ДОКЛАД

 ?Нейропедагогические приёмы, оптимизирующие коррекцию речи детей в работе логопеда?










Подготовил:
Учитель-логопед
Терещук Татьяна Юрьевна







г. Алчевск  
2024 г



















Нейропедагогические приемы представляют собой совокупность педагогических и нейропсихологических приёмов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга.
 Они приобретают все большую популярность.  Успешно применяются  для коррекции в логопедической работе. Теоретическая основа метода нейропсихологического воздействия была разработана Александром  Романовичем Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной и др.)  Именно исследования этих ученых легли в основу существующего сейчас нейропсихологического подхода, который активно применяется и в логопедии.
Основной задачей нейропсихологической коррекции является развитие высших психических функций, активация подкорковых образований мозга, обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические, в том числе и речевые функции, стабилизация межполушарного взаимодействия, обеспечение приемов и дифференциации информации (речевой, тактильной, двигательной (кинестетической, динамической), зрительной, слуховой).
Нейропедагогические приёмы продуктивны  в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, так как картина нарушений в развитии у таких детей неоднородна и не исчерпывается только речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций, задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенную возбудимость или истощаемость.
Развитие речи, на всех этапах, невозможно без активизации трехуровневой системы, обоснованной в учении Александра Романовича Лурия о трех функциональных блоках мозга. Речь, как и любая другая высшая психическая функция осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга:

I. Энергетический блок - фундамент дома.
Девиз этого уровня: ?Я хочу?.
Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а также поддерживает общий тонус ЦНС.?
Формируется от внутриутробного периода до 3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствование. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%.
Метафорический ?девиз? этого уровня: ?я хочу?
Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:
- истощаемость, утомляемость, низкая работоспособность (такие дети уже с самого утра, как будто уставшие, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и прикладывать голову);
- эмоциональная неуравновешенность;
- аллергии в любых проявлениях;
- самотически ослабленные дети;
- нарушение тонуса (гипертонус, гипотонус);
- речевые персеверации (застревание на какой-либо мысли, неоднократном её повторении);
- плохой почерк (про таких детей говорят: ?пишут как курица лапой?);
- не умеют завязывать шнурки и долго не могут этому научиться;
- двигательная неловкость;
- синкинезии языка в движениях;
- вычурные позы;
- дизартрия, дисграфия.

II. Блок получения, переработки и хранения информации – стены дома. 
Отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности. Формируется от 1-3 лет до 7-8 лет,
Девиз этого уровня: ?Я могу?
Особенностью этого блока является шестислойное строение коры:?
- первичные зоны (обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации). 
- вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора) ГНОЗИС, ПРАКСИС. При поражении наблюдается нарушение синтеза отдельных признаков воспринимаемого раздражителя в целостный образ одной модальности (агнозии, афазии).?
- третичные зоны (основной задачей которых является комплексный синтез информации). Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве.
Признаки нарушений в развитии 2 блока мозга:
- бедность, однотипность движений в пространстве;
- моторная неловкость;
- несформированность сенсомоторных координаций;
- нарушение фонематического слуха;
- нарушение слухового и зрительного гнозиса ТНР (ОНР, ЗРР)
- несформированность пространственных представлений.

III. Блок- программирования, регуляции и контроля – крыша дома.
Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 21года . Функция лобных долей – это правило. Развитие функции лобных структур – это накопление правил и алгоритмов. Количественное накопление системы правил – это и есть формирование программирования и контроля.
Девиз – ?я должен?
Признаки нарушений в развитии 3 блока мозга:
- отсутствие интереса и мотивации к любому виду деятельности (этих детей нельзя ничем увлечь;
- ребёнок не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет;
- полевое поведение;
- тенденция к упрощению любой программы;
- не могут решать смысловые задачи;
- бедный словарь;
- в письме - пропуски букв и не дописывание слов.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие? головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Нарушение, недоразвитие? мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.
Признаки нарушения взаимодействия полушарий:
Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить,? с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно, у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются ?откаты?, ребенок требует всё время поддерживающих занятий? до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.
Из вышесказанного делаем вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропедагогические приемы,  они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед – наполняет его.
Татьяна Григорьевна Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом:
основным условием приобретения ранней речи – это связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.
Рассмотрим алгоритм компенсации речевых нарушений:
- при нарушении проводящих путей необходимо формировать обходные пути, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных ощущений (тактильных, вкусовых, мимики, жестов);
-при очаговых поражениях (кисты) используется пластичность детского мозга и формируется компенсаторная область.
Таким образом, запускается речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. 
Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь.
С многими из этих проблем я столкнулась в своей работе: низкая работоспособность, быстрая утомляемость, длительные сроки автоматизации, нарушение памяти и внимания.  Я начала применять в своей работе нейропедагогические приёмы.

Программа ?Мозжечковая стимуляция?
Автор программы ?Мозжечковая стимуляции? доктор Фрэнк Бельгау. Это программа тренировки мозга разработана для укрепления самых базовых мозговых процессов и обеспечении высокого уровня навыков обучения. Она является прямым и инновационным результатом наблюдений, исследований, взаимодействий и уточнений за последние 30 лет. Бельгау доказал, что физическая активность на балансировочной доске и использованием других тренажеров развивает и повышает образовательные и физические способности, так как во время выполнения упражнений происходит интеграция слуховых, зрительных, тактильных, двигательных систем и систем баланса. Программа очень проста и доступна в использовании.
Мозжечок также имеет большое значение в интегративной работе мозга, что обеспечивает скорость обучения и формирования новых, эффективных нейронных сетей, благодаря которым любая информация быстрее воспринимается и передаётся. Он принимает участие в формировании и автоматизации двигательных навыков, в том числе произносительной стороны речи, письма, слежения глазами за текстом и чтения вслух.  Это и стало основой методики мозжечковой стимуляции, которая позволяет развивать эти функции.
!!! Противопоказания применения данной программы для детей с различными формами эпилепсии и повышенной судорожной готовности головного мозга.
Балансировочна доска - базовый нейротренажёр для мозжечковой стимуляции. Стоя на доске, человек управляет балансом тела. При выполнении ребёнком упражнений на поддержании баланса тела одновременно работают зрительная, тактильная, моторная, слуховая и вестибулярная системы организма. Сигнал от рецепторов стимулирует мозжечок, а следом нормализуется работа других отделов мозга.

Доска обратной связи
Она размечена девятью секторами. Каждый сектор обозначен фигурой (круг, квадрат, треугольник, цифрами от 1 до 9 в различном порядке и цветом (желтый, зелёный, красный).  Работают с ней мешочками или мячами.
Бросая, ловя мяч-попрыгунчик ребёнок стимулирует развитие мозговых процессов. Упражнения улучшают концентрацию внимания, самоконтроль. Ритмичные движения с мячами помогают детям быть более сосредоточенными и усидчивыми.
Мешочки могут быть разного цвета, разной величины, с разным наполнителем. Их можно изготовить собственными руками. Мячи также можно использовать различные начинать с обычного мяча, кинезио мячи, теннисные или попрыгунчики . 
Варианты работы: 
Автоматизация звуков: отбивай и называй картинку, чётко проговаривая автоматизируемый звук
Найди и назови предметы в верхнем ряду, нижнем ряду, среднем ряду. 
Найди и назови предметы в первом, во втором, третьем столбике
Найди и назови предмет, который изображен справа от, например, кошки…, слева от…,между…, около, под и т.д.
Работа над грамматически строем речи:  
игра ?Жадина? (Жадина говорит всё моё: чья шуба? Что ответит Жадина: МОЯ шуба, чья шишка? МОЯ шишка), 
?Великан и гномики? ( я Великан у меня все предметы большие, а ты гномик, у тебя всё маленькое. У меня у великана большая шуба, а у тебя у гномика маленькая ШУБКА и тд), 
?Один-много? (я буду называть 1 предмет, а ты много), ?Посчитай?. При этом отбивать называемую картинку мячом или бросать в нее мешочек.
Можно отрабатывать также на материале лексической темы.

Нетрадиционные упражнения
Также в своей работе активно использую артикуляционную гимнастику, которая в игровой форме сочетается с одновременным разнотипным движением рук. (Методика Светланы Владимировны Коноваленко)
Такие упражнения направлены на улучшение и развитие связей между полушариями головного мозга. При этом улучшается речь, память, внимание, снижается утомляемость, повышается самоконтроль и активизируются познавательные процессы. 

Нейроигры и нейропрописи
Данная система нейропсихологических упражнений поможет в развитии межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации, графомоторных навыков, копирования, умения управлять напряжением кисти руки, умения ориентироваться в пространстве.
Данная система подходит и для праворуких, и для леворуких детей. Упражнения расположены от простого к сложному, выполняются правой и левой рукой по отдельности, а также двумя руками одновременно.

Музыка
Существует мнение, что музыка как невербальное воздействие воспринимается правым полушарием мозга. Однако данные различных исследований показывают, что это не так. В восприятии музыки, а также в активной музыкальной деятельности принимают участие как правое, так и левое полушарие и каждое вносит в процесс свой вклад.  Правое полушарие позволяет слушателю воспринимать звуковысотные отношения, узнавать мелодию, замечать допущенные при ее исполнении ошибки. Также при участии правого полушария происходит восприятие настроения музыкального произведения, возникают зрительные образы, отражающие содержание слышимой музыки. Работа же левого полушария также важна для восприятия музыки: оно позволяет воспринимать ритм мелодии, темповые характеристики произведения. Также с функцией левого полушария связана способность воспринимать жанровые особенности музыкального произведения, различать, например, марш, вальс и колыбельную, благодаря работе левого полушария, мы связываем звучащую музыку не просто с образом, а с движением, изменением –  многие представляют себе полет бабочки или птицы, шествие муравьев или ветер, который гонит по небу осенние листья. При дефицитарности левого полушария эта динамика исчезает, и испытуемые говорят о статичных образах: принцесса, цветок и др.
Музыка оказывает воздействие на оба полушария. Возможно, представление о воздействии музыки только на правое полушарие связано с тем, что это действие оказывается больше, чем при других видах стимуляции. Поэтому музыка используется для стимуляции работы структур правого полушария мозга, для повышения общего психического тонуса, а также для расслабления ребенка, упорядочения его активности.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

Вывод:
- Нейропедагогические приёмы стимулируют развитие речи, мышления, внимания, памяти
-   Улучшают концентрацию, координацию, ориентацию в пространстве
-    Развивают крупную и мелкую моторику
-    Улучшают эмоциональное состояние детей