Новые ценности образования.

ИОМ наставничества в действии:

«Учитель – учитель», «Учитель – ученик»

«Уча других, мы учимся сами»

Л. Сенека

Система (целевая модель) наставничества педагогических работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 3 Акбулакского района Оренбургской области» (далее - МБОУ «Акбулакская СОШ №3») разработана и реализуется на внешнем (федеральный, региональный, муниципальный уровни) и внутреннем контурах (институциональный уровень), представляет собой обязательное наличие структурных компонентов модели наставничества на период до 2028 года.

Реализация целевой модели наставничества в МБОУ «Акбулакская СОШ №3» имеет стратегическое значение, включает в себя несколько этапов, обеспечивающих поддержку всех процессов внедрения модели наставничества дорожной карты.

Встретить своего наставника - большая ценность, поэтому так важно быть открытым к миру, излучать добро, чтобы жизнь дарила лишь самых лучших людей в ответ, ведь именно люди являются самыми большими источниками благ, опыта, эмоций, событий и чувств, в которых мы так остро нуждаемся. Поэтому для запуска модели наставничества «Учитель - учитель» на первом этапе подготовки условий важным является: создание благоприятных условий, запросы от наставляемых и выбора соответствующих этим запросам наставников.

Таблица 1.

Сведения

Наставник

Наставляемый

Г. Татьяна Валерьевна

Б. Татьяна

Григорьевна

Образование

Высшее

Высшее

Педагогический стаж на момент назначения наставника/наставляемого

30 лет

-

Должность

учитель начальных классов

учитель начальных

классов

Квалификационная категория на момент назначения наставника/наставляемого

Высшая квалификационная категория

-

Срок наставничества

01.09.2019 - 25.05.2022

01.09.2019

25.05.2022

Для составления полной картины модели наставничества «Учитель - учитель» - базовой функции профессиональных взаимоотношений были определены основные направления сбора данных, в частности: академические успехи, развитие компетенций, личностные характеристики по индивидуальному образовательному маршруту (далее - ИОМ) как неотъемлемой части непрерывного образования педагогического работника. ИОМ молодого педагога был рассчитан не на простой прирост знаний, умений, навыков, компетенций, а на главное приобретение молодого работника - творческое отношение к себе, к профессии и своей роли в ней, к росту своего личностного потенциала и профессионального мастерства.

Участники практики модели наставничества (Гурьянова Т.В. – Бармаева Т.Г.) успешно прошли все этапы алгоритма модели «Учитель - учитель» по ИОМ:

- «Сопровождение», когда наставник берет на себя обязательства предоставления обучаемому помощи, в том числе участвует в развитии профессиональных навыков во время обучения;

- «Посев» - навыки либо знания, которые пока еще не актуальны, но приобретут ценность в дальнейшем, когда ситуация этого потребует;

- «Катализация» - погружение в среду изменений, провоцируя на расширение кругозора, с изменением порядка ценностей и восприятия. На данном этапе произошел резкий скачок;

- «Показ» - наставник на своем личном примере показывает определенные методики, навыки совершения определенных действий, способы решения поставленных задач, делая рабочие ситуации понятнее;

- «Сбор урожая» - концентрируется наставник для налаживания обратной связи. Чтобы понимать - что изучено за время обучения, какие выводы были сделаны.

За период практики модели наставничества «Учитель - учитель» наставляемый и наставник «росли» вместе:

- наставник Гурьянова Т.В. стала победителем в конкурсе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности, обладателем регионального профессионального знака отличия «Педагог Оренбуржья», 2023г.;

- наставляемый Бармаева Т.Г. выступала и демонстрировала фрагменты открытых уроков на районных семинарах учителей начальных классов и региональной стажировочной площадке, аттестована на 1 квалификационную категорию. С 1 сентября 2022 года продолжила педагогическую деятельность в должности учителя начальных классов в МОАУ СОШ № 89 г. Оренбурга.

Участники данной практики модели наставничества «Учитель - учитель», следуя этапам ИОМ показали уникальный опыт, достойный внимания и подражания, поскольку это способствует не только развитию профессиональных навыков, но и формированию устойчивых ценностей, необходимых для успешной реализации потенциала подопечных. Исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа, а также, исходя из запроса наставляемого родилась идея - продемонстрировать данный опыт на уровне района, региона, России. Опыт практики модели наставничества «Учитель - учитель» представила заместитель директора по учебно - воспитательной работе, учитель начальных классов, курирующий вопросы организации наставничества в МБОУ «Акбулакская СОШ №3» Е.Н. Исмиханова (Карлакова):

- на муниципальном этапе II открытого регионального фестиваля педагогических идей и инноваций «Оренфест», 2021г. (грамота РОО, 2 место);

- на II открытом региональном фестивале педагогических идей и инноваций «Оренфест», 2021г. (сертификат ГБУ «РЦРО» Оренбургской области);

- на Международном педагогическом конкурсе «Свободное образование», конкурсная работа «Наставничество - наше все!», 2023г.иплом, 1 степени);

- во Всероссийском конкурсе «Наставничество», 2024 г.

От результатов реализации данной практики наставничества

в МБОУ «Акбулакская СОШ №3» по ИОМ во многом зависело последующее внедрение следующих этапов для наставнических пар «Учитель - учитель».

Второй этап начинается с приходом в коллектив учителя начальных классов - молодого педагога Контуковой К.А. Вновь закипела работа, которая началась с ИОМ (Приложение). ИОМ был доработан с учетом собственных профессиональных перспектив наставляемого. Основная задача заключается в выявлении конкретных проблем молодого педагога, которые можно решить с помощью наставничества. Важнейшим этапом является проведение мотивационных бесед с возможным приглашением наставника, участников предыдущих программ наставничества, описание целей, задач и возможных результатов участия в модели наставничества для самих наставляемых, принципах безопасной коммуникации. В начале пути предусмотрено и психологическое сопровождение молодого педагога: индивидуальное собеседование, повышение психологической компетентности, создание имиджа.

Габдулина Ирина Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории с 1 сентября 2024г. является наставником молодого педагога Контуковой К.А.

Таблица 2.

Сведения

Наставник

Наставляемый

Г. Ирина Владимировна

К. Кристина

Андреевна

Образование

Высшее

Среднее специальное

Педагогический стаж на момент назначения наставника /наставляемого

30 лет

-

Должность

учитель начальных классов

учитель начальных

классов

Квалификационная категория на момент назначения наставника/наставляемого

Высшая квалификационная категория

-

Срок наставничества

02.09.2024 - 25.05.2028

02.09.2024 - 25.05.2028

Наставник создает оптимальные условия для повышения мотивации молодого специалиста с целью приобрести умение вести профессиональный, конструктивный спор, ведущий к решению проблемы, выработке общего мнения; мастер - класс как наиболее продуктивная форма работы, дающая возможность наглядной демонстрации конкретных методов организации педагогического процесса в ОО.

Не бывает только правильное или неправильное направление, есть вектор развития - индивидуальный маршрут - т.е. частичка души, опыта. Для начинающего педагога важно всё: как завладеть вниманием класса с первых мгновений урока, как вовремя организовать смену деятельности, снять напряжение, усталость, провести рефлексию? Наставник в текущей деятельности проводит с наставляемым беседы, консультации, помогает разработать индивидуальный маршрут профессионального развития, оказывает практическую помощь в подготовке к урокам, внеурочным занятиям, воспитательным мероприятиям. То, что для опытного учителя легко и понятно, вызывает у начинающего педагога опасения сделать что-то не так.

Результат работы наставничества не заставляют себя долго ждать. Уже с 28 по 30 августа 2024г., с 25 по 27 октября 2024г. молодой специалист принимает участие в проекте «Педагогическая ПРОкачка», который был организован на базе ГАУ ДПО «Институт развития образования» Оренбургской области (сертификат). 20 сентября 2024 года Контукова К.А. выступает перед родителями будущих первоклассников на родительском собрании по теме «Правила, которые помогут ребёнку в общении». 

Главная задача данного этапа - закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Первые шаги пройдены, впереди большая работа, которая завершится для наставнической пары в 2028 году.

Третий этап - класс «Психолого - педагогической направленности» представляют собой первый этап непрерывного профессионального образования в России. Работа по его организации и развитию началась в МБОУ «Акбулакская СОШ №3» с 2022 года. Наставником модели «Учитель - ученик» назначен педагог - психолог МБОУ «Акбулакская СОШ №3» Шведова В.С. Вера Сергеевна отвечает за функционирование, методическое и информационное сопровождение работы класса «Психолого - педагогической направленности».

. Первый год оказался насыщенным и плодотворным. В феврале 2023 года на заключительном этапе Олимпиады, организаторами которой выступили преподаватели кафедры возрастной и педагогической психологии, Акбулакский район представили четверо обучающихся класса «Психолого - педагогической направленности» МБОУ «Акбулакская СОШ № 3». По результатам отборочного и заключительного этапов Олимпиады в г. Оренбурге Трофименко Полина заняла 1 место, Мещерякова Дарья - 2 место. Остальные участники получили сертификаты об участии в Олимпиаде.

Также в 2023 году обучающиеся класса «Психолого - педагогической направленности» МБОУ «Акбулакская СОШ № 3» под руководством наставника - педагога - психолога Шведовой В.С. приняли участие в форуме для профильных психолого - педагогических классов Оренбуржья «Амбассадоры психолого - педагогического образования», которые представили социально - воспитательные проекты, направленные на здоровый образ жизни, профилактику суицидального поведения, добровольчество и волонтерство, помощь детям - инвалидам, социальные сети: плюсы и минусы для подростков, «Твори добро» - помощь нуждающимся. По итогам конкурса Трофименко Полина награждена дипломом I степени за победу в данном конкурсе, остальные обучающиеся получили сертификаты участников.

В июле 2023 года проходил конкурсный отбор обучающихся психолого - педагогических классов на участие во «Всероссийском юношеском педагогическом форуме» на базе ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». В конкурсе учитывались индивидуальные достижения ребят психолого - педагогических классов, а также оценивалось эссе на тему «Стать педагогом - для меня значит...» и творческая видео - визитка. МБОУ «Акбулакская СОШ №3» с гордостью может сказать, что в 2023 году Оренбургскую область на Форуме представили обучающиеся класса «Психолого - педагогической направленности» Трофименко Полина и Юльчурина Милана. Среди спикеров и гостей ВЮПФ - 2023 представители Министерства просвещения Российской Федерации, призеры и победители Всероссийского конкурса «Учитель года России», ведущие представители системы образования РФ. Для всех участников Форума - это знакомство и общение с новыми и интересными людьми, а также уникальная возможность пообщаться и задать вопросы известным спикерам.

12 ноября 2024 года по итогам регионального психолого-педагогического диктанта для обучающихся на базе Института педагогики и психологии (ИПиП) ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» - 6 обучающихся заняли 1 место, 2 обучающихся 2 место, 3 место - 1 обучающийся.

Таким образом, говоря об эффектах реализации ИОМ в МБОУ «Акбулакская СОШ №3» как новой ценности образования в действии: «учитель - учитель», «учитель - ученик», представленной в виде самопроектируемой деятельности, направленной на самосовершенствование, самоконструирование, самоопределение, саморазвитие и, в конечном итоге, на самореализацию и самоактуализацию личности наставляемого.

Наставничество способствует передаче знаний, опыта и ценностей, помогает развивать уверенность, мотивацию и навыки наставляемых, а также создает доверительные отношения, имеет большое значение для развития индивидуумов, персонала и общества в целом, и его роль продолжает расти в современном мире, закрывая ряд вопросов. И очень важно, чтобы молодой специалист не останавливался, ведь только идущий осилит дорогу. И со временем, он также станет наставником, который будет нести свет, добро и тепло профессии, но уже другому, новому поколению педагогов…