Методическая разработка для педагогов ДОУ.
Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине.
«О чем хотел рассказать художник?»
Цель: Формирование умений чувствовать настроение, отраженное художником в картине и передавать его словом.
Задачи: совершенствовать умение составлять описательный рассказ.
Обогащать словарный запас новыми словами.
Вызвать интерес к живописи, поэзии.
Методические указания:
Предложите детям рассмотреть картину за несколько дней до занятия с друзьями или индивидуально. Будет здорово, если эта картина поселится у вас на несколько дней на самом видном месте. Ребята смогут почаще ее рассматривать, увидят разнообразие мелких деталей и оттенков цвета.
Предложите детям прослушать стихи русских и советских поэтов, отражающих сюжет картины. Стихотворение вы можете прочитать сами или включить аудио запись. А можно внести «изюминку» в поэтическую минутку! Чтецы – родители детей!
Таким образом, ребята уже будут готовы к составлению описательного рассказа на занятии, что дает лишнее время для интересных высказываний.
Предложите детям рассказать:
Какое настроение вызывает картина?
Что показалось вам интересным, необычным?
Как вы думаете, что предшествовало событиям на картине?
Придумайте, что могло случиться потом.
Как бы вы назвали картину?
Далее прочитайте рассказ о картине. Читайте не спеша, показывайте объекты о которых читаете.
После прочтения рассказов задайте вопросы, которые следуют ниже.
Когда все интересное и важное обсудили – можно приступать к описательному рассказу.
Рассказ проводим по обычной методике – один ребенок начинает, другой продолжает. Во время рассказа педагог подталкивает и поощряет использование в рассказе выражений, из прочитанного текста или стихотворения, личных впечатлений и рассуждений.
При рассматривании картин: «Три богатыря» и «Утро в сосновом лесу» ребята могут выбрать понравившегося героя и рассказать о нем. Следуюший рассказчик продолжает о другом герое картины.
Можно в рассказ внести необычный момент – записать рассказы детей на диктофон, конечно, не сообщая об этом детям.
Позже в минутки тишины или во время утреннего (вечернего) круга можно включить запись.
Это порадует ребят и даст положительный заряд энергии на весь день.
Когда описательный рассказ уже составлен можно провести с детьми физкультурную минутку, игры и упражнения на звуковой анализ слова, грамматический строй речи.
Эти виды деятельности хорошо прописаны в книге «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет» О.С. Ушаковой.
Можно использовать игры, предлагаемые мною в игротеке. В игротеке предложены словесные, дидактические игры. Для детей подготовительной группы и для читающих предложены игры для развития письменной речи.
Иван Шишкин
«Рожь»
На картине изображено лето. Мы видим ржаное поле. Колосья стали тяжёлые и клонятся к земле. Поле охраняют богатыри-сосны. Нет края полю. Можно сказать – это золотое поле хлебов. Эта картина как будто песня труду человека. Рожь – это символ жизни. Сначала художник Иван Шишкин назвал эту картину: «Раздолье, простор, русское богатство».
Около поля идёт дорога. Она пуста. По этой дороге не часто ездят. Она заросла травой. Но дорогу украшают ромашки, васильки. На небе мы видим стаю птиц в вышине, и тяжёлые облака. Возможно, скоро пойдёт летний, тёплый дождик.
Вопросы после чтения рассказа:
Как вы понимаете слова – «простор, раздолье»?
С чем художник сравнивает сосны? А вы как думаете, на что они похожи?
В рассказе используется выражение : «колосья клонятся к земле». А как можно сказать по другому?
Почему про облака говорится, что они «тяжелые»?
Игротека:
«Рифма», «Нарисуй колос или дождь из букв» (можно написать заданное слово или знакомые детям буквы), «Подбери прилагательные к словам: «сосна», «дождь», «Выложи слово «поле» из конструктора» (коллективное), «Живые слова» («Поле охраняют богатыри - сосны» (меняем слова местами)
«Корабельная роща»
На картине изображён ясный, солнечный день. В таком лесу приятно гулять, дышать свежим воздухом. Очень красиво нарисован ручей. В нём отображаются деревья. Через ручей проходит оградка из берёз. Одну из них унесло водой, и она зацепилась за камень. Березка так и осталась лежать на пути ручья. В ручье вода чистая, прозрачная, через неё видно небольшие камешки на дне. По берегам ручья много камней, большие и поменьше. Берега у ручья высокие. Видимо здесь раньше протекала речка, а потом она высохла. И теперь ручей разливается только после сильных дождей. Мы видим, что вода текла сильно. Из-за воды обсыпалась земля, и стало видно корни сосны. По берегам ручья растёт зелёная трава, белые цветы. Им хорошо около воды.
Солнце на картине освещает маленькую полянку. Дальше оно не проникает, потому что много деревьев. Они не пропускают лучи солнца. В лесу темно. Огромные сосны-великаны растут рядом с молодыми, как будто они соревнуются кто из них выше. Именно такие мощные деревья с давних пор шли для строительства кораблей.
Вопросы после чтения рассказа:
В рассказе говорится, что «в ручье отображаются деревья», «Через ручей проходит оградка из берез». Какими словами можно заменить выражения: «отображаются» и «оградка»?
Как автор описывает воду в ручье? Что можно сказать о ручье, какой он?
У всех речек есть название. Давайте придумаем название ручейку!
На картине мы видим одну березку, которую унесло водой. С чем ее можно сравнить? На что она похожа?
В рассказе сосны сравнивают с великанами. Почему? На что еще они похожи?
Иван Шишкин назвал картину «Корабельная роща». Как вы думаете можно ли назвать картину «Сосновый лес»? или «Сосновый бор»? или «Сосновая чаща»?
Какие выражения из рассказа вам понравились, показались интересными?
Игротека:
«Деление слов на слоги», «Подбери слово» (про что можно сказать «сосновая»? «сосновый»?), «Корабль» (словообразование. Из металла – металлический и тд), «Придумай предложение» (из 1 – 3 слов из текста), «Наоборот», «Звук потерялся» (звукобуквенный анализ слова «лес»), «Напиши слово».
«Утро в сосновом лесу»
Наступило утро. Солнце только всходит. Его видно на верхушках деревьев. Внизу около земли ещё не рассеялся туман. Проснулись обитатели леса: медвежата и медведица. Медвежата изображены на картине такими игривыми, что и не подумаешь, что медведь это большой и дикий зверь.
Медвежата забрались на упавшую сосну. Они как будто играют в космонавтов. Один залез внутрь дерева, как в ракету. Другой медвежонок проверяет, всё ли работает. А третий медвежонок выбирает в какую сторону лететь.
А медведица, как заботливая мама смотрит за игрой медвежат. И как будто им говорит быть осторожными: чтобы они не упали, не поранились об острые края поломанной сосны. На картине изображён старый лес. Деревьям много лет. На стволах деревьев растёт мох. Деревья такие высокие, как будто достают до голубого неба. Ветки у деревьев толстые. Наверное, медвежатам нравится лазить по ним, как по лесенке. В лесу много поваленных деревьев. Видимо недавно был сильный ураган. Только он мог поломать такие могучие деревья. Теперь у медвежат будет новая игра. За поломанными деревьями можно прятаться, когда играешь в прятки.
Вопросы после чтения рассказа:
Какими словами тебе хочется рассказать о медвежатах? (пушистые, мохнатые, косолапые, ловкие, любопытные, смешные)
Про что еще можно сказать новая?
Что такое «ураган»? Как еще называют сильный ветер? (торнадо, тайфун, смерч, буря).
Подберите похожие слова к слову –«ветер»
(ветерок, ветрище, ветрило)
Почему одни деревья и листья на картине изображены светлым цветом, а другие темным?
Игротека
«Подбери слово» (на слог «ма»), «Рифма», «Чья голова, лапа?», «Дорисуй букву» (дорисовать недостающие детали), «Составь слово» (выкладывание слова «мох» из природного материала, кубиков, конструктора и тд), «Похожие слова» (написать слово и прочитать наоборот. Например: нос – сон и тд)
«Зима».
Мы видим на картине дремучий зимний лес. Прошел видимо не один снегопад, и лес сильно завалило снегом. На переднем плане поваленные старые деревья и маленькие елочки. Елочки стоят в пышных белых платьях, как невесты.
Все покрыто толстым слоем снега. Здесь никто не ходит: ни звери, ни человек. Все заколдовано волшебным сном. Кажется, что сейчас выглянет из - за деревьев сказочный Морозко в серебряном наряде.
На картине всего два цвета: белый и черный. Но художник умело ими пользуется. Где то снег с желтоватым оттенком, а где падает тень снег серый. Стволы деревьев сначала казались черными, но если присмотреться, то станет заметно, что художник использовал все оттенки коричневого. И солнечный свет их хорошо освещает.
Художник красиво нарядил в серебро каждую травинку. Но видимо тяжелый это наряд. Все травинки склонили свои головки к земле.
В лесу тихо, спокойно. Один только страж охраняет этот сказочный сон - птица на ветке.
Вопросы после чтения рассказа:
Про что можно сказать – «зимняя»? (дорога, песня, береза, шапка, перчатка, погода)
Как вы понимаете слово – «страж»? Как можно сказать по – другому?
С чем можно сравнить толстый слой снега? (ковер, перина, шуба, одеяло)
Как вы думаете, что снится спящим деревьям?
Игротека:
«Деление слов на слоги», «Снегопад» (словообразование с окончанием – пад), «Наряд» (словообразование. Из золота – золотой, жемчуг, бумага, шелк, парча, мех и тд), «Наоборот», «Рифма», «Составь и напиши слово из первых букв по картинкам» (например: солнце, орех, носок – сон, или мяч, иголка, рак – мир и тд),
Исаак Левитан
«Осень»
Это спокойный день осени. Солнце светит не ярко. Мы видим: поля, рощи, реку. Художник очень любил рисовать берёзы. Много их здесь. Берёзовая роща. Осень окрасила природу в свои любимые цвета: жёлтый, золотой, оранжевый. Но не всё ещё пожелтело. Трава ещё зелёная. Она только начала желтеть.
Дует ветер, и листья берёз гнутся. Они как золотые монетки, переливаются. Листья летят, кружатся и падают. Они шуршат под ногами, как будто шепчут сказку. Берёзы в белых сарафанах смотрятся в реку, как в зеркало. Вода в реке не двигается. В ней видно даже небо. Картина как будто говорит: «Люди, посмотрите какая красивая осень!» На заднем плане мы видим дома. Это деревня. Дома маленькие, потому что они далеко.
Вопросы после чтения рассказа.
Как выдумаете на картине изображено начало осени или конец? Почему?
Вспомните, как автор, рассказывает, что происходит с листьями?
Придумайте, о чем могут рассказать деревья.
«Березы в белых сарафанах» говорит автор. С кем автор сравнивает дерево?
А на что похожа крона (или ветки) березы? На что еще похож ствол дерева?
Про что можно сказать «солнечная» или «солнечный»?
Игротека
«Назови дерево» (педагог говорит первый звук в слове, а дети называют дерево), «Поваленные деревья» (игра в паре. Один начинает выкладывать букву из счетных палочек. Другой заканчивает), «Деление слов на слоги», «Рифма», «Живые слова» ( Меняем в предложении слова местами «Художник очень любил рисовать березы»)
«Март»
Мы видим на картине тёплый весенний день. Солнце озарило всю картину жёлтым цветом. Это придаёт картине много тепла, и света. На картине как будто весна борется с зимой. Солнце светит, а снег ещё не растаял.
От солнца согрелась лошадь, и дремлет. Её хозяин ушёл в дом. Мы видим крыльцо. Дверь дома открыта. Кажется, что сейчас из неё выйдет хозяин, которого заждалась лошадка.
Небо на картине голубое. Лес ждёт весну. От деревьев видны тени. На одном дереве скворечник. Кто же смог забраться так высоко, чтобы повесить домик для птиц? Наверное, берёза была маленькой, когда кто-то повесил на неё скворечник. А потом берёза выросла.
На дороге из-под снега виднеется земля. Дорогу посыпали песком, соломой. Около деревьев снег голубой, а где то от солнца – жёлтый, или фиолетовый от тени. На картине видно, как капает подтаявший снег с крыши дома. Куча снега осела и солнце откусило у неё кусок. Зима подходит к концу. Скоро будет весна, и прилетят скворцы.
Вопросы после чтения рассказа:
Как вы понимаете выражения – «куча снега осела» и «солнце откусило кусок снега»? Как сказать по - другому?
Про что еще можно сказать «теплый»?
Подберите похожие слова к слову – «куча»
(Куча, кучка, кучища)
Игротека:
«Чей дом?», «Дом» (словообразование. Из дерева – деревянный и тд), «Придумай предложение» (используя 2 – 3 слова из текста), «Подбери слова, которые начинаются со слога – ка), «Напиши буквы, в которых имеется элемент буквы – О» (например: Ю, Р, С, Э), «Строим дом» (название деталей дома: крыльцо, балкон, дверь, окно, крыша, веранда, стены и тд), «Нарисуй схему предложения» ( Лес ждет весну).
«Большая вода»
Эта картина называется «Большая вода» не зря. В этом году вода сильно разлилась. В воде оказались и берёзовая роща, поле. Если бы она сильно разливалась каждый год – дома в низине не построили бы. А сейчас они стоят в воде. А вот домам на холме повезло больше, стоят целые и горя не знают. Вода на картине чистая, ровная как зеркало. Она на картине изображена по-разному. На переднем плане она голубая, а вдали синяя. В воде отражается голубое небо, лёгкие облака и деревья без листьев. Вода затопила берёзовую рощу. А роща совсем не расстроилась, что воды много. Берёзкам и ели всё нипочём. Их толстая кора защищает. Деревья не успели ещё распустить свои листочки, стоят с жёлтыми листьями. Все берёзки молодые, у них тонкий ствол и красиво изогнуты ветви. Стоят деревья и любуются своим отражением в воде.
На переднем плане картины мы видим жёлтую полоску берега. К берегу причалила лодка. Может быть, на ней кто-то приплыл. Видимо люди из затопленных домов перевозят вещи. А может эта лодка стояла около домов в низине. Сюда её принесло водой. На картине изображён весенний день. Природа просыпается от зимнего сна. Небо высокое, голубое. Облака похожи на кружево. Солнце светит ярко и греет всё теплее. На картине много жёлтого цвета, нежно-голубого, зелёного. Поэтому, картина получилась такая светлая, красивая.
Вопросы после чтения рассказа:
Как вы понимаете выражение «природа просыпается от зимнего сна»?
А вы видите, что отражается в воде? Что еще может отражаться в воде?
(дома, лодка,забор, машины и тд)
Про что еще можно сказать – «чистая»? (вода, рубашка, чашка, машина, игрушка и тд)
Вспомните, по словам автора, что делают деревья? (любуются своим отражением в воде).
Про что еще можно сказать – «светлая»? (машина, одежда, комната, голова).
Как вы понимаете выражение «светлая голова»?
Игротека:
«Угадай слово» ( пишем согласные, вместо гласных черточки. Например:
м – р, (мир), к – т (кит или кот), л – к (лук), н – с (нос) и тд), «Выложи слово «елка» (из ниток, счетных палочек, природного материала, конструктора. Можно в паре с другом), «Деление слов на слоги», «Подскажи словечко», «Подбери словечко» (подбор прилагательных к слову «вода»), «Наоборот», «Звукобуквенный анализ слова «вода»).
Иван Хруцкий
«Ваза с цветами, фрукты»
Это сложная картина. В ней много мелких и крупных элементов Мы видим на столе красивую вазу. В ней белые и красные пионы. Они похожи на шапку, мохнатые. В букете есть голубые ирисы, и два нарцисса. Они как два солнышка придают букету радостное настроение. Очень красивы синие васильки, рядом с колосьями пшеницы. Они и в поле растут рядом. Ваза сделана из глины. На ней рельефный рисунок – лисицы под деревом. Рядом с вазой на столе лежат фрукты. С одной стороны плетёное лукошко с персиками. Персики такие красивые – так и просятся в рот! Видимо кто-то собирался персик съесть, и разломил его пополам. За лукошком с персиками стоит целая корзинка со смородиной, красной, белой, чёрной.
С другой стороны – устроилась большая тыква. На ней виноград. А рядом с тыквой три спелые груши. По одной из них ползёт муха – ей тоже захотелось попробовать фрукт. Около вазы стоит стакан с водой, и в нём долька лимона. Вероятно, воду в стакан налили из графина, который спрятался за тыквой. Здесь же начатый лимон, от которого отрезали дольку. Она лежит рядом с грушами. Над стаканами наклонился цветок, как будто он хочет пить.
Этот натюрморт разный на вкус. Лимон и смородина – кислые, а груши и персики сладкие.
Художник использовал много жёлтого цвета, поэтому картина получилась яркой, праздничной.
Вопросы после чтения рассказа:
Про что, еще можно сказать: «Мохнатый?»
Каким словом можно заменить слово «разломил»? (оторвал, отрезал, поделил, отломил)
Как можно по-другому сказать предложение «С другой стороны устроилась большая тыква»?
Игротека:
«Запиши слова, в которых 3 – 4 буквы» (например: мак, сок, вода и тд), «Рифма», «Ваза» (словобразование: глиняная, стеклянная, железная, фарфоровая, деревянная и тд), «Сок» (словообразование. Персик персиковый и тд)
Мордовина Нинелла.
«Хлеб и соль»
Когда смотришь на эту картину, кажется, что хозяева накрыли на стол и ждут гостей. Ствол накрыли белой скатертью и полотенцем с цветами. На них лежат пышные хлеба, сладкие булочки, мягкие баранки, пирожки. В центре картины, около хлеба стоит деревянная солонка на ножке. На солонке нарисованы красные ягоды. Солонка здесь нарисована не зря. В России всегда дорогих гостей встречают хлебом и солью. В правом, нижнем углу картины на доске лежит пирог. От пирога уже отрезали два куска. На разрезе пирога видно, что начинка в нём тёмная. Вероятно это пирог с грибами. Раньше в России часто делали такие пироги. Около пирога лежит нож с серой ручкой. Если гости захотят ещё пирога – отрежут ножом.
На заднем плане, на стене висят большие и маленькие баранки на верёвке. Раньше баранки так и продавали целой связкой. На стене, около баранок висит полка. Её тоже накрыли красивым полотенцем с цветами. На полку хозяйка поставила красивый, белый чайник. На нём нарисованы петух и цветы. Рядом с чайником расположились жёлтая чашка для чая, деревянная расписная ложка и глубокая миска с узорами.
Под полкой спрятался белый батон хлеба. На картине цвет хлеба передаёт из какой муки он сделан; из белой пшеничной или из серой ржаной;
Хлеб, который мы видим на картине, был изготовлен в разных формах. Есть хлеб круглый и кирпичиком, есть батон и хлеб в форме кекса.
На картине нарисован праздник, который у каждого может быть. Ведь самое главное, чтобы дома был хлеб.
Вопросы после чтения рассказа:
Как вы понимаете выражение - «Дорогие гости»?
Как можно по – другому назвать петуха? (петух, петушок, петушище)
Опишите, какой вы видите на картине хлеб? (белый, серый, круглый, прямоугольный, пышный, свежий, мягкий и тд)
Игротека:
«Угадай слово» (согласные написать, а вместо гласных черточки. Например: м – л – к - (молоко), б – т – н (батон), к – ш – (каша) и тд ), «Посуда» (словообразование. Соль в солонку, сахар в сахарницу, сухари в сухарницу и тд), «Слоги», «Хлеб» (словообразование. Из пшеницы - пшеничный, кукурузы - кукурузный, отрубей - отрубной и тд), звуковой анализ слова «Соль».
Васнецов
«Три богатыря»
На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Это герои русских былин.
В центре картины изображён Илья Муромец. На руке у него булатная палица в другой руке копьё. Илья готов к бою. Он вглядывается вдаль, но не торопится. Даже ногу высвободил из стремени. Он бесстрашен, но справедлив. Конь под Ильёй Муромцем под стать богатырю – сильный, выносливый.
Добрыня Никитич изображён величавым. Он был образованным человеком. С ним связано много чудес: заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня Никитич уже вытаскивает меч, он готов бросится в бой.
Алеша Попович молодой и стройный. Он изображён с луком и стрелами. Прикреплённые к седлу гусли говорят о том, что он не только бесстрашный воин, но и весельчак, песенник. Алёша Попович богатырь находчивый – где силой не взять, что-нибудь придумает. Обходит врага. К битве он тоже готов, и лук держит наготове.
У богатырей разного цвета кони. У Ильи Муромца конь чёрный, у Добрыни белый, а Алёши рыжий. Упряжка на конях тоже отличается. На коне Ильи – металлическая цепь, конь Добрыни в красивой упряжке, а конь Алёши в простой, обычной.
Упряжка коней, одежда богатырей не выдуманы. Они такие были в то время. У всех богатырей надёжная металлическая кольчуга поверх одежды. У Добрыни и Алёши кольчуга из пластин, а у Ильи из колечек.
У каждого из богатырей есть оружие и щит. У Ильи Муромца щит на руке, у Алёши Поповича – на спине, у Добрыни Никитича впереди. Они могут сражаться против любого врага. Богатырей можно сравнивать с горами, или могучими деревьями. Художник вокруг богатырей создал природу, которая как будто ожидает опасность. Небо тревожное. Тучи застилают всё небо. Поля, за спиной богатырей тёмные. Трава пожухлая, жёлтая. Только ёлочки стоят крепко, как богатыри. Мы видим на картине ветер. Он теребит гривы и хвосты лошадей. Богатыри изображены такие могучие – их не собьёт никакой ветер. Богатыри на этой картине представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.
Вопросы после чтения рассказа:
Про что можно сказать железный? (щит, шлем, меч, и тд)
Как вы понимаете выражение – «Железный характер»? Можно сказать, что у богатырей железный характер?
Как вы понимаете выражение – «Образованный человек»?
Какое снаряжение вы видите у богатырей? (меч, булатная палица, лук и стрелы, кольчуга, копье, щит).
Игротека:
Выложи слова из пуговиц: «Меч», «Лук», «Живые слова» (предложение – «Он был образованным человеком»,