Тема урока: Новгородская республика

Класс: 6

Цели и задачи: познакомить с социально-экономическим и политическим устройством Новгородской республики; оценить особенности жизни новгородцев; характеризовать культуру Новгородской земли.

Планируемые результаты: 

предметные: характеризовать социально-экономическое положение Новгородской республики; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; выделять последствия политической раздробленности Руси; описывать особенности географического положения, экономики, политического строя, культурного развития Новгородской земли; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

метапредметные УУД - коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; 

регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения материала; познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения учебных задач;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

На прошлом уроке мы познакомились с историей возникновения и развития Владимиро-Суздальского княжества, его правителями. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Задания

1. Соотнесите даты и события.

1

1125 г.

В

2

1147 г.

Л

3

1169 г.

Б

4

1174 г.

Д

5

1176 г.

Г

A. Первое упоминание о Москве

Б. Взятие Андреем Боголюбским Киева

B. Начало правления Юрия Долгорукого

Г. Начало правления Всеволода Большое Гнездо

Д. Гибель Андрея Боголюбского

2. Объясните смысл прозвищ правителей Владимиро-Суздальского княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

3. Приведите доказательства того, что Владимиро-Суздальское княжество стало в XII в. наиболее могущественным на Руси.

4. Представьте, что вы купец-иноземец. Напишите письмо на свою родину о посещении Владимиро-Суздальского княжества. В письме укажите товары, ввозившиеся во Владимиро-Суздальскую землю и вывозившиеся из нее.

Тестовый контроль

1. Владимиро-Суздальское княжество располагалось в:

1) Юго-Восточной Руси 3) Северо-Западной Руси 2) Северо-Восточной Руси 4) Юго-Западной Руси

2. Реки, которые протекали через Владимиро-Суздальское княжество:

1) Ока, Волга 3) Лена, Енисей 2) Днепр, Обь 4) Волхов, Амур

3. Города Дмитров и Звенигород построил:

1) Владимир Мономах 2) Андрей Боголюбский 3) Юрий Долгорукий 4) Всеволод Большое Гнездо

4. После смерти Юрия Долгорукого Владимиро-Суздальским княжеством правил(о):

1) Всеволод Большое Гнездо 2) Андрей Боголюбский 3) Владимир Мономах 4) вече

5. Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на уделы после смерти:

1) Владимира Мономаха 2) Андрея Боголюбского 3) Всеволода Большое Гнездо 4) Юрия Долгорукого

6. При Андрее Боголюбском во Владимире было начато строительство:

1) Успенского собора 3) Дмитровского собора

2) Софийского собора 4) Георгиевского собора (Проверка выполнения заданий.)

Тема нашего урока «Новгородская республика».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Территория Новгородской земли.

2. Занятия новгородцев.

3. Основные категории населения Новгорода.

4. Политические особенности Новгородской земли.

5. Культура Новгородской земли.

Проблемный вопрос:

— Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления?

III. Введение в новый материал

Однажды герой новгородского былинного цикла Садко похвастался на пиру, что скупит все товары в городе — «худые и добрые». Два дня он скупал все товары, а на третий признался, что это невозможно: «Не я, видно, купец богат новгородский — побогаче меня славный Новгород». Действительно, Новгород славился своим богатством. Давайте совершим виртуальную экскурсию в далекое прошлое и поближе познакомимся с Новгородской республикой.

IV. Работа по теме урока

1. Территория Новгородской земли

— Изучите п. 1 § 14 учебника и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу:

— Почему авторы учебника предлагают нам начать знакомство с Новгородской землей с изучения территории и природных условий края?

— Какую территорию занимала Новгородская республика?

(Ответы учеников.)

Действительно, исследуя эти вопросы, мы определяем основные занятия жителей Новгородской земли.

2. Занятия новгородцев

— Работая с п. 2 § 14 учебника, ответьте на вопросы.

Вопросы к классу:

— Какие культуры выращивали земледельцы в Новгородском крае? Сравните с их культурами, выращиваемыми во Владимиро-Суздальской княжестве.

— Каковы были основные занятия новгородцев? Почему?

— Какие изделия новгородских ремесленников славились по всей Руси?

— С какими странами торговали жители Новгорода?

— Какие товары ввозились в Новгородскую землю?

(Ответы учеников.)

3. Основные категории населения Новгорода

Представьте, что мы совершаем прогулку по улицам Господина Великого Новгорода. Один из новгородцев пояснил нам, что все население города делится на «лучших» и «меньших».

(Учитель использует иллюстративный материал — слайды картин А.М. Васнецова и других художников, обращавшихся в своем творчестве к истории Новгородской земли.)

— Разделитесь на четыре группы. Изучите п. 3 § 14 учебника, дополнительный материал и выполните задание.

(Ученики могут пользоваться учебником, справочными пособиями, наглядными средствами.)

Первая группа рассказывает о жизни и быте «лучших людей» — бояр.

Вторая группа представляет зарисовку о жизни и быте «лучших людей» — гостей (торговых людей).

Третья группа рассказывает о жизни и быте «меньших людей» — ремесленников.

Четвертая группа повествует жизни и быте «меньших людей» — земледельцев, охотников.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

4. Политические особенности Новгородской земли

— Изучите п. 4 § 14 учебника и ответьте на вопросы на с. 119.

(Проверка выполнения задания.)

Вечевой колокол — символ Новгородской вольницы. Первые русские историки представляли вече как собрание всех взрослых мужчин, «сонмище людское». Со временем ученых стали посещать сомнения. Ведь в период расцвета в Новгороде проживало около 30 тыс. человек. Из них взрослых мужчин — не менее 4—5 тыс. Сколько же людей на самом деле входило в состав веча? Немецкие послы сообщали, что городом управляют «триста золотых поясов».

Разрешить загадку удалось известному археологу Валентину Лаврентьевичу Янину. Опираясь на письменные источники (русские летописцы указывали, что вече чаще всего созывалось на Ярославовом дворище), группа археологов во главе с Яниным, исследовала часть города, где предположительно проходило народное собрание. А потом был проведен эксперимент. На площади поставили скамьи. На них сели участники археологической экспедиции и студенты новгородских вузов. Оказалось, что вечевая площадь вмещала от 300 до 400 человек. Число совпало с сообщением немецких дипломатов о «трехстах золотых поясах». Но к каким группам населения относились эти люди?

Во время раскопок выяснилось: на территории города располагалось около 300 боярских усадеб. Совпадение вряд ли случайно. Янин предположил, что древние новгородские землевладельцы и предприниматели — бояре — как раз и составляли вече: именно в их руках сосредоточивалась власть.

А как же шумные собрания, гомон толпы, столкновения на мосту? Неужели только фантазия летописца? Когда обсуждались особо значимые вопросы, бояре приводили своих работников, которые заполняли ближайшие улицы и криками поддерживали хозяев.

— Работая с п. 4 § 14 учебника и ранее изученным материалом, объясните, чем республиканская форма правления отличается от управления в северо-восточных землях. Политический строй Новгородской земли представьте графически.

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

5. Культура Новгородской земли

Знакомясь с историей Владимиро-Суздальского княжества, мы убедились в неповторимости его культуры.

— Работая с п. 5 § 14 учебника и иллюстративным материалом, ответьте на два последние вопроса на с. 121.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Выполните задания рубрики «Работаем с картой» на с. 122 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

VI. Рефлексия

Предлагаю вам оценить изученный материал, ответив на вопросы.

— Интересно ли было вам на нашем уроке?

— Хотите ли вы узнать что-нибудь еще о Новгородской республике?

— Какие вопросы показались вам наиболее интересными? Наименее?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы на уроке.)

VII. Домашнее задание

Дифференцированное задание:

1.§ 14 (проработать),

2. Для сильных учеников – ответить на вопрос: «Какие черты политического устройства Новгородской республики вам представляются сильными, а какие нет?»

Для средних учеников – подготовить сообщение о быте новгородцев, используя ресурсы Интернет.

Для слабых учеников - выполнить задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 122 учебника (ч. 1).