Нравственность и духовность в физическом воспитании дошкольников

МДОУ ИРМО «Большереченский детский сад»

Кобякова Василина Владимировна

(e-mail:vasilina.kob@mail.ru)

Вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривались всегда, но особую значимость приобрели в настоящее время.  Нравственность и духовность – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы вкладываем в душу ребёнка сейчас, становится нашим будущим.

Цель педагога сформировать нравственное сознание, воспитать волевые черты и качества ребёнка. Самым эффективным и доступным средством решения задач духовно-нравственного воспитания детей являются занятия физкультурой.    Регулярные занятия по физической культуре позволяют детям не только овладеть двигательными навыками и развить физические качества, но и закалить характер, заложить основы здорового образа жизни. Формируется внутренний мир ребенка, его мысли, чувства, поведение. Физкультурные занятия способствуют становлению волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении считаются подвижные игры.

 В нашем детском саду педагогическая работа построена так, что духовно-нравственное воспитание является естественным процессом и результатом всего образовательного процесса.     Основу физического воспитания составляет двигательно-игровая деятельность, в которой формируются нравственные качества путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает выполнение физических упражнений, содействует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, привычках. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы.

На занятиях физической культурой использую самые доступные средства нравственного воспитания, как:

- организация учебно-тренировочных занятий. Дежурство на занятиях побуждает дошкольников к добросовестности и ответственности;

- подвижные игры. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает чувства товарищества, коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм;

- соревнования. Строгое выполнение их правил, воля к победе, командный дух, смелость, решительность, мужественность, самообладание;

- спортивные праздники способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма.

Для реализации поставленных задач нравственного воспитания использую следующие методы и приемы:

- оценка поступков. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении;

- накопление морального опыта и его закрепление осуществляются методом многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности.

- убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, педагог разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению;

- положительный пример детей и самого педагога. Чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.

Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.

Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом детского сада по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на группы:

- Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует проведение праздников, посвящённых Дню Матери; День урожая; соревнования «А, ну-ка, папы!»; спортивное мероприятие посвящённое Дню дошкольного работника; «Новогодняя потеха».

В процессе организации спортивных досугов - «Весёлые старты», «Малые олимпийские игры», спортивные эстафеты по ПДД –  совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.

- Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов нашей страны и области осуществляется  на физкультурных занятий, в которые включаю народные игры, в процессе которых дошкольники познают игровой опыт прошлых поколений.  В них дети ненавязчиво знакомятся с образом жизни людей прошлого, их трудом, бытом, национальными устоями, приобретают представления о чести, смелости, мужестве. Таким образом, радость движения на физкультурных занятиях, сочетаю с духовным обогащением детей. Народные игры привлекают тем, что они, имея нравственную основу, учат ребят обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, её языку, а, следовательно, и родному краю, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Данная группа игр вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, обогащению словарного запаса дошкольника. В конце игры необходимо положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования духовно-нравственного мира ребёнка: толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов населяющих РФ.  

- Проводятся праздники с элементами русского фольклора: «Колядки», «Масленица».

Приоритетное направление нашего дошкольного учреждения – нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.  

         Работу по данному направлению можно представить, как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества и парад в честь Дня Победы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки и проведения этих мероприятий, на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши.  Мероприятие проходит в торжественной обстановке, в тематически оформленном зале. Для средних групп организуются спортивные соревнования с участием пап с целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх.

Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагогов и родителей достигается цель духовно-нравственно воспитания дошкольников, которые не только физически развиты, что не мало важно на пороге школьного обучения, но и имеют активную гражданскую позицию, обладают социально-ценностными, нравственными качествами, и потребностями в здоровом образе жизни, способностью к саморазвитию с развитым творческим потенциалом.

Список литературы

Беспалько В.П. Слагаемые

духовно-нравственно воспитания

.

– М.: Просвещение, 2011

. -105с.

Заиче

нко Я.И., Влияние

физических упражнений на организм дошкольников // Совершенствование системы физического воспитания и физкультурного образования в современных условиях. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - изд-во ИТФК, Иркутск, 2009.

Якиманская

И. С. Методика

духовно-нравственно воспитания

.

– М.: Просвещение, 202

0