - сенсомоторной сферы: тренировка «рука-глаз-мозг», развитие ловкости, точности выполнения действий и укрепление связей между полушариями мозга. 3. В процессы дети учатся соблюдать правила, развивают пространственное мышление и познают окружающий мир. Игры активизируют память, развивают мышление и воображение. 4. Настольные нейропсихологические игры способствуют развитию: азличных видов восприятия, внимания и памяти; - формированию пространственных представлений; - умение предсказывать результаты своих действий; - навыку делать выводы, учитывая несколько условий одновременно.

В результате освоения нейропсихологических игр дети умеют согласовывать свои действия и движения; - адекватно реагировать в различных ситуациях; нализировать ошибки; -следовать заданной программе; - улучшение концентрации внимания; - развитие навыков программирования и контроля; -развитие двигательных и моторных навыков; снижение импульсивности.

Список использованной литературы:

Ковалько В.И.

Здоровьесберегающие

технологии в начальной школе

.

–М:

Вако

, 2005,

[

1,

c

.5]

Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного

возравта

.

–М

.: Айрис, 2007.

[

2,

c

.112]

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию дошкольного

возраств

.

–М

. : Генезис, 2008.

[

3,

c

.319]

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.

–М

.: Сфера, 2002.

[

4,

c

.80]

Хомская Е.Д. Нейропсихология.- СПб

.:

Питер, 2007.

[

5,

c.496]

Глозман

Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста.

–М

.: Смысл, 2018.

[

6,

c

.180]

Грибанов А.В. Синдром дефицита внимания с

гиперактивностью

: особенности физиологического статуса детей/ Экология человека. 2002

.

№1.

[

7,

c

.36]

Заваденко

Н.Н.

Гиперактивность

и дефицит внимания в детском возрасте:

учеб

.п

особие

для вузов – 2-е изд.,

перераб

и доп. –

М.:Издательство

Юрайт

, 2018

.[

8,

c

.274]

Резниченко Н.С., Шилов С.Н.

Нейросетевой

подход в диагностике синдрома дефицита внимания с

гиперактивностью

// дефектология. 2012. № 2

[

9,

c.71-75]

Глозман

Ж.М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающие трудности в обучении-4 изд. – М.: Генезис, 2018.

[

10,

c

.336]