* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h4 {font-family: 'Calibri'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .List Paragraph1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .headline {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 4 Знак {font-family: 'Calibri'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;}

Стародумова Любовь Эдуардовна, воспитатель, I квалификационной категории

МАДОУ д/с «Солнечный круг» д/с № 58, г. Нижний Тагил

Конструкт образовательной ситуации в старшей группе

«Кудесница вода»

Группа: старшая (5- 6 лет)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие

художественной литературы.

Формы деятельности: беседы и совместная познавательная деятельность с элементами игры, проблемные педагогические ситуации.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Учебно-методический комплект:

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,

-Рыжова Н. А. Волшебница Вода – М.: «Linka - Press», 2017;

- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М.: «Скрипторий», 2003;

Цель: Прививать интерес к исследовательской деятельности. Расширять знания о воде. Активизировать речь и обогащать словарь.

Задачи:

Обучающие задачи: Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может растворять предметы, изменять свой цвет, что пар это тоже вода. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. Объяснить детям, почему вода нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Развивающие задачи: Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Развивать практические действия в процессе.

Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:  Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать. Формировать коммуникативные навыки. Прививать бережное отношение к воде. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Технологии: здоровьесберегающие технологии, ИКТ, технология развивающего обучения, интеллектуально-творческого развития детей, проектные технологии.

Предварительная работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека. Проведение занятий - экспериментирований с водой.

Рассматривание иллюстраций на тему "Вода". Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др. Отгадывание загадок, чтение художественной литературы: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Заходер, «Что случилось с рекой»;

Средства: 

демонстрационные: схемы;

раздаточные: емкости, песок, вода, масло, сахар, ложечка, бумажные полотенца, пластиковые стаканчики, фартуки, шапочки(по количеству детей)

мультимедийные: презентация, музыкальный ряд.

технические: ноутбук, мультимедийная установка, экран.

Планируемый результат:

умение детей проводить опыты, умение работать в паре, умение делать выводы, умение читать схемы.

Этап совместной деятельности. Используемые методы и приёмы

Организация совместной деятельности взрослого и детей

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Возможные риски

Начало совместной

деятельности

Организационный момент

Мотивация, побуждение к деятельности

Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.

Ребята, вы любите узнавать все новое, интересное и не изведанное?

Мне очень нужна ваша помощь, сможете мне помочь?

У меня есть маленький друг. Когда я пришла домой, то увидела вот что…

Я не знаю, что же мне делать, что же с ним случилось?

Как вы думаете? Кто мне еще сможет помочь?

Дети отвечают: вода!

Правильно! Молодцы!

Звучит музыка. Появляется Капелька (на слайде)

Вот и мой цветочек заулыбался!

Воспитатель: вспомним, что мы знаем о воде? Какой она бывает?

Дети: Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии, газообразном.

- Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете?

Ответы детей.

Вода – это жидкость.

Вода не имеет собственной формы.

У воды нет цвета

У воды нет вкуса

У воды нет запаха

Правильно! Недаром про воду говорят, что она волшебница, кудесница!

Сегодня, ребята, мы проведем эксперименты с ее, Величество Водой.
Как вы думаете, важна ли она для нас вами?

Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.

Хотите еще больше узнать о воде и поэкспериментировать с ней?

Пробуждает интерес к совместной деятельности.

Беседует с детьми. Задает вопросы.

Создает образовательную ситуацию

Стимулирует занимательным содержанием

Слайд с грустным и заболевшим цветком

Слайд с веселым цветком

Задает вопросы.

Хвалит детей за ответы.

Встают в полукруг.

Приветствуют гостей, воспитателя.

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы педагога

Нежелание детей участвовать в совместной деятельности

Не проявляют заинтересованность

II. Основной этап деятельности

- процесс реализации цели

Для этого нам понадобится волшебная лаборатория! А что бы она появилась, нужно всем нам подготовиться! (дети надевают на себя фартуки, одноразовые шапочки)
Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и проведем опыты с водой.
Проходите к столам.

Попробуем сделать смеси:

1)песок с водой.

2) сахар с водой.

3)масло с водой.

У вас на столах есть схемы. Посмотрите на них, и расскажите, что вы видите?
Дети, перед вами 3 стаканчика с чистой водой и 3 мисочки.

Одна с сахарным песком, другая с речным песком, третья с растительным маслом.

Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, маслом, если мы их положим в воду.

Расскажите, что вы сейчас будете делать?

- возьмите стаканчик с водой.
- в стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Что произошло с сахаром? Растворился сахарный песок в воде или нет?

Дети: сахарный песок в воде растворился.

Давайте сделаем вывод. Что умеет вода?

Растворять вещества.
Что нужно сделать?

Воспитатель: в стаканчик положите ложечку речного песка.

Растворился речной песок в воде или нет?

Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, какие свойства воды мы вспомнили?

В третий стаканчик наливаем ложечку растительного масла.

К какому выводу мы пришли?

Масло осталось на поверхности, оно легче, чем вода.

Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. А масло легче воды, оно остается на поверхности воды и не растворяется.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Попрыгали, прыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками 

Встретились ручейки и стали большой рекой .

Текла, текла речка и попала в большой океан.

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке 

 Опыт №2

«Как разделить смеси?»

Цель: дать детям представление о разделении смесей.

Подумайте можно ли их разделить, если можно, то как?

Возьмем фильтр (салфетку), поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
- Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.
- Что мы видим?

Вода очищается.
Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?

Вода стала чистая, прозрачная.
Куда делась грязь, песок?

Вся грязь осталась на фильтре.
Я вам показала самый простой способ очистки воды. Этим простым способом нам удалось очистить воду от крупного мусора, пить её нельзя, так как в ней остались микроорганизмы вредные для нашего здоровья.

Чтобы отделить масло от воды нам понадобится ложка. Можно просто собрать масло с поверхности воды или тоже профильтровать.

Где мы можем использовать эту воду?

Полить цветы, помыть пол и т.д.

Сахар растворяется в воде и простым механическим способом не разделить. Нужно воду выпарить. На дне сосуда останется сахар.

Что бы разделить песок с водой нужно из бумажного полотенца сделать фильтр. Песок останется на фильтре. Масло легче воды и всплывёт. Можно отделить ложкой.

ВыводСмеси можно разделить!

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

Она и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летает, и бежит,

И стеклянной может быть!

Сама пить не пьёт, А нас поит.

Дети: Вода.

Мы хорошо потрудились. Когда вы вырастите, то сможете стать настоящими учёными! А для этого вам еще предстоит много узнать и много трудиться!

Рассказывает детям, демонстрирует слайды.

Опыт №1.

Схема №1

Дает детям инструкцию.

Задает вопросы.

Схема№2

Дает детям инструкцию.

Задает вопросы.

Схема №3

Дает детям инструкцию.

Задает вопросы.

Проводит физминутку.

(звучит аудиозапись со звуками

дождя)

(ручейки соединяются в одну цепочку)

(перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу)

(разбегаются и становятся возле мамы тучки).

Беседует с детьми. Задает вопросы.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Актуализация знаний

Проблемные вопросы

Рассматривают картинки, схемы на презентации, слушают рассказ педагога, задают вопросы, отвечают на поставленные педагогом вопросы, делают выводы

Выполняют  движения.

Отвечают на вопросы педагога

Рассуждают

Выражают собственные мысли

Проявляют заинтересованность

Анализируют, размышляют

Отвечают на вопросы педагога

Дети выполняют задание Выбирают нужные вещества и предметы согласно схеме.

Дети проводят эксперименты

Отвечают на вопросы педагога

Анализируют, размышляют

Отвечают на вопросы педагога

Дети выполняют задание Выбирают нужные вещества и предметы согласно схеме.

Дети проводят эксперименты

Получают новые знания

Отвечают на вопросы педагога

Получают новые знания

(дети прыгают, танцуют).

(дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Смотрят и слушают без интереса, часто отвлекаются.

Затрудняются ответить на вопросы воспитателя, т.к. не усвоили материал

Не проявляют заинтересованности к обсуждаемой цели, апатичны

Затрудняются с анализом, не могут сделать вывод

Затрудняются в выборе предметов

Ссорятся, перекрикивают друг друга, не могут договориться

Нежелание детей продолжать экспериментировать.

Не могут самостоятельно нарисовать схему.

III. Рефлексия, анализ.

Ребята, понравилось ли вам экспериментировать? Что больше всего понравилось? Что было трудным для вас? Вы расскажете дома о своих открытиях? Прошу вас подумать, и завтра рассказать мне, какие эксперименты вам интересны, с чем еще можно провести опыты.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы педагога

Неохотно отвечают на вопросы, т.к. не заинтересованы

VI. Открытость

Дома вспомните, пожалуйста, наши эксперименты и составьте к ним схемы.

Дети обещают выполнить задание

Нежелание делиться полученной информацией с кем либо.