* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

НОД по экспериментальной деятельности « Наш друг Летунчик »

Т.Г.Карапузова, воспитатель

Задачи: *расширить знания детей о воздухе; *познакомить со способами обнаружения воздуха, его свойствами; *развивать навыки проведения опытов и умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Предварительная работа: игры на прогулке с вертушками, султанчиками; выдувание мыльных пузырей; чтение стихотворения С.Маршака « Мыльные пузыри».

Оборудование и материалы: кукла Экотоша, игровой персонаж Летунчик ( воздушный шар); полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, стаканчики с мыльным раствором, трубочки для коктейля по количеству детей; песочные часы ( 1 мин); пластмассовые шарики, бутылочки закрытые, пластиковые контейнеры.

НОД

Воспитатель. Ребята, сегодня Экотоша приглашает нас в свою лабораторию. Но чтобы в нее войти, нужно отгадать загадку: « Он такой большой, что занимает весь мир. Он такой маленький, что в любую щель залезет». Верно, это воздух. Сегодня мы поговорим с вами о воздухе, будем проводить опыты, как настоящие ученые. Проходите в лабораторию, Экотоша вас уже ждет. Дети проходят в лабораторию Экотоши.

Воспитатель. Ребята, кто из вас видел воздух?( Ответы детей.) Эта комната наполнена воздухом, мы его видим ( нет), но я вас всех хорошо вижу. А вы меня? (Видим.) Воздух мы его не видим, значит он какой? ( Невидимый, прозрачный.)

Опыт № 1: « Воздух можно поймать». Воспитатель. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? ( Ничего нет, он пустой.) Видите, какой он тоненький, а теперь я его расправлю, встряхну и закручу. Что случилось с пакетом? ( Он надулся, стал похож на подушку, воздушный шарик.) Воздух занял все место в пакете. Попробуйте сами поймать воздух. Дети повторяют показанные воспитателем действия. Воспитатель. Теперь раскрутите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? ( В нем не стало воздуха.) Ребята сделаем вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, надо его « поймать». Мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли в пакете, а потом выпустили его. Слайд презентации: Куда еще можно « запереть» воздух? (Надувные игрушки, круги, рукава для плаванья, надувные матрасы, лодки.) Опыт № 2: « Воздух легкий» Воспитатель. Скажите, ребята, зачем нужны детские спасательные нарукавники, спасательные круги и надувные матрасы? ( Для того чтобы можно было плавать и не тонуть.) Почему они держатся на воде и не тонут? ( Они наполнены воздухом.)

Подвиньте к себе контейнеры с водой. Опустите туда шарик. Что происходит? ( Шарик плавает сверху.) Теперь опустите бутылочку. Что случилось? (Она утонула.) Выньте бутылочку, вылейте воду, закройте бутылочку пробкой и снова опустите в воду. Что видите? ( Бутылочка плавает сверху.) Почему? ( Предположения детей.) В первый раз бутылочка наполнилась водой, воздух из нее вышел, и бутылочка утонула, потому что вода тяжелая. Во второй раз мы в бутылочку запустили воздух, бутылочка, как шарик, плавает сверху. Ребята сделаем вывод: Значит, воздух какой? ( Легкий.)

В комнате появляется Летунчик – шарик с нарисованными глазами, носом, улыбкой.

Летунчик. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Летунчик. Как вы думаете, почему? ( Умеет летать.) Верно, я очень легкий и умею летать. А что сделало меня таким легким? ( Воздух.) Да, меня наполнили воздухом. Поиграйте со мной? Стоит только до меня легонько дотронуться пальцем, и я полечу! Только ударять по мне не надо. Это мне не нравится. Физкультминутка: « Игра с Летунчиком» Летунчик. Ребята, вы, я слышал, говорили о воздухе, о том, что его можно поймать, что он легкий. Воздух есть везде. Даже там, где кажется, что ничего нет, на самом деле спрятался воздух. Интересно, внутри людей есть воздух?

Опыт № 3: « Воздух внутри человека» Воспитатель. Возьмите стаканчики и трубочки, опустите трубочку в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки.) Летунчик. Вот видите, значит, воздух есть внутри вас. Вы подули в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, вы сначала вдыхаете новый воздух, а потом выдыхаете через трубочку, и получаются пузырьки. Как же воздух попадает в вас? ( Через нос.) Воспитатель. Ребята, как вы думаете, могли бы мы прожить без воздуха? ( Ответы детей.) Всему живому на Земле людям, растениям, животным – необходим воздух. Без воздуха мы погибнем.

Опыт № 4: « Сколько можно прожить без воздуха» Воспитатель. Как долго можно продержаться без воздуха? ( Предположения детей.) Посмотрите, это песочные часы, они отсчитывают 1 минуту. Как только я переверну часы, зажмите нос и постарайтесь не дышать.

Дети задерживают дыхание и следят за песочными часами. Воспитатель. Вот видите, даже весь песок не успел пересыпаться, а вы уже стали задыхаться, не смогли прожить без воздуха даже одну минуту.

Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас.

Опыт № 5: « Воздух не пахнет » Воспитатель. Ребята, понюхайте воздух. Сам воздух пахнет? ( Не пахнет.) Как же получается, что когда пекут пироги, мы чувствуем запах? ( Предположения детей.) Но как мы знаем, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам запаха не имеет.

Игра « Ловим запахи» Дети угадывают вдыхаемые запахи аромамасел ( лимон, пихта, апельсин.)

Опыт № 6: « Воздух можно услышать» Воспитатель. Возьмите воздушный шарик, надуйте его, а потом отпустите. Что вы услышали? ( Шипение.) Откуда этот звук? ( Воздух с силой вырвался из шарика, мы его услышали.)

Релаксация. Летунчик. Как интересно! Как много сегодня вы узнали о воздухе. Мы узнали о том, что ( дети помогают Летунчику закончить фразу):

*воздух нас окружает постоянно *воздух легче воды *воздух есть внутри предметов *воздух есть внутри людей *воздух невидим, но его можно поймать *воздух не имеет запаха, но может передавать запах *без воздуха невозможна жизнь *воздух можно услышать

Воспитатель. Скажем Экотоше до свидания. А Летунчика возьмем с собой на прогулку. Дети прощаются и уходят из лаборатории.