Программа ?Школа – 2100? Урок риторики в 3 классе ?Вежливый человек это…? Г. Ессентуки Учитель: Андроник Н.М. Цели урока: -анализ понятий ?вежливость, вежливый человек? -прививать навыки культурного поведения дома и в общественных местах -развивать умение правильно, аргументированно строить свою речь -показать красоту добрых слов и поступков Оборудование: фонограмма песни ?Говорят мы Бяки-Буки?, костюм Феи, лошадки, карточки с заданиями, карточки слов характеристик, тесты, учебник Т.А. Ладыженской ?Детская риторика в рассказах и рисунках? ч.1, открытки-смайлики. Работа проводится в статических дифференцированных группах ХОД УРОКА: 1. Вводная часть Звучат фанфары. На площадку на лошадях (палочки с головами) ?выезжают? глашатаи 1-й Слушайте жители разного рода, 2-й Всяк представитель честного народа! 1-й Кто на платформе, и кто совсем босые, 2-й Кто с шевелюрой и кто безволосые! 1-й Ужас случился у нас в королевстве. 2-й Не было в жизни подобнейших бедствий! 1-й Страшный дракон и безнравственный Хам 2-й Нашу принцессу украл, хулиган! 1-й Плачет наш бедный король Этикет. Выходит плачущий король Этикет. Кор. Без милой принцессы жизни нам нет. 2-й Всем нам теперь не прожить без неё. 1-й Милая Вежливость звали её. Выходит дракон Хам с песней на мотив ?…Говорят мы бяки – буки…? Говорят я бяка – бука, а в народе просто Хам, Кто так скажет, тресну в ухо, Я силён не по годам! Ой, отстань, Ой, отстань. Воспитанье это дрянь. Оттянись, приколись… Эх, ма-а! Король пытается поговорить с Хамом Что ты лезешь с разговором, Гонишь всякое фуфло? Парить будешь под забором И кончай крутить кино. Ой, отстань, Ой, отстань. Воспитанье это дрянь. Оттянись, приколись… Эх, ма-а! Король обращается к дракону Кор. Я прошу, я прошу, Доченьку мою верни, Ведь без вежливости людям не прожить. Хочешь, денег заплачу? Хам Нет, папаша, не хочу, А про доченьку придётся вам забыть. Кор. Ну что ж, тогда возьму И сразу позвоню, Своим друзьям, Они помогут мне Хам И кто ж это таки? Кор. А то ученики 3А класса Сейчас я позову, Лишь номер наберу, Они придут гурьбой. Потом не обвиняй, И на себя пеняй, Но вежливо они поговорят с тобой, Но веж-ли-во они поговорят с тобой! Ученики исполняют стихотворение хором: Подумай о воспитанности в срок, Она, дружище, в жизни дело нужное, И вежливость всегда вам будет впрок И отношения будут очень дружные. Учись читать и место уступать, Здороваться, жать руку в благодарности И младших никогда не обижать, Тогда и в жизни будут только радости. Из добрых слов слагаются стихи, Из добрых дел судьба твоя слагается, И наши времена пускай лихи, Воспитанные с ними всё же справятся Хам Ну, ребята тогда я ничего. Тогда я согласен. Забирайте принцессу… и я с вами! Принцесса: Ребята, большое вам спасибо, что вы освободили меня. Вот только никак не могу понять: куда я попала, кто вы такие, и как вам удалось справиться с драконом Бякой-Букой? Дети:- мы вежливые ребята -воспитанные -мы не обижаем младших -не грубим старшим -в споре мы стараемся не повышать голоса -мы те, кто делает добрые дела 2.Формулирование темы урока Учитель: принцесса, позволь мне тоже объяснить тебе, что здесь происходит. Ты, благодаря ребятам, оказалась в школе №7, в 3а классе, на уроке риторики. А тему урока тебе назовут сами ребята. Итак, ребята, расскажите Принцессе Вежливости, о чем пойдет речь на нашем уроке? (учащиеся называют тему урока, учитель уточняет, корректирует ответы учащихся) Учитель: ребята, как вы думаете, почему в разделе риторики есть такая тема? Зачем нам это нужно? Ведь наука риторика учит правильно, красиво говорить. Дети: -красиво, значит вежливо -говорить правильные добрые слова -делать добрые дела Учитель: (обобщая) Все правильно. Но не только говорить добрые слова, делать добрые дела, но и бороться со злом, как вы сделали это сегодня, освободив принцессу. БЕСЕДА О КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ Культура общения людей основана на соблюдении правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времен средневековья эти правила называются этикетом. Этикет определяет, как спорить, не задевая чувства собеседника; как вести себя за столом, какие дарить подарки и так далее. слайд Пётр 1 считал, что воспитанного человека украшают три добродетели: ?приветливость, смирение, учтивость? . Вежливый человек умеет правильно, тактично говорить, не употребляет грубых, невежливых слов в адрес собеседника. Наделённый этими качествами человек всегда приятен, терпим к слабостям и проступкам других людей, он способен прощать, уважительно относиться к людям. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо. Мы живем на Кавказе и с нами рядом живут люди разных национальностей, вероисповеданий: грузины, дагестанцы, греки, азербайджанцы. Но мы дружим с ними, не спрашивая, какой они национальности. Об этом мы всегда должны помнить. Вежливость и соблюдение правил приличия несут людям добро. А сейчас предоставим слово Виолетте, Полине и Егору. Им было дано задание понаблюдать на переменках за тем, как ведут себя ребята первого, второго и третьего класса Виолетта: я побывала в гостях на переменке в 1 классе. За время переменки я услышала: …грубых слов, … – волшебных слов: пожалуйста, спасибо, извини, давай я тебе помогу. Егор: Я наблюдал за ребятами 2класса и услышал….. Полина: Я побывала в 3б классе и услышала…. Учитель подводит итоги наблюдений. Делаем вывод 3.Работа над темой урока : Учитель : эти примеры приведены из жизни учащихся нашей школы. Риторика – это наука о правильной красивой речи, на этих уроках мы учимся правильной речи. Но все чаще в нашей речи стали звучать слова, не характерные русской речи. Посмотрите на слайд. Что вам не понравилось в этой картинке? Слайд: цветы и сорняки. Вот так и наша речь засорена словами , которые подменяют исконно русские. Они портят нашу речь. Можете ли вы назвать такие слова? (Дети приводят примеры слов, толкуют их значение) Учитель: Давайте бороться с употреблением таких слов, не допускать их в своей речи, ведь вежливый человек не должен засорять свою речь ними. А сейчас мы узнаем, что произошло с героем стихотворения А.Барто ?В зеркале?. (работа с учебником - чтение стихотворения вслух по абзацам по группам) Проверка восприятия: -что происходило с мальчиком? -почему менялось выражение его лица? 4Самоисследование: Практическое занятие с зеркалом. Учитель: ребята, возьмите в руки ваши зеркальца. Принцесса, махни своей волшебной палочкой. Принцесса: Ребята, вы теперь Бяки-Буки– посмотрите в зеркало, повторите за мной фразу: ? Бабушка, отстань, мне некогда, помой посуду сама!Понравились ли вам ваши лица? Принцесса (взмахивая палочкой) А сейчас вы - вежливые, добрые ребята,взгляните на свое отражение в зеркале и повторяйте эту фразу за мной: ?Бабулечка, ты, наверное устала, присядь отдохни, я сам вымою посуду? Учитель: какие слова и поступки (грубые, невежливые или добрые) делают нас более симпатичными и привлекательными? 5.Исследование ситуаций : Учитель: перед вами карточки - ознакомьтесь с заданиями, если ваша команда будет готова, поднимите руки. (Ребята инсценируют ситуации) 1 группа: Незнайка долго лежал с закрытыми глазами, навострив уши. Наконец он приоткрыл один глаз и увидел склонившуюся к нему головку голубоглазой Малышки. Малышка приветливо улыбнулась. Незнайка хотел что – то сказать , но Малышка приложила к его губам пальчик и сказала: - Молчите, молчите! Вы должны лежать смирно , пока я не позову врача. Как ваше имя? -Незнайка. - А меня зовут Синеглазка. -Хорошее имя, - одобрил Незнайка. -Очень рада , что Вам оно понравилось. Вы , видно, воспитанный малыш -проанализируйте ситуацию -что можно сказать о Незнайке и Синеглазке? 2 группа: -Как ты себя чувствуешь, дедушка? -Плохо, Машенька. Мне нужно купить лекарства. -Очень жаль! Но не переживай! Пока! Спешу на тренировку! -правильно ли поступила внучка ? -как можно охарактеризовать ее? 3 группа: 2). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.- Разве,- удивился тот.- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик? -ознакомьтесь с заданиями, если ваша команда будет готова, поднимите руки. (Ребята инсценируют ситуации, анализируют) Ребята, а вы сами вежливы? Всегда? Везде? Со всеми? Сейчас мы сможем в этом убедиться 6.Работа с тестами: № п/п ТЕСТ Ответы (да, нет, иногда) 1 Здороваешься ли ты с соседями? 2 Извиняешься ли ты, если опаздываешь на урок или входишь в класс после учителя? 3 Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул? 4 Папа (дедушка, мама, …..) помог тебе решить трудную задачу. Благодаришь ли ты его (ее) 5 Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)? 6 Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? 7 Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру, …. С праздником 8 Марта? 8 Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними? Подсчитай очки: За ответ ?да? - 2 очка ?иногда? - 1 очко ?нет? - 0 очков Если ты набрал: от 12 до 16 очков: с тобой все в порядке. Так держать! от 8 до 11 очков: ты не всегда вежлив (а). Будь внимательнее! меньше 8 очков: тебе надо еще учиться вежливости! Не жалей на это времени и сил! -ответьте на вопросы тестов (каждый заполняет тест индивидуально) -подсчитайте сумму баллов членов вашей команды -озвучьте полученный результат Учитель подводит итоги тестов по группам 7. Закрепление: Задание по группам дается дифференцированно (с учетом уровня подготовленности членов каждой группы) 1группа: подберите как можно больше прилагательных в описании вежливого человека 2 группа (сильные учащиеся): соедините части фраз, чтобы получились законченные предложения. Как можно назвать эти предложения? Объясните смысл пословиц. 3 группа: подберите антонимы к следующим словам уродливый – злой- жадный – ленивый- хмурый- сердитый- невежливый- грубый- неряшливый выслушав ответы каждой группы, учитель анализирует, корректирует, оценивает работу каждой группы Учитель: Мы услышали много слов, характеризующих воспитанного человека. Давайте составим Правила вежливых учащихся нашей школы(ученики подходят к доске, выбирают карточки со словами, характеризующими воспитанного человека, крепят на доску) На экране появляется Кодекс чести учащихся школы №7 Слайд Воспитанный человек – это добрый человек -это вежливый человек -это тактичный человек -это веселый человек -это аккуратный человек -тот, кто помогает слабым, младшим -тот, кто защищает слабых -тот, кто ценит время свое и окружаюших -тот, кто уважает старших -это тот, кто соблюдает правила поведения дома и в общественных местах Учитель: прочтите эти слова 8.Итог урока: -какова тема сегодняшнего урока? -что вам понравилось на уроке? Слово принцессе: Ребята, мне очень понравилось у вас на уроке. Я убедилась в том, что вы действительно вежливые ребята, поэтому вам удалось победить Бяку-Буку и освободить меня. Кроме того, я смогла убедиться, что вы знаете, каким должен быть воспитанный человек. А воспитанные люди дарят людям добро. Вы ведь знаете мультфильм про кота Леопольда? Я предлагаю всем вместе спеть песенку из этого мультфильма (звучит музыка, ребята взявшись за руки, поют песню). Позвольте мне в знак благодарности вручить вам эти смайлики – символы вашей доброты и вежливости. Спасибо вам. (дарит каждому открытку с изображением улыбающегося человечка)
Вежливый человек это...