НОД «КОСМОС»

Цель: Обогащение знаний детей о космосе.

Задачи:

Формировать элементарные представления детей о космосе и планетах солнечной системы

.

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земля – единственная планета, пригодная для жизни людей

.

Познакомить с профессиями инженер-конструктор и чертёжник

.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать навыки счёта в пределах, называть числа в прямом и обратном порядке

.

Развивать координацию движений и ориентировку в пространстве, логическое мышление, творческое воображение

.

Воспитывать гордость за героизм наших людей и их достижения в науке

.

Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие».

Предварительная работа: Рассказ о первом космонавте Ю.А.Гагарине, беседы о космосе, космических телах, космических кораблях. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и детских энциклопедий о космосе. Просмотри презентации «Космос для детей». Разучивание стихотворений по теме.

Ход занятия

В. Дети, а откуда у нас новая карта? Никак не могу понять, что это за карта? А вы не знаете?

Д. Это карта солнечной системы.

В. А что же на ней изображено?

Д. Солнце и планеты, которые вращаются вокруг него.

В. А почему они улетают в открытый космос?

Д. Потому, что солнце, как магнит притягивает их.

В. Интересно, а они имеют названия?

Д. Да (рассказывают считалку про планеты)

Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
А ещё Уран, Нептун.
И конечно же Плутон,
И наше Солнце - чемпион!

В. Ребята, а вы знаете первого человека, который покорил бескрайние просторы космического океана?

Д. Да, это Юрий Алексеевич Гагарин - русский космонавт. 12 апреля 1961 года он совершил полёт в космос. С тех пор 12 апреля в нашей стране отмечается праздник «День космонавтики». Мы даже стихотворения можем вам рассказать. (дети читают стихотворения)

В. А вы бы хотели отправиться в космическое путешествие?

Д. Да, хотим!

В. Ну тогда, для начала нам нужно превратиться в космонавтов:

Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть.
Сели, встали, покружились,
В космонавтов превратились.

В. Ну вот, теперь мы с вами космонавты, а на чём же мы отправимся в наше путешествие?

Д. На ракете.

В. Хорошо, а она у нас есть?

Д. Нет.

В. Может, мы сами её сделаем? Из чего мы можем соорудить ракету?

Д. Из конструктора, модулей, стульев, кубиков.

В. А вы знаете, как называются профессии людей, которые создают, изобретают ракеты?

Их называют: Инженер-конструктор (хоровое и индивидуальное повторение названия профессии).

В. Хотите построить свою ракету?

Д. Да! (строительство ракеты из стульчиков)

В. Замечательная ракета у нас получилась! Всё? Теперь мы готовы к полёту?

Д. Да!

В. И мы с вами полетим в шортах, юбочках и футболках!?

Д. Нет.

В. А в чём летают космонавты?

Д. В скафандрах.

В. Покажите, пожалуйста, космический скафандр. Скафандры бывают разные: водолазные, авиационные и космические. Я запуталась.

(дети выбирают картинку, на которой изображён космический скафандр). Тогда, нам надо пойти на склад и получить скафандры (каждому ребёнку выдаётся конверт, с разрезной картинкой скафандра), при получении скафандра, вы должны расписаться в ведомости о получении. Ну вот, вы получили свои скафандры, теперь их нужно подготовить, собрать (дети собирают картинку). Молодцы, я тоже собрала свой и уже начинаю одевать.

Игра-имитация «Одеваем скафандр»

В. Вы еще не передумали лететь в космос?

Д. Нет!

В. Тогда, всех прошу пройти в ракету и занять место. Усаживайтесь поудобнее и не забудьте пристегнуть ремни. Итак, начинаем обратный отсчёт, глубоко вдохните и на выдохе начинаем счёт от 10 до 1.

Д. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 - Пуск!

На экране выводится видео запуска ракеты, где вино удаление ракеты от Земли, виды из космоса.

Теперь мы далеко от Земли, уже летим в космическом пространстве. Куда же вы хотите отправиться? (воспитатель обращает внимание на иллюстрации планет, которые расклеены по порядку).

Д. На Меркурий.

В. На Меркурии невыносимая жара. Как вы думаете, почему? Вспомните карту солнечной системы.

Д. Нет, на Меркурии можно сгореть. Полетим на Венеру.

В. А Венера окутана толстым слоем ядовитых облаков, там идут ядовитые дожди, дуют сильнейшие ветра, сверкают молнии. Ну что, полетим на Венеру?

Д. Нет, тогда полетим на Марс.

В: А Марс находится от Солнца дальше, чем Земля, там лютая стужа. Как думаете, там безопасно?

Д. Не, мы там можем замёрзнуть. Может тогда летим на Юпитер, Сатур, Уран или Нептун.

В: А эти планеты не имеют твёрдой поверхности. Они состоят из газа и воды. Полетим туда?

Д. Нет, мы сможем утонуть. Полетим на Плутон.

В. А Плутон- маленький, ледяной шар, там сплошной лёд. Полетим?

Д. Нет, давайте лучше полетим на Луну.

В. Хорошая идея! На Луне, уже давно, люди ведут научные исследования. Луна — это не планета, а спутник Земли. Не хотите перед долгим путешествием на луну выйти в открытый космос?

Д. Да, хотим!

В. Хорошо, тогда выходим из ракеты, (дети вместе с воспитателем переходят из «ракеты» в спальную комнату, там звучит космическая музыка, на потолке мерцают огоньки) Посмотрите на звёзды, как их много, какое бескрайнее космическое пространство, хотите поиграть?

Д. Хотим.

Игра «Вращение планет»

В. Помните, что планеты вращаются вокруг Солнца, а ещё они вращаются вокруг своей оси и у каждой планеты своя орбита, поэтому они никогда не сталкиваются друг с другом. Там что двигаться нужно аккуратно и внимательно. (по окончанию игры) А теперь мы можем отправляться на Луну?

Д. Да!

В. Занимайте свои места, все готовы?

Д. Да!

В. (Демонстрируется видеоролик о Луне) Не передумали? На Луне нет притяжения и поэтому, если вы резко оттолкнётесь от поверхности, то можете улететь в открытый космос. А ещё там много кратеров больших размеров. Поэтому нужно быть очень аккуратными. Не боитесь? Выходим?

Д. Да!

(дети вместе с воспитателем проходят в другую часть группы)

В. Посмотрите на эту красивую бесконечность падающих звёзд (воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску с видео)

Гимнастика для глаз «Бесконечность»

В. А это, наверное, лунные пещеры, вы хотите их изучить?

Д. Да, хотим.

В. Тогда пролезайте в эти небольшие лабиринты (воспитатель предлагает проползти под столами, тем временем, разбрасывая декоративные камни). Ребята, осторожно, не вылезайте оттуда, нас застиг метеоритный дождь! Всё, опасность позади.

(Дети выползают из-под столов, собирают камни, разглядывают и описывают их, делятся впечатлениями.)

В. Это, наверное, маленькие метеориты, вы можете взять их с собой, пусть останутся на память.

Смотрите! Я нашла письмо. Интересно, от кого оно? И что в нём? Прочитаем?

Д. Да, прочитаем.

(Воспитатель зачитывает письмо с просьбой о помощи, в восстановлении чертежа и пульта управления.)

В. Хотите помочь космонавтам?

Д. Да.

В. А вы знаете, как называется профессия людей, которые делают чертежи?

Д. Это чертёжники

В. Правильно, молодцы! Вот сейчас и вы побудете чертёжниками. Для этого, возьмите, пожалуйста, листы и карандаши и поудобней устраивайтесь за столами

Графический диктант «Ракета»

В. Ребята, в космическом корабле ещё очень пострадала панель управления. Нужна наша помощь. Помощь?

Д. Да!

В. Нам понадобится лист бумаги, они лежат на столе, возьмите пожалуйста по листочку, также нам понадобятся геометрические фигуры, возьмите по набору и слушайте внимательно:

- В правом верхнем углу находится треугольник;

- В левом нижнем углу находится прямоугольник

- В правом нижнем углу нужно разместить круг;

- В левом верхнем углу располагается квадрат;

- В середине (центре) находится главная кнопка овал.

В. Какие молодцы! Очень грамотно составили свои чертежи. Я думаю, они очень помогут космонавтам, потерпевшим поломку корабля, они восстановят ракету вместе с пультом управления и будут вам очень благодарны. А нам, пора возвращаться домой. (дети, вместе с воспитателем возвращаются в ракету)

В. Внимание, обратный отсчет! Глубоко вдохните и на выдохе начинаем считать.

Д. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, Пуск!

В это время демонстрируется видеоролик «приближение к Земле»

В. Посмотрите, какая красивая наша планет. Это единственная планета, где есть вода, воздух, плодородная земля- всё для жизни человека. Мы должны беречь нашу планету. Вы будущее нашей Земли. Вы готовы беречь её?

Д. Да.

В. Ну вот мы и на месте, молодцы, мы вернулись в детский сад! Теперь, можно снять скафандры.

Игра –имитация «Снимаем скафандр»

В. Соберите свои картинки скафандры в конверты и сдайте их пожалуйста на склад, не забудьте расписаться в ведомости о сдаче. (Дети складывают разрезные картинки в конверты, отдают воспитателю и ставят роспись в имитированной ведомости)

В. Ну вот теперь точно пора возвращаться (воспитатель совместно с детьми проводят физкультминутку – возвращение в детский сад)

Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили играть.
Сели, встали, покружились,
И в детишек превратились.

Рефлексия

В:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что понравилось?

Что нового вы узнали?

Расскажите, а что вы видели?

Есть ли жизнь на других планетах?

(дети отвечают на вопросы, рассказывают, делятся впечатлениями, делают выводы, что Земля, единственная планета, имеющая жизнь)

В. Кто хочет нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось? (дети по очереди рисуют)

В. А теперь, вы можете взять бумагу, краски, карандаши или фломастеры и нарисовать свою картину космоса. Может вы увидели там то, что другие не видели, покажете и расскажете дома своим близким.