* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Нейродефектология — временный тренд или революция в логопедии?

Как же много сейчас вокруг этого разговоров. Мнения специалистов - теоретиков и практиков - неоднозначны. Можно услышать и восхищение и критику.
Ни в одной науке не обходится без споров. Ни одна теория, ни один метод не является абсолютно истинным и правильным. И одновременно с этим, каждая теория и каждый метод имеет право на существование.
Если специалист будет искать минусы в любой в методике или технологии, то каков процент, что он их найдёт? 100%. То же самое произойдёт и со специалистом, который будет искать плюсы. С вероятностью 100%.
Вопрос в том, что мы ищем…
Как звучат основные аргументы, на которые опирается критика?
Используя нейроподход, логопед:
- занимается не своим делом;
- напрасно тратит время ребёнка (и деньги родителей);
- надеется, что прыгая на фитболе, или, качаясь на качелях у ребёнка появится речь;
- занимается всем подряд и в то же время ничем;
- не занимается речью.

Есть одна мудрость: «Если ты чего-то не знаешь - это не значит, что этого не существует». Аналогично будет звучать высказывание: «Если ты не знаешь, как это работает, то это не значит, что оно не работает».
Сейчас, аргументы «ЗА».
Логопед, использующий нейроподход:
- подстраивает нейропсихологические упражнения под логопедические задачи;
- сокращает сроки логопедической коррекции;
- прорабатывает психические процессы, на которых базируется речь.
- занимается нейрокоррекцией в рамках своей основной задачи.
- работает с речью не изолированно, а комплексно.

Давайте теперь разберемся подробнее.

Вообще нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции).

Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.

Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.

  Другими словами нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают когда человек читает или говорит.

Эта наука создана в нашей стране в середине 20 века, выдающимся  ученым, имеющим огромное мировое признание, Александром Романовичем Лурия.

Первый блок мозга – Энергетический блок. Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ. 1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).

Он участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- эмоциональная неуравновешенность;

- аллергии у ребенка;

- часто болеющие дети;

- гипо/гипертонус;

- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

- движение языком во время письма (другие синкинезии);

- дизартрии, дисграфии;

- сужение полей зрения и др.

Второй блок – это блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Его девиз: Я МОГУ!

Признаки несформированности 2 блока:

-  несформированность пространственных представлений (напр. у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т.п.);

-  несформированность  сенсо-моторных координаций (например согласованные действия глаз и рук и т.п.);

-  неловкость, однотипность движений.

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. Его девиз: Я ДОЛЖЕН!

Признаки недостаточной сформированности у детей:

-  отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

-  упрощение любой программы;

-  пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;

-  бедная речь;

-  не могут решить смысловую задачу.

Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие  головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Нарушение, недоразвитие  мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

Признаки нарушения взаимодействия полушарий:

Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить,  с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно, у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающих занятий  до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.

Из вышесказанного делаем вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, т.к они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед – наполняет его.

Г.Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом:

Основным условием приобретения ранней речи является связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.

Рассмотрим алгоритм компенсации речевых нарушений:

- при нарушении проводящих путей необходимо формировать обходные пути, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных ощущений (тактильных, вкусовых, мимика, жесты..)

-при очаговых поражениях (кисты) используется пластичность детского мозга и формируется компенсаторная область.

Таким образом, запускается речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологи- ческих методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Ни у кого не возникает сомнений, что логомассаж (пришедший, между прочим, из медицины) создаёт благоприятные условия для коррекции звукопроизношения. Его цель - гармонизация тонуса мышц. Однако, это не значит, что после курса логопедического массажа звуки встанут сами собой.
Так и с нейропсихологическим подходом. Он создаёт благоприятные условия. Это непрямое воздействие на центральную нервную систему. Такой своеобразный «массаж мозга», гармонизация.

Регулярное выполнение нейроупражнений:
1. улучшает функции памяти;
2. обеспечивает более быстрое восприятие и качественную обработку информации, поступающую из окружающего мира;
3. повышает когнитивную выносливость;
4. снижает утомляемость и повышает стрессоустойчивость;
5. активирует мыслительную (познавательную) активность;
6. способствует лучшей координации и согласованности движений мелкой моторики;
7. развивает творческие способности ребенка и креативное мышление (воображение)